Символично, что отец его был родом из аула Цовкра, которое славится своими канатоходцами. Еще не зная летающей техники, отважные жители высокогорного Кулинского района Дагестана стремились покорять небо, в буквальном смысле паря в воздухе на тоненьком металлическом тросе. Поэтому выбор профессии был для него, наверное, предопределен. Но вряд ли кто мог представить, что сын простого рабочего и домохозяйки станет дважды Героем СССР, войдя в историю отечественной авиации как непревзойденный ас воздушного боя.
Во вторник, 20 октября, нашему прославленному земляку Амет-Хану Султану исполнилось бы 100 лет. Его юбилей отметили и в Крыму, откуда была родом его мать, и в Дагестане, в том числе в родном селе его отца. В столице Крыма, где бережно чтят память Героя, считая его также своим, в эти дни идет возведение монумента в его честь, который планируется открыть уже в это воскресенье, 25 октября. Памятник отважному летчику ранее был установлен и в аэропорту Махачкалы, который назван в его честь. О жизни и подвигах Героя – в нашем материале.
ДЕТСТВО
Прозванный фашистами «Черным дьяволом», летчик родился 20 октября 1920 года в крымском городе Алупке, где его семья жила у подножья гор в собственном доме, который напоминал ласточкино гнездо. Отец – лакец Султан Амет-Хан, мать – крымская татарка Насибе. В паспорте и во всех прочих документах, несмотря на давление НКВД, обозначал себя крымским татарином. По словам великого поэта Расула Гамзатова, на вопрос «Чей же ты?» в беседе с ним Амет-Хан ответил: «Я герой не татарский и не лакский. Я – Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?»
Родившись на берегу моря, мальчик мечтал о морских странствиях и приключениях, но судьба распорядилась иначе. Будучи физически крепким подростком, Амет-Хан победил в состязании борцов, получив в награду путевку в легендарный «Артек», где впервые увидел самолет, решив посвятить свою жизнь небу.
Желая воплотить мечту в жизнь, паренек начал посещать занятия Симферопольского аэроклуба, позднее стал отличником престижного Качинского летного училища, имевшего статус главного учебного заведения в СССР, где готовили пилотов. Оно также базировалось в Крыму, что сделало поступление туда неизбежным. В его воинской характеристике преподаватели отмечали, что Амет-Хан имел большое желание летать, делал это умело и грамотно.
После сдачи выпускных экзаменов весной 1940 года, когда юноше присвоили звание младшего лейтенанта, он служил летчиком в 122-м истребительном авиационном полку (в Белорусском особом военном округе) и 4-м истребительном авиационном полку (в Одесском военном округе). Летал на истребителях И-16 и И-153. С июня 1941 по ноябрь 1942 года – летчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 4-го истребительного авиационного полка.
«ЧЕРНЫЙ ДЬЯВОЛ»
Воевал на Южном фронте, в составе Ярославско-Рыбинского района ПВО, на Брянском и Сталинградском фронтах. В мае 1942 года в районе Ярославля, израсходовав в атаках весь боезапас, он протаранил вражеский разведчик Ю-88, подойдя к нему сверху и ударив своим правым крылом по его правой плоскости. Обломивший при ударе крыло самолет Амет-Хана застрял в протараненном бомбардировщике, ему буквально чудом удалось выбраться из кабины своей машины и выброситься с парашютом. За этот таран его наградили орденом Ленина.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 24 августа 1943 года гвардии капитану Амет-Хану Султану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». 29 июня 1945 года уже гвардии майор Амет-Хан Султан был награжден второй медалью «Золотая Звезда».
Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях сбил лично 30 и в составе группы еще 19 самолетов противника. Участвовал в оборонительных боях в Молдавии и на юге Украины, воздушном прикрытии Ростова-на-Дону и Ярославля, Воронежско-Ворошиловградской операции и обороне Сталинграда. Участвовал в Сталинградской битве, Ростовской, Донбасской, Мелитопольской, Крымской, Гумбиннен-Гольдапской, Инстербургско-Кенигсбергской, Кенигсбергской и Берлинской операциях.
Когда невероятными усилиями Советской Армии 10 мая 1944-го был освобожден Севастополь, пилоты 9-го гвардейского полка получили несколько дней передышки. Именно тогда Амет-Хану посчастливилось выпросить краткосрочный отпуск, и он поехал повидаться с родителями. В Алупку вместе с ним прибыла вся его эскадрилья. Но радость встречи была омрачена. Спустя несколько дней с начала побывки в родной дом прославленного летчика ворвались военные. У них был приказ о задержании его матери и доставке ее на сборный пункт вместе с другими крымскими татарами. За женщину вступились боевые друзья Амет-Хана, и только благодаря этой поддержке, Насибе не подверглась депортации.
В те дни Амет-Хан Султан был поражен происходящей несправедливостью, но не сломился, начав подчеркнуто везде и всегда заявлять, что он крымский татарин. Это ему и навредило в дальнейшей карьере. В начале 50-х он испытывал новый самолет-снаряд, и чуть не погиб во время учебного полета. За свой подвиг Султан должен был в третий раз получить высокое звание Героя Советского Союза, но не удостоился его. Ведь Сталин объявил крымскотатарский народ «предателями» и не мог допустить, чтобы один из его представителей носил такое высокое звание. За тот полет Султан получил только Сталинскую премию второй степени.
Выйдя после войны в отставку, с февраля 1947 года жил в подмосковном Жуковском, работая летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте. Информация о личной жизни героя практически отсутствует, известно только, что жену Султана звали Фаина Данильченко, и что в этом браке у прославленного летчика родилось двое детей – сыновья Станислав
и Арслан.
Работая в Жуковском, Амет-Хан активно участвовал в испытаниях первой в мире крыльевой системы заправки топливом в полете, испытаниях пилотируемого самолета-аналога противокорабельного самолета-снаряда КС-1 системы «Комета», испытаниях первого в стране самолета с трапециевидным крылом малого удлинения НМ-1, испытаниях новых систем катапультирования и опытных двигателей на летающих лабораториях.
Погиб прославленный летчик 1 февраля 1971 года в испытательном полете на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Местом вечного упокоения Амет-Хана Султана стало Новодевичье кладбище в Москве. Память о нем увековечена в названии горного пика на родине его отца, в Дагестане. Имя Героя носят улицы Волгограда, Махачкалы и Жуковского. Памятник отважному покорителю неба ранее установлен и в Ярославле, а в родном городе Алупке действует его музей.
Заслуженный летчик-испытатель СССР Амет-Хан Султан был награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, а также множеством медалей и почетных знаков.
Магомед РАМАЗАНОВ