В современном российском кинематографе вряд ли можно встретить именитых режиссеров из Дагестана. Но есть молодые талантливые кинооператоры и сценаристы, которые, возможно, в будущем смогут заявить о себе на всю страну и даже больше. О перспективах дагестанского кинематографа «МИ» решили поговорить ко Дню российского кино.
В советские годы в Дагестане сняли не один фильм. В середине прошлого столетия здесь снимались кинокартины по мотивам произведений дагестанских писателей и не только. К примеру, в 1959 году в республике был создан фильм «Тучи покидают небо», который можно с полной уверенностью назвать дагестанским – сценарий написал известный дагестанский писатель Ахмедхан Абу-Бакар, все роли исполнили дагестанские актеры. Спустя 10 лет на экраны вышел художественный фильм «Адам и Хева» (1969 г.) по мотивам повести Ахмедхана Абу-Бакара «Снежные люди». Действие фильма происходит в высокогорном ауле. Также большую популярность у зрителей снискал фильм «Горянка» (1975 г.), снятый по одноименной поэме Расула Гамзатова «Горянка», повествующей о нелегкой судьбе молодой девушки Асият.
ОСЕТИНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ДАГЕСТАНСКОЕ КИНОИСКУССТВО
Дагестан в XX веке был излюбленным местом для осетинских кинематографистов. Во Владикавказе находилась единственная на Северном Кавказе студия кино, которая была организована в 1945 году и за время своей работы выпустила свыше пятисот документальных, учебных и научно-популярных фильмов. В нее входили корреспондентские пункты от регионов Северного-Кавказской студии кинохроники. Такой корпункт был и в Дагестане.
Индира Черджиева называет себя «природным документалистом», работает на Северо-Кавказской киностудии уже много лет. О дагестанском кино известный киновед, сценарист и режиссер говорит с большой похвалой.
«Имея в истории кино такого мощного кинорежиссера, как Асхаб Абакаров, мне кажется, все возможно. И те работы начинающих режиссеров, которые я просматриваю на кинофестивалях, дают мне право сказать, что в республике есть потенциал. Есть люди, которые уже мыслят категориями кино, и им надо немного подучиться. В Дагестане есть сильные традиции искусства, ремесел, и т.к. кино – визуальный вид искусства, у ваших ребят должно все получиться», – считает собеседница «МИ».
Индира советует обратить внимание на фильмы, снятые ее земляками о Дагестане: «Кубачи от четверга до четверга» (1967 г.) – небольшой, легкий, но информативный документальный фильм, который точно передает красоту традиционного быта, с легким юмором. Она любит пересматривать такие фильмы, как «По следам карабаира» (1979 г.), «Кольцо старого шейха» (1980 г.), «Загадка кубачинского браслета» (1982 г.)
Сама Индира любит Дагестан, читает, смотрит и даже снимает о нем. В 1993 году со своим коллегой Бертом Бзаровым сняла документальный фильм о знаменитой дагестанской школе боевых искусств «Пять сторон света», где о своем детище рассказывают создатели школы супруги Гусейн и Ольга Магомаевы. В 2014 году сняла фильм «Колыбель кочующего ветра», название которого предложила сценаристам ногайская поэтесса и журналист Эльмира Кожаева. Сейчас киновед снимает фильм о Дербенте, где планирует показать зрителям этнический, исторический, религиозный феномены этого древнего города.
ЧАЙ В СОЮЗЕ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ, КИНО О ШАМИЛЕ И BLOOD В КАННАХ
Отделение российского Союза кинематографистов есть и в Дагестане. Его председатель Магомед Сулейманов рассказывает, что союз, в связи с пандемией, отложил съемки документального двухсерийного фильма о дагестанском ансамбле, созданном в 1935 году. Фильм после снятия всех ограничений планируют сдать к концу года. В планах – провести второй кинофестиваль «Золотая лоза», на котором соберутся молодые кинорежиссеры страны. На базе союза существует дискуссионный клуб любителей кино, где за чаем просматриваются и обсуждаются фильмы молодых киношников, говорят о развитии кино в Дагестане.
До марта 2020 года в дагестанском отделении Союза кинематографистов состояло двадцать человек. 20 марта ушел из жизни один из них – писатель, поэт, прозаик и публицист Шапи Казиев. Его дело уже много лет продолжает сын Магомед. Молодой и амбициозный кинорежиссер успел побывать на Каннском кинофестивале и представить жюри одну из своих картин. В июле прошлого года Казиев-младший стал лауреатом Государственной премии Республики Дагестан в области театрального искусства и кино. Большую любовь у телезрителей нашли две документальные картины Магомеда Казиева – «Шамиль в России» и
«ШАМИЛЬ. ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ».
«О Шамиле я слышал с самого детства, знал, что он наш национальный герой, хотя познакомился я с этой масштабной фигурой в осознанном возрасте, прочитав книги отца. Позже мы сняли с ним документальный фильм по его сценарию», – рассказывает Магомед.
Магомед полюбил киноискусство еще с детства. Когда только появились камеры, он снимал под музыку родственников на семейных мероприятиях. Серьезная работа в кино началась с короткометражек. Обучаясь в МГИКе, с первого курса снимал студенческие зарисовки. Первый опыт съемки короткометражки был в фильме «Яблоко» по сценарию отца Шапи Казиева.
Короткометражный фильм Магомеда Казиева под названием Blood («Кровь») был участником 69-го Международного Каннского кинофестиваля в разделе Short film corner (уголок короткого метра). Участие в нем помогло автору не только расширить кругозор, но и пересмотреть некоторые цели.
«Опыт совершенно разный, потому что это место, где встречаются люди из меди- аиндустрии всего мира. Там была сильная энергетика. У меня, как у кинорежиссера, появилось множество знакомств, в том числе среди известных актеров», – говорит режиссер.
Сейчас Магомед пробует снимать рекламу. Говорит, что строить планы в современном мире немного опасно, но для интересных проектов и новых людей он всегда открыт.
ДАГЕСТАНСКОГО КИНО НЕТ
Возможно, у Дагестана есть надежда на отдельные персоналии – актеров, режиссеров, снимающих и снимающихся за пределами республики, но мнение скептиков однозначно: киноискусства в Дагестане сегодня нет, индустрии – тоже. Такой позиции придерживается и сценарист, выпускница высших курсов кино и телевидения во ВГИКе, автор сценария короткометражных фильмов «Алиса», «Учитель» автор ряда документальных и анимационных проектов Хадижа Исламова.
«Оценивать то, чего не существует, сложно. Я думаю, дагестанского кино нет и не будет до того момента, пока в его возникновении и развитии не будут заинтересованы. Те несколько человек, которые им занимаются, делают это на энтузиазме и ждать какого-то высокого профессионального уровня от ребят, которые все делают на ощупь, трудно. Дагестанского кино нет, но есть дагестанские кинематографисты, которые каким-то чудным образом до сих пор не опустили руки и пытаются заявить о себе за пределами республики и найти какую-то поддержку для реализации своих проектов вне», – считает сценарист.
Гюльшад ШИХКЕРИМОВА