В Махачкале проходят съемки художественного фильма «Пассажиры» режиссера Камиля Алиева – это психологический триллер о террористическом захвате автобуса с больными пассажирами. Одну из ролей в фильме сыграет известный актер театра и кино Евгений Банифатов, который снимался в сериалах «Молодежка», «Зайцев+1», «Склифосовский», «Смотри, как я», «Солнечный круг».
На этой неделе Евгений прилетел на съемки в Махачкалу, и мы провели с ним интервью. Актер рассказал не только о съемках фильма «Пассажиры», но и в целом о своем любимом деле.
– Евгений, скажите, пожалуйста, вы ранее посещали Махачкалу или вы здесь впервые.
– В Махачкале я второй раз, прилетал сюда, когда в 2019 году проводились концерт Росгвардии «Солдаты антитеррора» и фестиваль музыкального творчества МВД России «Щит и лира». На нем я выступал, пел песни. Приехал, конечно же, не один, а с группой артистов, но, к сожалению, нам пришлось сразу покинуть город, ничего толком не увидев.
Только сейчас мне удалось при дневном свете проехаться по городу, посмотреть его. Из-за графика у меня нет возможности остаться на выходные, съездить в горы, посидеть на берегу моря, прогуляться по Махачкале, а как хочется! Очень интересно увидеть, как живут горожане.
Пока по тому настроению, которое сейчас царит на творческой площадке, мне уже заранее – «кредитом» нравится здесь, так как подавляющая часть команды все-таки местные жители, они очень доброжелательные, с хорошим чувством юмора. Я много летал по России, видел много разных городов, и Махачкала показалась мне очень живой, молодежной, все ходят счастливые, улыбаются – какой-то добрый позитив веет от людей, и мне это импонирует. Понятное дело, что в любом городе есть свои проблемы, без этого никак, но в Махачкале, как мне показалось, люди совершенно по-другому относятся к ним, энергия и позитив дают о себе знать – город очень яркий!
Я уже поставил себе цель в ближайшие выходные прилететь сюда еще раз – обязательно в горы, обязательно к морю!
У ТЕРРОРИЗМА НЕТ ЛИЦА
– Как так получилось, что вас пригласили сниматься в этом фильме?
– Меня пригласили сниматься мои друзья, продюсеры фильма. С режиссером – Камилем – я познакомился недавно на всероссийском кинофестивале «Кабардино-Балкария – 100», с продюсером – Марией мы знакомы уже много лет. Сам фильм, к моей радости, поддерживается Министерством культуры Республики Дагестан. Я думаю, что поддерживать молодых режиссеров, продюсеров очень важно: кто, если не молодежь может рассказать, чем живет город, какие мысли у людей? Даже если взять проблему терроризма, мы видели много проектов, фильмов, но хочется посмотреть, как именно нынешнее поколение смотрит на нее, и Камиль транслирует очень хорошую и правильную мысль, которую ранее то ли не смогли донести, то ли не все поняли – у терроризма нет лица, нет национальности, тем более религии. К нему человека может привести только внутренняя боль, внутренняя пустота. Я очень горд и рад, что меня пригласили сниматься в этом проекте.
– Расскажите о персонаже, которого вы играете.
– Эта роль у меня дебютная, потому что впервые за мою огромную кинематографическую практику я буду играть отрицательного персонажа.
Мой герой глубоко больной человек, свое безразличие к жизни, к судьбам других имеет еще с детства – у него оно было очень трудное. Родители его друзей судили других, смотря на их положение, на принадлежность к тому или иному социальному классу – это тоже на нем отразилось. Так уж вышло, что не оказалось на его пути человека, который бы протянул ему руку, в итоге у него сложилось такое отношение к жизни – он несет эту боль, и причинять ее другим людям – что-то само собой разумеющееся.
