Даты, факты, цифры… не такие они уж сухие, если есть желание немного подумать и сопоставить. 1928 год. В ауле Атлы-Боюн (Ленинкент) открывается светская начальная школа. Через 4 года строится новое здание школы уже с семилетним обучением. 1967 год. Вступает в строй типовая современная средняя школа №35 Махачкалы.
В сентябре 2005 года она становится гимназией, и уже 30 лет ее возглавляет опытный педагог, заслуженный учитель Республики Дагестан и России Чакар Меджидова. Недавно она награждена орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан».
Гимназия №35 поселка Ленинкент в 2006 году стала республиканским экспериментальным центром краеведения, этнографии и экскурсий Министерства образования и науки РД. Она также является базовой школой Республиканского штаба Телевизионного отряда красных следопытов (ТОКС).
А еще в гимназии есть свой историко-краеведческий музей, который создавала Чакар Меджидовна и который пополняется постоянно силами преподавателей и учеников.
В образовательном учреждении так много всего, что казалось бы не имеет прямого отношения к учебному процессу, но оказалось, имеет, и самое непосредственное.
МУЗЕЙ
– Наша гимназия этно-культурного профиля, – рассказывает Чакар Меджидовна, – мы стараемся привить любовь к родному краю, к его обычаям, традициям. Воспитать гордость за страну, ее героев. Пустыми словами никакие чувства пробудить невозможно. Любовь и понимание приходят через узнавание, сочувствие, переживание.
Воспитание и образование – двуединый процесс, в котором чуточку первым все-таки воспитание. Кому нужен образованный человек без моральных принципов и устоев?
Потому мы делаем все, чтобы ребенок узнавал как можно больше о жизни других людей, о прошлом страны, ее истории и героях.
…Музей в гимназии действительно замечательный: в трех залах – этнографическом, боевой славы и художественно-графическом – находятся более 20 тысяч экспонатов. Продолжением его стали кабинеты – «Расул Гамзатов», «По аулам Дагестана», «Золотая слава Дагестана», «Махачкала – моя столица», «Вечно воспеваемый Кавказ», «Кабинет братьев Гаджиевых», «Атлы-Боюн – Ленинкент», «Д.А. Коркмасов», «Заповедные места Дагестана», «Удивительный Дагестан».
Педагоги по мере сил тоже вносят свой вклад в сбор материала для музея. Так, например, для иллюстрации подвига Героя Советского Союза Магомета Гаджиева понадобилась картина, изображающая, как подводная лодка топит вражеский корабль. А где ее взять?
Тогда преподаватель декоративно-прикладного искусства Мансур Мансуров взял в руки холст и краски и воплотил желаемый сюжет. Ушедшая действительность приблизилась к нашему времени. Разве ребенок забудет такое, если увидит воочию?
А турпоходы? Экспедиции? Какой заряд дают они юной неокрепшей душе! Чакар Меджидовна рассказывает, как побывали с учениками в городе Гаджиево, бросили в волны Баренцева моря венки на место предполагаемой гибели героя…
Детям интересно побывать в неизведанных краях, увидеть новое, незнакомое. Потому и стараются хорошо учиться, успевать по всем предметам, поскольку двоечников в походы не берут.
ПЕДАГОГИ
Сегодня в гимназии №35 обучаются 1640 учеников, хотя рассчитана она на 650. Третьей смены пока удается избежать, но что будет дальше?
– Обучают детей 97 педагогов, – поясняет Патимат Гайдарбекова, заместитель директора по научно-методической работе, – 38 имеют высшую категорию, 11 – первую, у нас четыре педагога – заслуженные: один – России и три – Дагестана.
36 человек – Почетные работники образования России, 32 – отличники общего образования Дагестана, еще 18 – обладатели гранта Президента Российской Федерации «Лучшим учителям».
Сегодня в коллективе больше молодых педагогов, но и опытных, советской закалки, достаточно. На этот костяк опирается молодежь. Мы поддерживаем, всячески помогаем молодым. Стараемся подчеркнуть их успехи, чтобы они не разочаровались в профессии.
Так как направление нашей работы этно-культурное, наша гимназия является базовой площадкой по преподаванию предметов культурного компонента: родной язык, история Дагестана, география Дагестана, краеведение.
Дети с удовольствием посещают уроки родного языка: кумыкский и аварский. Расписание составлено таким образом, чтобы ученики из параллельных классов могли собраться вместе в определенное время. Остальные, те, кому не нужны эти языки, изучают русский как родной.
В старших классах, в 10-11-х, мы практикуем профильное обучение: это такие направления, как биолого-географическое и социально-гуманитарное.
