(к 100-летию Исбат Баталбековой)
Почетный гражданин Махачкалы Хан Мирзаханович Баширов – один из известных деятелей культуры республики, народный артист Дагестана, председатель Союза музыкантов РД, член Общественной палаты Махачкалы, профессор ДГПУ и просто неравнодушный к судьбе нашего горного края и ее столице человек, имеет, образно говоря, «активное общественное лицо». Его разносторонняя деятельность, творческий диапазон и работоспособность удивляют: блестящий пианист, концертмейстер, киноактер, педагог, режиссер, автор и исполнитель музыкальных лекториев, просветитель, пропагандист творчества русских, зарубежных, советских и российских композиторов. Он решил поделиться с читателями «МИ» воспоминаниями об известных махачкалинцах, внесших свой вклад в культурную и общественную жизнь города и республики.
Это было более 70 лет назад. В Москве проходили вечера дагестанской литературы и искусства. Искушенную московскую публику с первых мгновений очаровал голос молодой дагестанской певицы Исбат Баталбековой, исполнившей народную песню «Соловей мой».
А спустя десять лет уже во время Декады литературы и искусства вновь на улицах Москвы рекламные щиты возвещали о предстоящих выступлениях лауреата Сталинской премии Исбат Баталбековой. А затем были гастроли за рубежом. Этой высокой темноволосой женщине горячо аплодировали на Берлинском фестивале молодежи, в городах Албании, Монголии, Финляндии и многих других стран. Но все это было потом.
А началось с того, что пение девушки на клубной сцене фабрики имени III Интернационала услышал композитор Петр Проскурин и, попав под обаяние ее красивого тембра голоса, пригласил в хор Дагестанского радио. В 1943 году Исбат поступает в Азербайджанскую государственную консерваторию, где овладевает тайнами вокального искусства, расширяет репертуар и становится первой дагестанкой, получившей диплом оперной солистки.
«Мама всегда говорила, что только труд и работа над собой могут дать результат, – вспоминает сын певицы доктор экономических наук, профессор Халид Баширов. – Все мое детство прошло под ее ежедневные репетиции, вокализы. До того, как я пошел в школу, она часто брала меня с собой на гастроли. Тогда я познакомился с такими коллективами, как “Дагестан”, “Салам алейкум”. Вместе с мамой объездил всю Украину, Северный Кавказ, европейскую часть России. В коллективе она занимала особое положение: коллеги всегда интересовались ее мнением: “А что скажет Исбат-ханум?” Она хорошо знала кумыкский, азербайджанский, даргинский, хуже немецкий и итальянский языки. А еще множество старинных кумыкских народных изречений, пословиц, поговорок. Она была старшая в семье. Запомнилось, с какой заботой и нежностью она относилась к своей матери. Сама всегда надеялась только на собственные силы. Уже, будучи бабушкой, возвращаясь с полными сумками с базара, никому не разрешала помочь. Сама ходила за молоком для внуков, хотела быть полезной.
Несмотря на славу, она была очень скромна. Почти всю жизнь жила в коммунальной квартире. И только, когда я женился, она пошла к председателю президиума Верховного Совета Дагестана А. Умалатову с просьбой о жилье. Было время, когда я увлекся “битлами”, она тоже прислушивалась к тому, как они поют, и говорила: “Безусловно, ребята очень талантливые”.
Она много и бескорыстно помогала людям. Для нее не было чужих забот или проблем. Будучи тяжело больной, она все же не бросала работу, преподавала вокал в пединституте и музучилище. Ее мнением очень дорожили Зальмина и Мурад Абуевы, всегда советовались. Как-то Мураду подвернулась скрипка хорошего мастера, но очень дорогая, а денег, естественно, не было. Мама без промедления ему помогла. Своим учителем и педагогом ее считают Тамерлан Джандаров, Шалуми Матаев, Хан Баширов и многие другие».
Интересный факт. Известная художница Татьяна Марковская написала ее портрет. Он висел в фойе филармонии вместе с портретами других известных музыкантов Готфрида Гасанова, Сергея Агабабова, Сейфуллы Керимова… Однажды, когда Исбат была уже на пенсии, вдруг оказалось, что портрет пропал. Начали выяснять, и оказалось, что когда Т. Марковская делала свою выставку, то взяла этот портрет в экспозицию. И после этого он не вернулся, якобы был на реставрации. Картина отсутствовала 10 лет, и уже после смерти певицы совместными усилиями коллектива филармонии, Министерства культуры и Союза музыкантов РД портрет, наконец, был найден и возвращен на свое, привычное для горожан место. А сейчас он находится в Музее музыкальной культуры при Школе им. М. Кажлаева».
ПУТЬ В БЕССМЕРТИЕ
Когда я уже учился в консерватории, она помогала мне музыкальной литературой по концертмейстерскому классу. У нее была масса клавиров с дарственными надписями Г. Гасанова, С. Агабабова, Н. Дагирова, М. Кажлаева и др. И это были не только родственные чувства (Исбат Гайдарбековна была женой моего родного дяди), а, видимо, искреннее желание помочь начинающему музыканту, у которого она увидела способности. Мой отец был тогда директором Ансамбля песни и танца Дагестана, и в нашем доме часто устраивались музыкальные вечера, на которых бывали Тихон Хренников, Анатолий Новиков, Вано Мурадели, Готфрид Гасанов, Татам Myрадов, Бурлият Ибрагимова, Муи Гасанова, Казим Манафов, Урудж Абубакаров, Артем Аванесов и многие другие. Ну и, конечно же, тетя Исбат! Она никогда не заставляла долго себя уговаривать спеть. Исполняла кумыкские песни и знаменитого «Соловья», по-кумыкски «Бюль-бюль». Так ее потом и прозвали. Для меня она и сейчас жива, я слышу ее голос, и мне ее очень не хватает. Думаю, именно от нее я перенял доброе отношение к людям и благодарен судьбе, что у меня была такая тетя».
На протяжении 22 лет ее концертмейстером и близкой подругой была талантливая пианистка Лилия Викторовна Этигон – народная артистка Дагестана (ныне покойная), с которой они буквально по ноткам, по крупицам оттачивали весь репертуар. Это был тандем великих музыкантов.
В поездках по стране бывало всякое. «Однажды на гастролях в Новороссийске, – рассказывает Лилия Викторовна, – после концерта один матрос задал Исбат вопрос: “А что означает имя Исбат?” На что та сразу же выдала: “Истребительный батальон”. И этот послевоенный юмор был встречен новым шквалом оваций». Позже Исбат Гайдарбековне аккомпанировали уже ученицы Лилии Викторовны – народные артистки Дагестана Рена Эфендиева и Зарифа Абдуллаева (ныне заслуженная артистка России).
Певица ушла из жизни 22 ноября 1999 года. К сожалению, молодым не посчастливилось увидеть ее на сцене и услышать великолепный голос Исбат. Остался лишь архив Дагестанского радио и телевидения, а также люди, имевшие счастье общаться и слушать одну из великолепных певиц Дагестана, мечтавшую, чтобы ее искусство всегда было необходимо.
Труд Исбат Гайдарбековны по достоинству был отмечен званиями народной артистки РСФСР и ДАССР, лауреата Сталинской премии, орденом Трудового Красного Знамени, многими грамотами, дипломами, благодарностями. А ее имя золотыми буквами вписано в историю музыкального искусства Страны гор.
В целях увековечения памяти на доме, где жила певица по ул. Буйнакского, 6, по инициативе Союза музыкантов РД установлена мемориальная доска, символизирующая бессмертие…
Записал Эдуард ЭМИРОВ