Я много летал по России, видел много разных городов, и Махачкала показалась мне очень живой, молодежной, все ходят счастливые, улыбаются – какой-то добрый позитив веет от людей, и мне это импонирует.
Да, мне сложно играть отрицательного персонажа, потому что до этого все мои герои были позитивные и положительные, в сериале «Молодежка», к примеру, я играл лидера, капитана сборной России. Если говорить об этом герое, то он тоже в какой-то степени лидер, потому что очень страшен – в отличие от многих, у него нет того, ради чего ему стоило бы жить, он просто существует и абсолютно пуст внутри. Если честно, то очень больно и обидно за него, хотя говорят, что нельзя оправдывать такое, но мне его по-настоящему жаль. Почти все его психологические травмы исходят из детства.
Мой персонаж приближен к руководителю захвата, но не его организатор – он тоже не знает, кто стоит за всем этим. Я считаю его на голову выше остальных террористов в команде, потому что опасен как для заложников, так и для них самих, потому что у него нет никаких принципов, есть только задача.
– На съемках вы держите оружие, умеете ли с ним обращаться и не боитесь ли его?
– До этого фильма у меня уже были проекты, связанные с войной, где я уже держал оружие, дома лежит пистолет – охолощенная «Беретта», поэтому к нему отношусь очень ровно – вот я держу его сейчас в руках и у меня нет перед ним страха, чувства абсолютно нейтральные. Думаю, что страшен человек, который держит его, нежели оно само. В руках плохого человека даже самый обычный стул может стать чем-то ужасным, поэтому оружие для меня – это просто механизм и ничего более. На съемках заметил, что у некоторых людей расширяются зрачки, чувствуется страх, когда оно на них направлено, но у меня нет этого чувства перед ним, потому что страшен человек, а не само оружие.
– Если говорить о вашем творчестве в целом, как пандемия сказалась на проектах?
– Я бы не сказал, что она как-то отрицательно сказалась на проектах, а больше изменила мой привычный накатанный ход действий. Скажем так, до нее были проложены рельсы куда-то вверх, в перспективу, а в итоге их пришлось «перебрать» – наконец смог вырваться из привычного ритма. В период первой волны, когда сидел дома, еще раз все пересмотрел: чего добился, какие именно проекты успешны – все проанализировал, а теперь по результатам нашей работы понимаю, что эта встряска была необходима. Накатанные рельсы – это плохо. Пандемия – это хороший урок, который кто-то усвоил, а кто-то нет.
«РЯДОМ СО МНОЙ НУЖНЫЕ ЛЮДИ»
– Вы снимаетесь в фильмах и сериалах, выступаете в театре, ведущий ТВ, постоянный спикер молодежных форумов и не только, часто в разъездах. Не сталкивались ли вы с эмоциональным выгоранием?
– Меня очень заряжают места, куда я прилетаю, очень заряжают люди, а это важно, потому что мы, так или иначе, обмениваемся энергией. Даже если возьмем Махачкалу, то она тут двойная: и горы, и море, а местные жители это чувствуют, их пропитывает энергетика земли, которую они транслируют друг другу, а когда ты работаешь с такими людьми, круглосуточно заряженными этой мощью, понятно, что ты сам тоже ею заряжаешься, подобно аккумулятору. Наверное, у меня было бы выгорание, если бы я сидел в офисе и с понедельника по пятницу перебирал бумаги – кому-то это нравится, но это не мое. В таком случае у меня было бы выгорание уже на второй день (смеется), а здесь у меня все по-другому: слетал в Кабардино-Балкарию, в Волгоград, в Сочи, потом прилетел к вам, поэтому выгореть очень тяжело.
Работа должна быть как хобби – ты можешь наслаждаться тем, что делаешь и общением с людьми, которые тебя окружают. Рядом со мной нужные люди и я этому несказанно рад, с ними невозможно скатиться в рутину. Возьмем, к примеру, фильм «Пассажиры», который мы снимаем сегодня – мои друзья и знакомые собрались, чтобы создать этот проект, я вижу, какое огромное количество людей его поддерживают и все это на внебюджетной основе, что очень круто.
– Некоторые актеры, неважно – театра или кино, говорят, что уже сыграли свою главную роль, а другие – что еще нет, а что насчет вас?
– Да, у меня была роль мечты, где-то в 21-22, точно не помню, я сыграл Хлестакова из комедии Гоголя «Ревизор». В Театральном институте им. Щукина мне дали возможность сыграть отрывок с этим персонажем, а потом на основе него был подготовлен и дипломный спектакль – это было очень сложно сделать, но у меня получилось, я был доволен. Сейчас хотел бы сыграть авантюриста другого уровня и попробовал бы себя в роли Остапа Бендера из «12 стульев» – не сказал бы, что это роль мечты, она больше желанная.
– Вы хотели бы ее сыграть в театре или в кино?
– Не знаю – там, где получится. Главное, чтобы был достойный режиссер и со мной работали люди, которые тоже заряжены этой инициативой.
– Актер театра и актер кино – в чем разница?
– Это разные навыки, но мы играем одним и тем же «актерским аппаратом», просто в разных условиях. В кино, помимо внутренних переживаний, нужно учитывать, где стоит камера, свет и прочее, чтобы кадр сложился. То же самое и в театре – есть ряд вещей, которые ты должен знать для того, чтобы сцена получилась. В любом случае, ты играешь своими творческими наработками, люблю это слово – «чувствилищем» (смеется). Неважно, где работает актер, главное, чтобы было, чем играть – если есть чем, то он сыграет как в театре, так и в кино, а остальное – это просто механизм работы и навыки.
РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ
– Есть такая практика, что многие актеры со временем уходят в режиссуру. Как вы думаете, с вами это произойдет?
– Не знаю, таких мыслей нет. Пока мне комфортно быть актером, но все возможно. Сейчас я вам скажу, что мне нравится быть актером, но вот вы отойдете, и я подумаю: хм, интересная мысль и идея, может, что-нибудь снять? Поэтому… все может быть.
– Возможно ли такое, что вы посетите Махачкалу с театральным спектаклем?
– Конечно, возможно. У нас есть потрясающая постановка Олега Павловича Табакова, называется она «Билокси блюз», мы играем с ребятами из «Молодежки», почти весь основной коллектив – актеры этого проекта, на них здесь можно посмотреть уже с другого ракурса, с другой стороны. По жанру это комедия, но очень глубокая и трогательная. Мы с этим спектаклем много гастролировали по России, по миру, он собрал огромное количество наград. Понятно, что сейчас в условиях пандемии мы его привезти не можем, но, как только все стабилизируется, было бы интересно привезти и показать спектакль вашему зрителю.
– Говоря о сериале «Молодежка», как роль Игоря Дрозда в нем отразилась на вашей дальнейшей деятельности? Все-таки сериал достаточно известный, мое поколение, можно сказать, выросло на нем.
– Это тоже знаковый проект в моей жизни и не по причине того, что он подарил мне медийность. «Молодежка» научила меня работать в команде, относиться к ней, как к семье, дала понять, что когда единомышленники идут к одной цели, то и проект получается очень нужный и правильный – это очень редкое качество, когда каждый практически вкладывает свою душу. Результат говорит сам за себя, сериал очень рейтинговый, его транслируют в других странах – это достаточно хороший показатель.
– Что бы вы пожелали людям творческих профессий?
– Радоваться, наслаждаться своей профессией, своим ростом, находками в любимом деле – это очень большой мотиватор, когда ты видишь новые грани. Я бы хотел, чтобы творческие люди не останавливались.
В эти нелегкие времена я искренне верю, что добро и творчество восторжествуют и пробьются вперед!
Уркият ДАУДОВА
Ума – умничка. Очень интересное и познавательное интервью ✨