Много внимания уделяем одаренным детям: они участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, пишут рефераты.
Постоянно работаем над повышением качества образования.
ТЕХНОЛОГИИ
Современное образование немыслимо без информационных технологий: компьютеров, ноутбуков, интерактивных досок. Как обстоят дела в гимназии?
– Оснащение у нас неплохое, – утверждает Али Алиев, заместитель директора по информатизации образовательного процесса, – 90% учебных кабинетов имеют проекторы, интерактивные доски, экраны.
Есть два компьютерных класса. Должен признать, что некоторые компьютеры уже устарели, не мешало бы приобрести 20 новых.
Действительно, в учебных кабинетах имеются компьютеры, на стенах – интерактивные доски. Интересная деталь: рядом с такой современной доской – другая, обычная с кусочком белого мела…
ОБЕД
Между тем время близится к полудню. В сторону столовой дружными веселыми стайками потянулись малыши. Строем проходят мимо кухни, медленно продвигаются вдоль линии раздачи, унося с собой и ставя на стол приготовленный для них обед. Это пшеничная каша, запеченная курица, компот. На каждом столике заранее расставлены нарезанные дольками апельсины и конфеты.
Жизнь продолжается. Зайнаб Устарханова, заведующая столовой, качеством продуктов довольна, претензий к МКУ «Махачкалапродукт» у нее нет.
Тем более что с этого года стоимость обеда на одного ребенка выросла с 16 до 61 рубля, и можно как-то разнообразить питание.
Она рассказывает, что раньше здания столовой не было, буфет располагался в актовом зале. Но с помощью родителей учеников удалось соорудить пристройку, куда и приходят малыши.
Начальная школа в гимназии располагается в двух местах – в главном корпусе и в километре от него – на улице Виноградной в бывшем здании администрации совхоза. На обед ребята приходят в столовую. Хорошо, если тепло и светит солнышко. Но зачастую, когда снег или дождь, не очень приятно шагать так далеко. Конечно, без обеда никто не остается, просто нужна пристройка или новый корпус поближе, тем более что просторная территория гимназии позволяет.
СПОРТ
В расширении нуждается и спортивный зал гимназии. Как говорит Шамсудин Валиев, преподаватель физической культуры, спортзал должен иметь размеры 18х36, чтобы помещались площадки волейбольная и баскетбольная. Сегодня же его размер 8х16.
Несмотря на некоторые неудобства, связанные с теснотой, удалось воспитать известных спортсменов. Например, бывший ученик Валиева, Байдула Курбанов, выступает за сборную Дагестана по волейболу. Другие защищают на спортивных площадках честь вузов, в которых учатся.
Еще один преподаватель физкультуры – выпускник гимназии Шамиль Набиев ведет кружок по кикбоксингу, тренирует школьников по этому виду спорта. Он сам – мастер спорта по этому виду и кандидат по боксу. За 5 лет работы удалось воспитать 9 победителей кубка мира, несколько призеров, победителей чемпионатов Дагестана.
– Хочу, чтобы дети добились таких результатов, которых я сам не смог достичь, – говорит педагог. – Наши ребята одни – с удовольствием занимаются спортом, другие предпочитают танцы в ансамбле «Аманат» или кружки по интересам.
Мы не оставляем их без дела: они заняты так, что времени для бесцельного шатания по улицам у них нет.
Что касается спортзала, то, по моему мнению, он недостаточно оборудован для занятий кикбоксингом. Но мы с нашим директором поставили цель в скором времени оснастить зал всем необходимым. Думаю, что это задача выполнимая.
СКОРО НОВЫЙ ГОД
Гимназия производит благоприятное впечатление: здесь на самом деле работают на совесть. А как обстоят дела с так называемым буллингом, когда школьники выбирают кого-то из одноклассников и начинают его преследовать?
– У нас создана и действует социально-психологическая служба, – вводит в курс социальный педагог Солтанат Ашибова. – Ни одна детская стычка не остается без внимания. В основном мы занимаемся профилактикой и предупреждением правонарушений и асоциального поведения.
Но любой случайный конфликт разрешается совместно с родителями и самими детьми. Серьезных проблем в гимназии не было. Наши ребята заняты учебой и в кружках. Некогда им.
…Школьный звонок возвестил о начале большой перемены. Старшеклассники принесли и поставили в просторном коридоре несколько картонных ящиков.
Девочки достают из них мохнатые лапы искусственной ели. С увлечением собирают будущую новогоднюю красавицу. Скоро Новый год, а с ним новые надежды, планы и мечты…
Наталья БУЧЕНКО