На прошлой неделе в Махачкале проходил муниципальный этап конкурса «Учитель года». Почетного звания победителя удостоена Егана Курбанова – преподаватель математики Махачкалинского лицея №22.
ЦИФРЫ И РОМАНТИКА
– Как это в цифрах нет романтики? – удивляется Егана Киниязовна, – любую красоту мира можно описать математическими символами. Я стараюсь сделать так, чтобы мои ученики на интересных примерах увидели и почувствовали красоту и гармонию математики с природой, душой, сердцем, искусством.
Например, число «Пи» (отношение длины окружности к диаметру), которое после запятой – 3,14…….. имеет множество чисел. Если в соответствии с порядком этих цифр пронумеровать клавиши пианино, то прозвучит прекрасная музыка.
Есть интересная теория – «теория логики», я узнала о ней недавно, согласно которой можно написать новое произведение Шекспира, изучив прежние, его языком, его тематики, используя математические символы.
Можно даже научиться писать стихи…
ЦАРИЦА НАУК
«Математика – царица наук» – сказал когда-то ученый Карл Фридрих Гаусс. Егана Киниязовна полностью с этим согласна. Выбрать профессию по душе, стать хорошим педагогом, поверить, что выбранное когда-то дело – это навсегда, путь нелегкий.
Все начиналось когда-то в школе №2 города Дагестанские Огни, где училась Егана Курбанова. От судьбы не уйдешь: математику преподавала ей мама – Аида Магомедова. И хотя видела свою дочь в будущем врачом, в белом халате, свой предмет тоже обижать не хотела. Тем более что сама Аида Багировна тоже участвовала в конкурсах, доказывающих профессиональную состоятельность, и даже занимала призовые места.
– Физику и математику я знала хорошо, – рассказывает Егана Киниязовна, – решила поступать туда, куда могла пройти самостоятельно, без посторонней помощи – на физический факультет ДГУ.
Не могу сказать, что особо любила эти предметы, любовь на всю жизнь пришла позже.
Ребятам было предложено надеть повязки на глаза. Неудобно, тяжело, жарко… А вот есть люди, которые живут, ничего не видя вокруг.
Окончив ДГУ, поступает в аспирантуру технического университета на радиотехнический факультет. «Физика полупроводников» – такое серьезное название ее диссертации.
Жизнь непредсказуема: по семейным обстоятельствам пришлось искать подработку. В то время школе №16 требовался математик. Решила попробовать.
– Учась в аспирантуре, я прекрасно справлялась с математическим анализом, – вспоминает она, – помню, как провела первый урок. И все. Поняла, что школа, дети – это навсегда…
На выездных мероприятиях я познакомилась с Мариной Лахиной, которая и пригласила меня в лицей №22.
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА
Марина Лахина – заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея №22, председатель Ассоциации учителей математики РД.
– Егана Киниязовна активно сотрудничает с нашей Ассоциацией, – рассказывает она, – мы приглашали ее на наши заседания, в жюри конкурсов, на мастер-классы. Она всегда охотно шла навстречу.
Решение об ее участии в конкурсе «Учитель года» приняла наш директор Саламат Анатова. Саламат Закарьяевна видела педагога в работе и на педсовете внесла предложение о ее кандидатуре.
Должна сказать, что мы проводили внутришкольный конкурс тоже, его участники будут готовиться на следующий год.
Для подготовки нашего педагога к конкурсу мы создали творческую группу, куда вошли директор, его заместители, филолог, а также отвечающий за техническое обеспечение выступлений.
Мы предложили конкурсантке самой составить задание для первого этапа «Урок». Она сразу взяла очень сложную тему «Применение интегралов при решении практических задач» для 11-го класса.
Тема глубокая, материал серьезный. Когда она нам продемонстрировала, что получилось, мы внесли серьезные корректировки. Главное, что Егана Киниязовна не уложилась в положенные 35 минут, и мы вместе решали, что можно сократить.
Каждый шаг Еганы Киниязовны был связан с работой нашей группы.
«КЛАССНЫЙ ЧАС»
Физики и лирики ведут свои споры еще с 1960-х годов прошлого века. Кто важнее? Гуманитарий или технарь? И может ли человек с техническим складом ума вникнуть в проблемы глобальные, духовно-нравственные или у него только формулы и цифры в голове?
Для «Классного часа» конкурсантка выбрала тему «Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе». Что может быть гуманнее?
Причем говорила она о проблемах слепых детей. Ребятам было предложено надеть повязки на глаза. Неудобно, тяжело, жарко… А вот есть люди, которые живут, ничего не видя вокруг. Причем иногда они известны, многого достигшие в жизни. Например, Луи Брайль, разработавший свой шрифт для слепых.
Вывод: нужно помогать тем, кто по состоянию здоровья не может быть таким, как все. Что можно сделать сегодня конкретно? Егана Киниязовна предложила подготовить для слепых детей логическую игрушку – кубик Рубика.
Ребята с увлечением принялись экспериментировать. С помощью 3D-ручки нанесли на грани кубика узоры, заменившие обычные цвета.
«ПОРЯДОК И ХАОС»
– На мой взгляд, этап конкурса «Мастер-класс» – один из самых сложных, – говорит Марина Лахина, – он проводится для педагогов, ориентирован на проверку методической базы. Если учитель что-то возьмет для себя из ее методики, то все прошло нормально. Тему она взяла «Порядок и хаос».
– Я говорила о том, – продолжает рассказ Егана Киниязовна, – что хаос – это определенная степень порядка. Хотела показать, что на порядок мы смотрим по-разному. Например, я считаю, что у кого-то на столе беспорядок, а для него это единственно возможный вариант.
Мы все разные, с различными взглядами и привычками, каждый может навести тот порядок, который ему ближе и понятнее.
На этапе «Публичная лекция» рассматривалась тема «Школа: вчера, сегодня, завтра». Егана Киниязовна дала сравнительный анализ состояния школы сегодняшней. Разумеется, без такой основы, как советская, современная существовать не может. Завтрашняя, школа будущего, с интерактивными технологиями должна сохранить методики советской школы.
Дискуссия на этапе «Педсовет» разгорелась по поводу ответственности за воспитание детей. Кто? Родители или учителя? Егана Киниязовна считает, что педагогам нужно быть внимательнее к своим подопечным, чтобы не пропустить будущего гения…
Так что же для нее конкурс? Тем более что в ее жизни он не первый. В 2018 году она стала призером конкурса «Учитель года» Республики Дагестан, заняв 3-е место.
– Это вызов самой себе, – говорит Егана Киниязовна, – задор, тонус, подтверждение своего профессионализма. И потом, просто интересно попробовать свои силы.
Что дальше? В апреле состоится республиканский этап конкурса «Учитель года». Егана Киниязовна уже начала к нему готовиться.
Наталья БУЧЕНКО