Интернат для сирот

Как социализировать детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации?

Одна из важнейших проблем современной России – проблема социализации личности. Если для детей, растущих в семьях, необходимость социализации не так ярко выражена, то для детей-сирот это вопрос жизни и смерти. Помимо семьи, среди институтов социализации важнейшее место занимают учреждения интернатного типа. Попытки создания интернатов в России уходят во времена Петра I, но методичное и массовое развитие интернатные учреждения получили лишь в советское время, где политика социализации личности была возведена в ранг государственных целей.

Современные школы-интернаты появились после 1956 года, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации школ-интернатов». Предполагалось, что школы-интернаты станут учебно-воспитательными учреждениями нового типа, где в перспективе должны были учиться и воспитываться все советские дети. Государство предполагало, что со временем школы-интернаты станут образцовыми воспитательными учреждениями, которые будут осуществлять социальное воспитание детей, заменяя семью, и готовить учащихся к практической деятельности. В этих целях в интернатах создавались все условия для всестороннего развития детей, для воспитания в них начал коллективизма.

 

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ШКОЛЫ

К 1961 году в СССР функционировало свыше 3 тыс. школ-интернатов, в них обучалось более 700 тыс. воспитанников. Среди них была и школа-интернат г. Махачкалы, открытая еще в 1957 году как общеобразовательная восьмилетняя школа, впоследствии преобразованная в интернат.

Первым директором махачкалинской школы-интерната стал педагог-профессионал Магомед Меджидович Меджидов, руководивший учреждением до 1970 года.

В 1970-е гг. в стране меняются целевые ориентации школ-интернатов от образцовых воспитательных учреждений для всестороннего образования учащихся к образовательным школам-интернатам для детей, не имеющих условий для воспитания в семье. Таким образом, школы-интернаты стали институтом социализации для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и не имеющих условий для воспитания в семье.

В 1978 году махачкалинская школа-интернат была реорганизована в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С января 2020 года школа имеет статус муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – МБОУ «Интернат сирот».

 

КРИЗИС 90-Х

Социально-экономический кризис девяностых годов негативно отразился на семье как институте социализации. Таким образом, именно в настоящее время школы-интернаты приобрели действительно важное общественное значение. Это требует от общества и государства особого внимания к школам-интернатам.

Постсоветский кризис оказал крайне негативное влияние в том числе и на положение махачкалинской школы-интерната: дефицитное финансирование, отсутствие необходимого образовательного оборудования, нехватка кадров и т.д.

В настоящее время в интернате обучаются и воспитываются более 150 ребят. За почти 60 лет выпускниками интерната стали более 1 500 детей.

В современных условиях основной процент воспитанников – это дети из неполных семей. Неполная семья – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Махачкалинская школа-интернат уделяет много внимания всестороннему развитию способностей у детей. Школа оборудована современным компьютерным классом, функционируют различные кружки и спортивные секции, проводятся культурно-оздоровительные фестивали. Ежегодно дети проводят летние каникулы в оздоровительных лагерях. С ними работают 28 учителей и 43 воспитателя, большинство из которых имеют высшую и первую педагогическую категорию.

 

НЕОБХОДИМО УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВА

Большое значение имеет сотрудничество интерната с различными детскими и профессиональными организациями, которые могут помочь выпускникам в дальнейшей судьбе. Одной из главных проблем сегодня является послешкольное устройство выпускников – продолжение обучения в вузах, обеспечение жильем… Бюджета самой школы-интерната на подобные меры поддержки выпускников недостаточно, поэтому имеют большое значение поиск частного финансирования и государственные программы помощи.

Городские власти сегодня принимают активное участие в жизни школы-интерната, оказывая значительную моральную и материальную поддержку. Мэр города Салман Дадаев регулярно посещает воспитанников интерната, оказывая им столь необходимое внимание. Однако этого недостаточно для полноценной интеграции детей-сирот в общество. Необходимо активное участие и интерес общества. В целом в Дагестане идет серьезная работа по реализации общероссийских программ улучшения жизни детей. Министерство образования и науки РД в рамках республиканских программ «Дети-сироты» оказывает большую поддержку школе-интернату для создания условий социальной адаптации детей-сирот.

Обычно школы-интернаты имеют репутацию «закрытости» и социальной отчужденности, неадекватность социального окружения в виде частой смены ухаживающего взрослого или нарушения его социального поведения ведет формирование негативного социально-эмоционального опыта у ребенка и рассматривается в качестве фактора риска, нарушения его психического здоровья. Социально-эмоциональное развитие детей невозможно вне постоянного непрерывающегося общения с чувствительным, отзывчивым и эмоционально доступным человеком. У махачкалинской школы-интерната большое преимущество в этом, так как 23 сотрудника проработали в школе 25 лет. В школе созданы такие условия, при которых ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, быстро адаптироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействие окружающей среды, осваивать различные социальные роли.

Возможно, обычным школам будет полезно брать пример с такой школы-интерната.

«Что касается воспитания детей – с ними трудно. Для каждого нужен свой подход. У нас дети разные, и попали они сюда не просто так. У них есть понимание того, что они сироты, и поэтому они держат в себе какую-то обиду, но мы стараемся сделать так, чтобы предоставить им максимальный комфорт. В нашей школе созданы все условия, у нас есть социальный педагог, психолог, есть свое хозяйство, которым также занимаются и дети.

И я бы хотел поблагодарить Салмана Дадаева за внимание к сиротам, ведь благодаря ему на сегодня у нас есть все, чего не было раньше.

Единственная проблема, которая до сих пор актуальна, – возраст зданий, они здесь 1957 года. Но сейчас этот вопрос рассматривается администрацией города. Думаю, в ближайшее время решение будет принято», – рассказал «МИ» директор «Интерната сирот» Малик Гаджиев.

 

Зайнаб МУСАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошел общереспубликанский субботник

Сегодня на улицах столицы Дагестана состоялся общереспубликанский субботник. Парламент РД, коллективы министерств и ведомств, расположенных на территории Махачкалы, общественные...

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...
spot_imgspot_img

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам