Уходящий 2020 год для всего человечества стал годом вызовов. Главный из них, конечно, пандемия новой коронавирусной инфекции, продемонстрировавшая наглядно, насколько мы все беспечны. Оказалось, что в XXI веке, когда космос покорили уже, наверное, все желавшие добиться этого страны, человечество не способно оперативно создавать заслоны для микроскопических вирусов, которые как вид уже давно были известны.
Врачи потому неизменно и подчеркивают в своих обращениях, что поразившая мир в этом году коронавирусная инфекция – новая. Ведь коронавирусы знакомы людям давно, и мы регулярно страдаем по их вине респираторными заболеваниями с различного рода последствиями для наших организмов. И многие из нас уже имеют к ним определенный иммунитет. Но даже эта, выработанная нами, защитная система не в силах порой спасти.
Увы, среагировать правильно на этот вирус не сумело и само человечество. Даже одномоментно охватившая весь мир угроза не смогла сплотить ни политиков, ни даже ученых. И сегодня мы вынуждены наблюдать, как вопрос вакцинации человечества стал предметом политического торга, когда на судьбе миллионов людей отдельные личности пытаются заработать политические баллы, намеренно ставя под сомнение эффективность российской вакцины.
О том, как зарабатывают на вакцине деньги, и говорить, наверное, не стоит. Люксовый бренд Supreme в сотрудничестве с фармацевтической компанией Pfizer выпустил недавно специальный набор для вакцинации «избранных». Почувствовать себя таковым может любой желающий, кто готов заплатить за упакованную в красную кожу коробочку $6000. Однако суть этого предложения даже не в цене, а в оскорбительной сегрегации, которая все еще не побеждена.
США понадобилось около ста лет, чтобы после отмены рабовладельческого строя добиться упразднения доктрины разделения своих граждан по расовому признаку. И сегодня неважно – белый ты или черный. Главное, чтобы ты был богат. Как Канье Уэст, к примеру. И как не вспомнить на фоне этой картины творчество гениального социалиста Бертольта Брехта, все богатое культурное наследие которого пронизано иронией над пороками общества.
В 1930 году в Лейпциге была поставлена его опера «Расцвет и падение города Махагони». Философ Теодор Адорно тогда написал: «Город Махагони – изображение социального мира, в котором мы живем, нарисованного как бы с птичьего полета реально освобожденного общества. […] Действующая система с ее строем, правом и нравами рассматривается как анархия; мы сами находимся в Махагони, где разрешено все, кроме одного: не иметь денег».
Согласно сценарию Махагони – город порока, живущий под девизом «Делай, что хочешь!». Это город для богатых, жители которого исповедуют лишь четыре заповеди: «есть», «пить», «предаваться любовным наслаждениям» и «драться». А потому в городе процветают пьянство, обжорство, разврат во всех своих проявлениях и кулачные бои с кровопролитием, на которые принимаются ставки. Знакомая, не правда ли, картина?
Описанный Брехтом город, к сожалению, часто может узреть из окна и всякий житель нашей республики, где, несмотря на звучащие повсюду лозунги об извечной сплоченности и братских чувствах дагестанцев, царят все те же пороки и та же сегрегация. Мы делим друг друга на богатых и бедных, на горожан и сельских, по национальности и даже по тухумам. Мы до сих пор кичимся своим происхождением и не можем простить происхождения соседу.
Сегодня же, начиная перелистывать уже третье десятилетие очередной столетней главы фолианта истории, все мы просто обязаны задаться вопросом о том, к чему, собственно, нужно стремиться? Только ли к деньгам? Если да, то, к какому конкретно их количеству? К власти ли и где ее предел? К наслаждениям, но какова их мера? Увы, главной бедой человечества стала безмерность, когда никто и ни в одной сфере не знает предела достаточности.
Мы рвемся к власти, к деньгам, к удовольствиям, пытаясь через их получение самоутвердиться. И начинаем ненавидеть окружающих, когда наша самооценка оказывается растоптанной. Печально, что главным стимулом для многих из нас в итоге является реваншизм. Но еще более печально, когда реваншизм и желание поставить кому-то ногу на грудь становятся смыслом жизни для тех, кто управляет человеческими судьбами.
Хочется верить, что в будущем году подобного станет хоть на капельку меньше и люди все же сплотят усилия для достижения общего блага.
Тамерлан МАГОМЕДОВ