5 октября в Махачкале на сцене Русского драматического театра им. М. Горького состоялось открытие VI Международного фестиваля русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона. Особенность его проведения в этом году – трансляция спектаклей в онлайн-режиме на Ютуб-канале Русского театра из-за угрозы распространения коронавируса.
Об истории фестиваля, его целях и задачах рассказывает заслуженный деятель искусств Российской Федерации, художественный руководитель Русского драматического театра им. М. Горького и директор Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова Скандарбек Тулпаров.
2007 Год – Начало
– Фестиваль открылся показом спектакля «Королева» Московского «Театра Луны» по мотивам пьесы А. Дюма. Режиссер-постановщик Дарья Попова. У нас за долгие годы сложилась традиция, что первым выступает на фестивальной сцене театр из Москвы.
Прошло 13 лет с первого нашего фестиваля, а вспоминается, будто было вчера. Люди старшего поколения помнят, какой сложной и тяжелой была жизнь в Дагестане да и во всей стране в 90-х годах прошлого столетия и в начале 2000-х. Мне хотелось как-то помочь Дагестану, создать комфортную психологическую среду, пригласив к нам русские театры. Это с одной стороны. С другой – угнетало сознание того, что русские театры стали пасынками в бывших советских республиках, потеряли былую значимость и вес.
А ведь русская школа – основа всех национальных театров: возрождая русские театры, мы возродим и национальные. Долго думал над тем, как все лучше организовать.
В 2006 году в городе Саранске проходил фестиваль Ассоциации русских театров. Там я впервые высказал мысль о собственном фестивале в Дагестане. Чего только не услышал в ответ: у вас? Да у вас же война, все время что-то взрывается, ваххабиты, преступность… Кто поедет в Дагестан?
Однако я не торопился расстаться с этой мыслью. Поделился планами с Муху Гимбатовичем (Алиев, президент РД в 2006-2010 гг. – Прим.автора). Идею о фестивале он одобрил. На 2007 год в бюджет республики были заложены средства на проведение фестиваля.
АКТРИСЫ НА ХОТЕЛИ ВЫХОДИТЬ НА СЦЕНУ
Начал собирать театры. Долго уговаривал Юрия Соломина – художественного руководителя Малого театра. Я полагал, что за этой труппой, которая выступит «паровозом», потянутся и другие коллективы.
А он мне говорит: «Если что случится с моими артистами, я этого не переживу». Я обещал и охрану, и особую заботу, уверял, что все будет хорошо.
А тут, как назло, по Центральному телевидению прошел сюжет о столкновении с боевиками на ул. Гаджиева. Я звоню, говорю: «Так это не на нашей улице, у нас все спокойно». Они подумали: раз он шутит, значит, в принципе все нормально. Приехали.
А еще какая проблема тогда нарисовалась. Наши люди отвыкли от театральной жизни, разучились себя вести. Из зала доносились шум, свист, в адрес актрис летели неприличные шутки. Актрисы отказывались выходить на сцену.
Помню, как однажды перед спектаклем погас свет, публика начала свистеть и выкрикивать что-то нечленораздельное. А в жюри находилась женщина, критик из Германии. «Что они хотят?» – спросила она. «Это дети войны, – отвечаю, – они боятся темноты». «Бедные…» – прошептала немка.
Это сегодня наш дагестанский зритель – лучший в мире. Надеюсь, какой-то вклад в его воспитание вложил и наш фестиваль.
МЫ НЕ ПРИСУЖДАЕМ МЕСТ
Мы отказались от привычных любому конкурсу присуждения мест, определения победителей и побежденных. Наш фестиваль – скорее, лаборатория, в какой-то мере учеба. Нам нужна взвешенная критика квалифицированных театроведов. У нас очень серьезное жюри: Валерий Подгородинский, Ювеналий Калантаров, Александр Мягченков, Елена Покорская, Гулизар Султанова. Они оценивают спектакли интеллигентно, но жестко.
Сегодня театры увлеклись коммерцией, ставят дешевые комедии, рассчитанные на масс-культуру. Наше задача – сохранить достойную классику, возродить театры как важную составляющую духовного развития человека.
Наталья БУЧЕНКО