Мусульманское летоисчисление ведется от переселения (по-арабски «Хиджра») Пророка Мухаммада (с.а.с.) из Мекки в Ясриб, названный позже Городом Пророка (с.в.с.) (Мадинату ан-Набий), то есть Мединой. Это переселение (Хиджра) было совершено летом 622 года по христианскому летоисчислению. В основе мусульманского календаря лежит лунный год, состоящий из 12 месяцев. Лунный месяц составляет 29 или 30 дней. Обычный лунный год содержит 354 дня, а високосный – 355. 19 обычных и 11 високосных лет составляют 30-летний цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 10–11 дней вперед. Мусульманский новый год начинается с 1-го числа месяца Мухаррам.
МЕСЯЦЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ЛУННОГО КАЛЕНДАРЯ:
1. Мухаррам. 2. Сафар. 3. Раби ал-аввал. 4. Раби ас-сани. 5. Джумада ал-ула. 6. Джумада ас-сани. 7. Раджаб. 8. Шаабан. 9. Рамадан. 10. Шавваль. 11. Зуль каада. 12. Зуль хиджа.
Месяц Мухаррам является первым месяцем года по мусульманскому календарю. Это один из четырех запретных для войн, кровной мести и тому подобному месяцев. О высокочтимости месяца Мухаррам говорится в Коране и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему. Как мы проведем этот первый месяц года, так и пройдет весь год. Имам Газали в книге «Ихйа» пишет, что если провести месяц Мухаррам в ибадате, то можно надеяться, что его баракат достанется и остальным месяцам года. Имам Навави в книге «Заваиду рравза» пишет: «Изо всех высокочтимых месяцев Мухаррам является лучшим для поста». Месяц Мухаррам содержит и священный день Ашура.
ДОСТОИНСТВА ПОСТА В МЕСЯЦ МУХАРРАМ И ЕГО ПЕРВЫЕ 10 ДНЕЙ
Муслим передает от Абу Хурайры, что Пророк, (с.а.с.) сказал: «Лучшие из постов после Рамадана – посты в месяц Аллаха, который ты называешь Мухаррам. А лучшая молитва после обязательной молитвы – тахаджуд»
Это относится к общим желательным постам, согласно имаму Ибн Раджабу, рахимахуллах: и самые лучшие дни для соблюдения желательного поста – это дни Мухаррама, подобно тому как самое лучшее время для дополнительной молитвы – это глубокая ночь (молитва тахаджуд). Достоинство и высокий статус этого месяца могут быть подтверждены тем, что Пророк (с.а.с.) называл его месяцем Аллаха – (Шахр Аллах). Аллах связывает со Своим Именем лишь самые дорогие Свои создания, например, Пророка Мухаммада (с.а.с.), Ибрахима, Исхака, Якуба, да благословит их Аллах и приветствует, и других назвали Его рабами, а Каабу назвали Домом Аллаха. Учитывая, что Аллах оставил соблюдение поста между Собой и рабами и выделил пост среди всех духовных стараний (сказав: Пост – Мой), так же, как связал со Своим именем месяц Мухаррам, будет подходящим посвятить этот месяц именно этому виду ибадата (то есть посту). Соблюдение поста – тайна между рабом и Господом. Об этом Всемогущий Аллах сказал (в хадисе кудсиййя): «Любое действие Адама – его, кроме поста. Пост – Мой, и это Я вознаграждаю за него»
Пророк Мухаммад (с.а.с.) также сказал: «Постящийся получает две радости: одну – когда разговляется, а другую – когда встречается со своим Господом»
НОЧНАЯ МОЛИТВА
Что касается дополнительной ночной молитвы (кыям аль-ляйль), то она превосходит все другие дополнительные молитвы, совершаемые в течение дня, потому что она ближе всего к скрытому и ближе к искренности (ихлясу). Всевышний Аллах сказал: «Поистине, поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчетливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы». Это потому что время ночного выстаивания – самое лучшее из всех времен для дополнительной молитвы, и в это время раб находится ближе к своему Господу. Это время, когда открыты врата небес, когда принимаются дуа и исполняются нужды. Всевышний Аллах возвышает тех, кто просыпается среди ночи для поминания, обращений к Нему с дуа, тавбу и мунаджа, говоря: те, которые оставляют свои ложи, чтобы поклоняться Аллаху, богобоязненно и смиренно моля Его, боясь Его гнева и желая Его милости, и которые дают на благодеяния и милости из имущества, дарованного им Нами. И ни одна душа не ведает, что скрыто от них из прекрасных, радостных благ, уготованных Аллахом для этих верующих в воздаяние и награду за то добро, которое они вершили, и за повиновение Ему.
Неужели богобоязненный, который поклоняется Аллаху в часы ночи, падая ниц или стоя, боясь будущей жизни и надеясь на милость Аллаха, подобен тому, кто обращается к Аллаху в беде и забывает Его в счастье?! Скажи им, о Мухаммад: «Разве те, которые знают права Аллаха и поклоняются Ему Единому, уверовав в Единобожие, равны тем, которые не знают, ибо они не смотрят и не раздумывают над знамениями Аллаха?» Лишь только обладатели здравого ума приемлют знамения и наставления. И Он сказал Своему Пророку (с.а.с.): «Проснись ночью и встань на молитву по доброй воле в дополнение к пяти обязательным, прося Аллаха дать тебе достойное и славное место в другой жизни».
Говорится также, что те, кто поклонялся среди ночи, войдут в Рай без отчета и что выстаивание ночной молитвы укорачивает время Стояния в День Суда. Вот почему Пророк (с.а.с.) сказал: «Усердствуйте в молитве среди ночи, поскольку это путь праведников, что были до вас. Молитва тахаджуд – средство приближения к Всевышнему Аллаху, искупления дурных дел, защита от грехов, отведение болезней от тела».
Муслим АБДУЛАЕВ, теолог