Ид аль-Адха (Курбан-байрам) является главным праздником мусульман. Он приходится на 10-е число месяца зуль-хиджа, т. е. на следующий день после священного дня – дня Арафа. Последующие за ‘Ид аль-Адха три дня (т. е. 11, 12 и 13 числа) называют днями ташрика. Начиная с захода солнца накануне дня ‘Ид аль-Адха и до ‘ид-намаза (праздничной молитвы) мусульмане громко читают такбир.
Ночь с 9-го на 10-е зуль-хиджа желательно оживить служением Аллаху, то есть провести в бдении и во всенощном ибадате. Если нет возможности сделать это, то постарайтесь оживить хотя бы последнюю треть ночи или малую ее часть, если и это невозможно, то постарайтесь хотя бы ночной и утренний намазы совершить коллективно (с джамаатом) в мечети. После полуночи желательно совершить полное омовение по случаю праздника (намерение: «Я намереваюсь совершить полное суннат-омовение по случаю праздника Курбан-байрам во имя Всевышнего Аллаха»), постричь волосы и ногти, т. е. заняться личной гигиеной. Если вы не смогли оживить эту ночь служением Богу, то утром встаньте пораньше, совершите полное омовение, постригите волосы и ногти, наденьте чистую одежду (лучше новую), надушитесь благовониями и, не приняв пищу (не покушав), отправляйтесь в мечеть для совершения ‘ид-намаза, (предварительно уточните у имама мечети время его совершения). ‘Ид-намаз совершается так же, как и в день Ураза-байрам (‘Ид аль-Фитр).
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
В день Курбан-байрама режут жертвенных животных – курбан, раздают садака нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга с праздником, выражают радость и веселье по случаю праздника. Жертвоприношение (курбан) в день ‘Ид аль-Адха или в последующие три дня ташрика является суннатом, на который особое внимание обращал наш Пророк (с.а.с.). Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым благодеянием. Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением. Для жертвоприношения (курбан) можно использовать верблюдов, коров (быков), баранов или коз (другие животные не подходят). Их предпочтительность соответствует порядку перечисления. Верблюда и корову можно резать за семерых, а барана и козу за одного мусульманина.
ЧТЕНИЕ ТАКБИРА
Для мужчин желательно читать такбир громко, а для женщин – тихо, так, чтобы сами могли слышать. В дни праздника жертвоприношений такбир читается и после каждого намаза, начиная с утреннего намаза дня пребывания в долине Арафа до предзакатного намаза третьего дня из дней ташрика (три дня после данного праздника называются днями ташрика).
Такбир читается следующим образом. Вначале два раза произносят: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля-ллаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лилляхиль хамд».
Далее читают: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар кабира, валь-хамду лилляхи касира, ва субхана-ллахи букратан ва асыля. Ля иляха илля-ллаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лилляхиль хамд». После этого благословляем Пророка (с.а.с.): «Аллахумма салли ‘аля саййиди-на Мухаммадин ва ‘аля али саййидина Мухаммадин ва саллим» («О мой Аллах, благослови и приветствуй нашего Господина Мухаммада и семью нашего Господина Мухаммада!»). Если же прочтете салават «аль-Ибрахимийя», то будет предпочтительнее.
ПРАЗДНИЧНЫЙ НАМАЗ (САЛБТУ-ЛЬ-‘ЪДИ)
Намаз-‘ид состоит из двух ракаатов. Для совершения намаза-‘ид намерение произносят так: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный намаз-суннат по случаю Курбан-байрама (или Ураза-байрама) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается джамаатом, с другими мусульманами, то к нийяту еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом». Как обычно, связывая с нийятом, произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки до уровня ушей, и таким образом приступают к намазу. В начале намаза, как обычно, сложив руки под грудью (как при чтении суры «Фатиха»), кто знает, читает молитву «Дуау-ль-ифтитах» («Ваджжахту…»). По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и сложив их под грудью, читают: «Субхбна-л-лбхи ва-ль-хамду лиллбхи ва лб илбха илла ллбху валлбху акбар». (Пречист Аллах, вся хвала Аллаху и нет никого и ничего (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Аллаха, и превелик Аллах).
После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, сложив руки под грудью, читают ту же молитву (Субхбна-л-лбхи…). И так шесть раз произносится «Аллаху акбар» (не считая «Аллаху акбар», произнесенный для вступления в намаз) и шесть раз читают «Субхбна-л-лбхи…». После этого в седьмой раз произносят «Аллаху акбар», после чего читают «А‘узу…» и суру «аль-Фатиха». Далее до окончания второго земного поклона (суджды) все делают как в обычном намазе. Вставая со второго земного поклона (суджды) для совершения второго ракаата, как обычно поднимают руки и произносят «Аллаху акбар». Затем складывают их под грудью. Затем опять поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» и опять кладут их под грудью и читают «Субханб-л-лбхи…». И так четыре раза поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» (не считая произнесенное вставая с суджды) и четыре раза читают «Субхбна-л-лбхи…». После этого в пятый раз поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, сложив руки под грудью, читают суру «аль-Фатиха». Далее все совершают как в обычном намазе.
Абдула Магомедов, теолог ислама