Закарья Закарьяев – известный дагестанский художник. Недавно в «Точке кипения» ДГУ открылась его седьмая по счету персональная выставка под названием «Треш-ток».
На ней представлено около 80 скульптур, изготовленных из пенопласта и «обшитых» клавишами, для их создания понадобилось более 1,5 тысячи клавиатур. Художник поделился тем, как проходила работа над созданием произведений, а также рассказал о своей творческой деятельности в целом.
– Закарья, скажите, пожалуйста, в чем суть и основная идея проекта.
– На этот проект я потратил три года, представил около 80-ти арт-объектов, хотя эскизов у меня было 100, но в процессе работы некоторые из них я отсеял. Эта выставка про нас – «Треш-ток», жесткий разговор. Общение в социальных сетях не всегда приятное и любезное, а порой переходящее в негативные формы. Фраза «Кнопочные герои», на которую я наткнулся в социальных сетях, – это отправная точка, человек может находиться на расстоянии и прятаться за анонимным профилем и писать другим людям что угодно, но может ли он так поступать в реальной жизни, не находясь за клавиатурой?
Я попытался вынести наружу все то, что происходит в сетях, – невидимое и абстрактное сделал вполне видимым и тактильным. Никого не идеализирую – среди них есть и я. Вообще, сам интернет в хороших руках очень полезен и ценен, потому что можно находить нужную информацию, связываться с другими странами, провести с человеком интересную беседу, знакомиться, а можно одним нажатием кнопки что-то разрушить, он теперь стал «легким оружием», которым пользуются не только в благих целях.
Эта выставка – концептуальная, все работы объединяет одна идея, поэтому я не стал включать графику, живопись – это бы только помешало.
– А какова главная задача?
– Сразу скажу, что я не даю никому оценку, не выступаю в роли судьи и никого не осуждаю. Моя задача, как художника в том, чтобы люди, увидев мои работы, посмотрели на себя со стороны, я наталкиваю их на размышления. Да, среди моих скульптур есть не очень хорошие персонажи, но это не значит, что в них есть только лишь плохое. Нет абсолютно хороших и плохих людей, любой заслуживает шанса и может измениться. Узнать до конца человеческую природу очень сложно.
Также для меня было важно вовремя представить свой проект, пока эта проблема, связанная с социальными сетями, актуальна, как говорится: «Дорога ложка к обеду». Когда я только начинал работать над ним, то даже не думал, что начнется пандемия и весь мир перейдет в онлайн-режим, но так получилось, что открытие моей выставки прошло в нужное время, когда это, как никогда, актуально. На самом деле, для меня бывает очень важна злободневность. Порой я даже прогнозирую, пытаюсь понять, что через несколько лет будет актуально, чтобы начать заранее над этим работать и выдать в нужный момент.
– Расскажите о некоторых своих работах, представленных на этой выставке.
– У меня, например, тут представлены скульптуры тигра и льва. У нас в Дагестане любят так друг друга называть: «Брат мой, ты тигр, лев». Есть работа под названием «Портрет современницы» – это снэпчат, сейчас стало очень модным фотографироваться с масками, фильтрами, ушками и т.п. Можно найти «Инфанту», в этой работе я изображаю девушку с детским мышлением. Есть скульптура «Масочница», само название говорит за себя – человек «надевает» на себя маску в сети и пишет не то, что на самом деле хочет написать. Есть современные Адам и Ева, а искушение – это смартфон (Apple). Человека, который занимается рассылками, спамит почту, я изобразил, как «Спамера», порой от этих рассылок невозможно избавиться. Есть такие фигуры, как «Мистер никто», «Воздухан», «Лайкер», «Help», «Рукалицо», «Вирт-флирт», «Мамин бандит», «Химик», «Целевая аудитория», «Лайфхак», «Пиупиу» и многие другие – все они описывают то, что происходит в интернете и как это влияет на нашу жизнь.
– Вы использовали более 1,5 тысячи клавиатур. Откуда вы взяли такое количество?
– Большую помощь мне оказали друзья и те же социальные сети, находить их было нелегко, но все получилось. Клавиатуры отправляли из Ханты-Мансийска, Красноярска, Москвы, Тулы, Санкт-Петербурга, некоторые из них я даже привез из Баку, где делал кнопочную работу, когда участвовал в международном симпозиуме «Искусство из мусора». В прошлом году в Таиланде я проводил мастер-класс с детьми, работал с кнопочным материалом, а все, что в итоге осталось, забрал наглым образом (смеется).
– Что самое сложное в работе над созданием скульптур?
