Название месяца Ша‘бан происходит от слова «таша‘аба», что означает «распространение» – в этот месяц распространяется добро.
Месяц Шаабан дарован нам Всевышним как средство приближения к Нему, как средство искупления грехов. Тому, кто возвеличит Шаабан, убоявшись Аллаха, совершая положенное и остерегаясь грехов, Всевышний прощает грехи и в течение года защищает от бед и болезней. Так же, как Аллах умножает в этом месяце хорошие деяния, Он умножает и плохие. Так же, как Он возвышает почитающих этот месяц, Он унижает тех, кто пренебрегает им. Поэтому не ответить на призыв Аллаха и Его Посланника (с.а.с.) в этом месяце и не воспользоваться Его даром – недопустимо для мусульманина, который стремится к тому, чтобы Создатель был им доволен.
Каждый мусульманин старается максимально следовать сунне Пророка (с.а.с.) и воплощать в жизнь практически все слова и поступки Посланника Божьего (с.а.с.). Верующему важно знать, как Пророк (с.а.с.) соблюдал желательный пост, какие дни он предпочитал, придавал ли Пророк (с.а.с.) значение отдельным месяцам, в частности, месяцу Шаабан, а если придавал, то почему. От Айши передается, что «Посланник Господа (с.а.с.) иногда начинал поститься беспрерывно, что мы начинали думать, что он никогда не прекратит поститься, а иногда он имел обыкновение прекращать поститься, что мы начинали думать, что он никогда не будет поститься. Я никогда не видела Пророка (с.а.с.) постящимся в течение всего месяца, за исключением месяца Рамадан, и я никогда не видела его постящимся чаще, чем в Шаабан» (имамы аль-Бухари и Муслим).
В версии имама Муслима добавляется: «Я никогда не видела его постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц, вернее, он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя несколько дней».
Посланник Всевышнего (с.а.с.) назвал ряд причин соблюдения поста в месяце Шаабан.
ЛЮДИ ПРЕНЕБРЕГАЮТ МЕСЯЦЕМ ШААБАН
Месяц Шаабан – это месяц, который приходится между запретным месяцем Раджаб, величие которого знает каждый, и между месяцем Рамадан, о достоинстве которого также широко известно. И поэтому люди пренебрегают месяцем Шаабан и не усердствуют в богослужении. Однако этот месяц возле Господа является высокочтимым, и Его Посланник (с.а.с.) соблюдал пост в этом месяце, дабы служить Всевышнему в то время, когда люди не усердствуют в поклонении. Ведь известно, что Аллах любит такой вид поклонения, которое совершено в то время, когда люди в забвении, и воздает за него вознаграждения больше, чем в обычные дни. И поэтому наиболее поощряемо и восхваляемо поминание Господа на рынках, когда люди шумят и заняты торговлей, и молитва, совершенная глубокой ночью, когда все люди спят, достойнее, чем в остальное время суток.
Усама бин Зайд сообщил, что он спросил Пророка (с.а.с.): «О Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяце Шаабан так часто, как ни в каком другом месяце». На что Пророк (с.а.с.) ответил: «Это месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают…».
ШААБАН – МЕСЯЦ, В КОТОРОМ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ОТЧЕТ ПЕРЕД ВЛАДЫКОЙ
Отчет деяний рабов Божьих представляется перед Господом каждый день, еженедельный отчет представляется в понедельник и в четверг, а ежегодный – в месяце Шаабан, и во всем этом есть некая мудрость Всевышнего (хотя никакие деяния не скрыты от Аллаха). Шаабан – месяц, в котором представляется отчет перед Владыкой, и Посланник Аллаха часто постился в Шаабане, чтобы его деяния были представлены перед Богом в тот момент, когда он соблюдает пост, тем самым служили причиной прощения и снисхождения. Поэтому в продолжении вышеприведенного хадиса Пророк говорит: «И это месяц, в котором расчет дел людей представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я соблюдаю пост» (имамы ат-Тирмизи и ан-Насаи).
Мы знаем, что пост является щитом для раба и преградой от наказания Господа. Аллах пообещал щедро наградить постящихся и обрадовать их во время встречи с Ним.
Ученые знатоки приводят еще одну пользу поста в месяце Шаабан: пост в этом месяце является как бы подготовкой к месяцу Рамадан, чтобы организм привык к посту и человек не вступил в месяц Рамадан в напряжении и в затруднении.
Еще одна мудрость поста в месяце Шаабан по отношению к месяцу Рамадан заключается в том, что посты в Шаабане выступают как желательные молитвы, совершаемые перед обязательной молитвой, а те шесть желательных постов месяца Шаваль выступают как желательные молитвы после обязательного намаза.
Да поможет нам Аллах соблюдать пост в благословенном месяце Шаабан, следуя сунне Посланника Аллаха, чтобы пост в эти дни послужил нам подготовкой к месяцу Рамадан.
Рахматулла АБДУЛКАРИМОВ, теолог ислама