Муниципальный этап Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» прошел в Махачкале в минувшую пятницу. Организовали и провели мероприятие сотрудники методического отдела Управления образования столицы. Гостей принимали педагоги лицея №9.
2021 год для конкурса юбилейный, он проводится в 10-й раз. Это самый масштабный детский литературный проект в нашей стране.
Победителям предстоит принять участие в региональном этапе, затем во всероссийском и завершит соревнование суперфинал.
ЛЮБИТЕЛИ ЧТЕНИЯ
– Конкурс «Живая классика» – большое событие для наших образовательных учреждений, – рассказывает методист управления образования города Людмила Силаенкова. – Цель его проведения – приобщение детей к чтению художественной литературы, выявление творческих натур, популяризация библиотек – как школьных, так и городских.
Мы посчитали целесообразным сформировать группы по возрасту, все-таки у малышей и подростков разный менталитет и интересы. В конкурсе участвуют три группы: ученики 5-6-х классов; 7-8-х и 9-10-11-х; всего около 100 человек.
Ребята должны наизусть прочитать отрывок из прозаического произведения на свой выбор, причем будут учитываться такие факторы, как способность оказывать эстетическое, эмоциональное воздействие на слушателя; грамотная речь; умение прочувствовать произведение.
Что касается жюри, то в этот раз приглашены актеры, режиссеры, писатели, преподаватели вузов, представители Министерства образования и науки РД и сотрудники Дагестанского института развития образования.
К такому важному событию – конкурсу подготовились и педагоги лицея №9.
Сакинат Тажудинова – руководитель методического объединения лицея, кандидат филологических наук, поясняет: – Как бы ни было трудно, мы стараемся вложить в детей литературную грамотность, чтобы они стали более интеллектуальными, чтобы научились отвечать за свои поступки, ценить и уважать свое окружение.
Нам оставлена классика – огромное наследие, которое мы должны изучать и равнять по нему свою жизнь
Этот конкурс мы принимаем у себя, поэтому решили, что наши дети в нем участвовать не будут для большей объективности и непредвзятости.
Мы делаем все, чтобы участникам конкурса было комфортно, чтобы они себя чувствовали в позитивном ключе. Подготовили теплые аудитории, оснастили их всей необходимой техникой: интерактивными досками, звуковым сопровождением; подготовили для болельщиков помещение на 1-м этаже.
В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ
Классические произведения актуальны во все времена. Меняется строй, совершенствуется технология, а люди-то остаются прежними, со своим поиском смысла жизни, с желанием понять, что такое счастье, любовь…
Потому важна и интересна классика, что герои произведений так же метались в поисках ответов на вечные вопросы. Может, даже возраст здесь ни при чем.
…Несмотря на разыгравшуюся метель и засыпанный снегом город, любители чтения прибыли ровно к назначенному сроку. В классе, где находятся ученики 5-6-х классов, – напряженная тишина. Нарядные мальчики и девочки, разложив перед собой листочки с напечатанным текстом, замерли в тревожном ожидании. Среди членов жюри – писатель Анварбек Култаев, пообещавший нам никого строго не судить. Да и зачем? Радоваться надо, что они пришли, несмотря на непогоду.
Первой выходит Зарипат Тахтарбекова (школа №60) с рассказом Татьяны Петросян «Записка». Сюжет прост и близок к школьной жизни. Мальчик получает записку от девочки с признанием в любви.
И начинаются его внутренние терзания: что это значит: любовь? Зачем, когда и так все хорошо? Интересно, что этот же рассказ прочитал наизусть и Магомед-Расул Палачев (школа №14), значит, волнует тема…
Но не только. Прозвучал рассказ Ивана Тургенева «Милостыня». Сострадание, доброта сердца – вот чему учит великий писатель и впитывают наши дети.
У подростков 7-8-х классов темы строже и серьезнее. Война, победа, родина. Суровые солдатские будни. Но и здесь не обошлось без философских вопросов.
Так, Айшат Магомедова (школа №11) преподнесла в своем исполнении рассказ Виктории Токаревой «Самый счастливый день» («Записки акселератки»). А что такое счастье? Ну, есть такая версия – когда чего-то хочешь и добиваешься. Хотя никто на земле не счастлив на все 100 процентов… Вывод: самого счастливого дня у главной героини еще не было.
– Я приятно удивлена, – рассуждает член жюри Сапият Гасанова, преподаватель ДГПУ, – подростки настолько разносторонни, такие серьезные темы их волнуют. Их интересы – бескрайнее поле: от Шукшина, Чехова, Толстого до Мериме. Причем все пропускают через себя, чувствуют каждое слово.
Несколько конкурсантов выступили с произведениями о предательстве. Взаимоотношения людей, чувства, мысли – им все важно.
ОТЦЫ И ДЕТИ
О секретах счастья рассуждали и старшеклассники. В чем оно? Что пишут об этом авторы классических произведений? Почему нужно страдать, познавая мир и его законы?
Айшат Яралиева (гимназия №1) выбрала для себя отрывок из романа Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Чтение трудное для взрослого человека. А для подростка?
– Я знаю, что никто из моего класса не читал это произведение, – говорит Айшат, – а мне было интересно. Сначала прочитала отзывы об этой книге. Абсолютно разные мнения, не все понимают мировоззрение главного героя Холдена Колфилда. А мне понравился этот персонаж: чем-то меня напоминает, правда, это худшая версия меня.
Он стремится взрослеть, а я хочу еще побыть ребенком. В романе главная тема – отношения отцов и детей. Холден не может наладить отношения со своими родителями, он «лишний» человек в этом мире.
Я очень люблю роман Льва Толстого «Война и мир», Джейн Остин «Гордость и предубеждение», обожаю драматургию Лермонтова.
Член жюри в группе старшеклассников Джамиля Мирзоева, преподаватель факультета культуры ДГУ, также считает, что конкурсанты пришли вполне подготовленными. – Сегодня было много интересного. Представьте, что ученики 9-11-х классов читают Федора Достоевского «Бесы», произведения Паоло Коэльо, Жюля Верна, Бертольда Брехта…
Приятно, что не повторялись авторы, настолько у них широкий кругозор. Они читают классику, понимают, о чем говорится. Не боятся эмоций, проявления своих чувств.
Претендентов на победу было достаточно. Но жюри после долгих совещаний и раздумий назвало три имени. В младшей группе (5-6-е классы) победил Мурад Исмиев с рассказом Михаила Зощенко «Монтер». Среди учащихся 7-8-х классов победу завоевала София Квасова (8-й класс, школа №43) с отрывком из книги Аси Лавринович «Нелюбовь сероглазого короля».
Среди старшеклассников победителем стал Мераб Харбедия (11-й класс, лицей №52). Он выбрал «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой.
Теперь им предстоит отстаивать звание лучших на региональном этапе конкурса «Живая классика».
Наталья БУЧЕНКО