– Сначала я рисую эскиз и представляю, как буду клеить клавиши, вырезаю базу из пенопласта. Самое простое для меня – это клеить кнопки, а вот довести до этого достаточно сложно, ведь сначала нужно было находить клавиатуры, а потом отдирать каждую клавишу, вычищать их – чаще всего они бывают запыленные и грязные. Пока придашь им «товарный» вид, приложишь много усилий. Больше всего мне нравится работать с клавишами ноутбука, нежели с компьютерными, потому что они плоские и фигуры из них получаются очень реалистичными.
Первые мои скульптуры были только из кнопок, потом я уже начал использовать компьютерные шнуры, потому что клавиш было не так много, но в процессе работы понял, что это еще красивее. У некоторых скульптур, как можно заметить, есть волосы, их я тоже создавал из компьютерных шнуров – эта работа достаточно сложная.
МАЛЕНЬКИЕ ДЕТАЛИ – БОЛЬШИЕ ПРОЕКТЫ
– Вы начинали, как живописец. Все-таки интересно, как так получилось, что потом увлеклись арт-объектами?
– Живописи я учился профессионально и представил свою первую персональную выставку по ней. Она даже в создании скульптур играет важную роль – как видите, мои работы цветные, хотя могли быть полностью черными, но я использовал краски, чтобы они выглядели красивее и красочнее.
Если бы все фигуры были одного черного цвета, без использования других цветов, то это выглядело бы жутковато, поэтому к этому делу я подошел не только как скульптор, но и как живописец. Я заметил, что многие современные художники сейчас освободили себя от монументализма, в какой-то степени и от пафоса, современное искусство – это больше хулиганство в хорошем смысле этого слова, ведь так художник самовыражается. Арт-объектами начал увлекаться, потому что как раз слежу за современным искусством, вижу, как оно вообще развивается – это очень интересно и хочется внести свой вклад, но так, чтобы это было что-то новое.
– Как у вас зарождаются идеи и сталкивались ли вы с творческим кризисом?
– К счастью, с творческим кризом я пока не столкнулся, у меня всегда много идей. Даже сейчас их несколько и не могу еще решить, за какую именно взяться. Тщательно слежу за теми процессами, которые происходят в мире, анализирую, очень наблюдателен, всегда с собой беру блокнот и карандаш, чтобы запечатлеть увиденное.
Если слышу какую-то интересную фразу, слово, тоже записываю, потому что такие маленькие детали могут вылиться в большие проекты. Даже если возьмем сегодняшнюю выставку, то я просто записал увиденную фразу: «Кнопочные герои», а теперь это целый проект. Я, как художник, должен обо всем говорить в культурных рамках, а еще так, чтобы это было оригинально. Думаю, что в данном проекте мне это удалось соблюсти, потому что, если так подумать, то в интернете, в социальных сетях, мягко говоря, много бескультурья, аморального, но в таком виде я не имею права это изображать в своем творчестве, потому что все-таки художник должен все преподносить красиво, быть идеалистом. По своей натуре я – перфекционист, для меня очень важно держать планку, выдавать действительно интересные и достойные проекты. На самом деле, я мог бы еще в прошлом году открыть эту выставку, но не стал, потому что хотел еще поработать, представить все в более интересном виде.
Не прошел даром для меня и режим самоизоляции, потому что появилось много времени, чтобы довести этот проект до ума. Одновременно начинал работать над 5-6 скульптурами, переключался с одной на другую – ловил творческий «кайф». Иногда терпения не хватало, но любопытство и мотивация были сильнее – хотелось поскорее посмотреть, что же в итоге из этого получится.
Мне важно всегда быть в работе, стараюсь каждый день творить, иначе чувствую себя не очень хорошо, поэтому о нехватке идей, творческом кризисе говорить не могу.
ХУДОЖНИК – ЭТО НЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ
– Каким должен быть художник и чего ему стоит опасаться?
– Для любого художника важно изучать работы других, но при этом нужно выработать свой авторский стиль, а это требует большой работы над собой. Сейчас есть опасность стать модным автором, поэтому нужно интересоваться работами классиков, они на все времена, но, интересуясь творчеством того или иного классика, не нужно застревать в нем – это большая опасность для творческого человека.
Я сам, когда готовил «Треш-ток», смотрел в интернете, если у кого-нибудь что-то подобное, мне даже случайным образом не хотелось повторять за кем-то, быть на кого-то похожим, хотел создать что-то оригинальное. Был даже страх, что у кого-то еще возникла подобная идея вместе со мной, поэтому я усердно работал, чтобы быть первым. Такого рода страхи – это нормально, потому что идеи не материальны до тех пор, пока кто-то не претворил их в жизнь.
Художник – это не изобретатель, это тот человек, который создает настроение. Да, ему нужно выдавать что-то красивое, но это не самоцель. Самое важное – заставить человека думать, переживать, чтобы он не просто пришел на выставку, увидел что-то красивое и ушел, а начал размышлять, анализировать, в дальнейшем даже изменился.
Уркият ДАУДОВА