Вечно живая классика

Муниципальный этап Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» прошел в Махачкале в минувшую пятницу. Организовали и провели мероприятие сотрудники методического отдела Управления образования столицы. Гостей принимали педагоги лицея №9.

2021 год для конкурса юбилейный, он проводится в 10-й раз. Это самый масштабный детский литературный проект в нашей стране.

Победителям предстоит принять участие в региональном этапе, затем во всероссийском и завершит соревнование суперфинал.

ЛЮБИТЕЛИ ЧТЕНИЯ

– Конкурс «Живая классика» – большое событие для наших образовательных учреждений, – рассказывает методист управления образования города Людмила Силаенкова. – Цель его проведения – приобщение детей к чтению художественной литературы, выявление творческих натур, популяризация библиотек – как школьных, так и городских.

Мы посчитали целесообразным сформировать группы по возрасту, все-таки у малышей и подростков разный менталитет и интересы. В конкурсе участвуют три группы: ученики 5-6-х классов; 7-8-х и 9-10-11-х; всего около 100 человек.

Ребята должны наизусть прочитать отрывок из прозаического произведения на свой выбор, причем будут учитываться такие факторы, как способность оказывать эстетическое, эмоциональное воздействие на слушателя; грамотная речь; умение прочувствовать произведение.

Что касается жюри, то в этот раз приглашены актеры, режиссеры, писатели, преподаватели вузов, представители Министерства образования и науки РД и сотрудники Дагестанского института развития образования.

К такому важному событию – конкурсу подготовились и педагоги лицея №9.

Сакинат Тажудинова – руководитель методического объединения лицея, кандидат филологических наук, поясняет: – Как бы ни было трудно, мы стараемся вложить в детей литературную грамотность, чтобы они стали более интеллектуальными, чтобы научились отвечать за свои поступки, ценить и уважать свое окружение.

Нам оставлена классика – огромное наследие, которое мы должны изучать и равнять по нему свою жизнь

Этот конкурс мы принимаем у себя, поэтому решили, что наши дети в нем участвовать не будут для большей объективности и непредвзятости.

Мы делаем все, чтобы участникам конкурса было комфортно, чтобы они себя чувствовали в позитивном ключе. Подготовили теплые аудитории, оснастили их всей необходимой техникой: интерактивными досками, звуковым сопровождением; подготовили для болельщиков помещение на 1-м этаже.

В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ

Классические произведения актуальны во все времена. Меняется строй, совершенствуется технология, а люди-то остаются прежними, со своим поиском смысла жизни, с желанием понять, что такое счастье, любовь…

Потому важна и интересна классика, что герои произведений так же метались в поисках ответов на вечные вопросы. Может, даже возраст здесь ни при чем.

…Несмотря на разыгравшуюся метель и засыпанный снегом город, любители чтения прибыли ровно к назначенному сроку. В классе, где находятся ученики 5-6-х классов, – напряженная тишина. Нарядные мальчики и девочки, разложив перед собой листочки с напечатанным текстом, замерли в тревожном ожидании. Среди членов жюри – писатель Анварбек Култаев, пообещавший нам никого строго не судить. Да и зачем? Радоваться надо, что они пришли, несмотря на непогоду.

Первой выходит Зарипат Тахтарбекова (школа №60) с рассказом Татьяны Петросян «Записка». Сюжет прост и близок к школьной жизни. Мальчик получает записку от девочки с признанием в любви.

И начинаются его внутренние терзания: что это значит: любовь? Зачем, когда и так все хорошо? Интересно, что этот же рассказ прочитал наизусть и Магомед-Расул Палачев (школа №14), значит, волнует тема…

Но не только. Прозвучал рассказ Ивана Тургенева «Милостыня». Сострадание, доброта сердца – вот чему учит великий писатель и впитывают наши дети.

У подростков 7-8-х классов темы строже и серьезнее. Война, победа, родина. Суровые солдатские будни. Но и здесь не обошлось без философских вопросов.

Так, Айшат Магомедова (школа №11) преподнесла в своем исполнении рассказ Виктории Токаревой «Самый счастливый день» («Записки акселератки»). А что такое счастье? Ну, есть такая версия – когда чего-то хочешь и добиваешься. Хотя никто на земле не счастлив на все 100 процентов… Вывод: самого счастливого дня у главной героини еще не было.

– Я приятно удивлена, – рассуждает член жюри Сапият Гасанова, преподаватель ДГПУ, – подростки настолько разносторонни, такие серьезные темы их волнуют. Их интересы – бескрайнее поле: от Шукшина, Чехова, Толстого до Мериме. Причем все пропускают через себя, чувствуют каждое слово.

Несколько конкурсантов выступили с произведениями о предательстве. Взаимоотношения людей, чувства, мысли – им все важно.

ОТЦЫ И ДЕТИ

 О секретах счастья рассуждали и старшеклассники. В чем оно? Что пишут об этом авторы классических произведений? Почему нужно страдать, познавая мир и его законы?

Айшат Яралиева (гимназия №1) выбрала для себя отрывок из романа Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Чтение трудное для взрослого человека. А для подростка?

– Я знаю, что никто из моего класса не читал это произведение, – говорит Айшат, – а мне было интересно. Сначала прочитала отзывы об этой книге. Абсолютно разные мнения, не все понимают мировоззрение главного героя Холдена Колфилда. А мне понравился этот персонаж: чем-то меня напоминает, правда, это худшая версия меня.

Он стремится взрослеть, а я хочу еще побыть ребенком. В романе главная тема – отношения отцов и детей. Холден не может наладить отношения со своими родителями, он «лишний» человек в этом мире.

Я очень люблю роман Льва Толстого «Война и мир», Джейн Остин «Гордость и предубеждение», обожаю драматургию Лермонтова.

Член жюри в группе старшеклассников Джамиля Мирзоева, преподаватель факультета культуры ДГУ, также считает, что конкурсанты пришли вполне подготовленными. – Сегодня было много интересного. Представьте, что ученики 9-11-х классов читают Федора Достоевского «Бесы», произведения Паоло Коэльо, Жюля Верна, Бертольда Брехта…

Приятно, что не повторялись авторы, настолько у них широкий кругозор. Они читают классику, понимают, о чем говорится. Не боятся эмоций, проявления своих чувств.

Претендентов на победу было достаточно. Но жюри после долгих совещаний и раздумий назвало три имени. В младшей группе (5-6-е классы) победил Мурад Исмиев с рассказом Михаила Зощенко «Монтер». Среди учащихся 7-8-х классов победу завоевала София Квасова (8-й класс, школа №43) с отрывком из книги Аси Лавринович «Нелюбовь сероглазого короля».

Среди старшеклассников победителем стал Мераб Харбедия (11-й класс, лицей №52). Он выбрал «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой.

Теперь им предстоит отстаивать звание лучших на региональном этапе конкурса «Живая классика».

Наталья БУЧЕНКО

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы опубликовал поздравление в честь Международного женского дня

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщение, приуроченное к Международному женскому дню, который традиционно...

Дагестан продолжит восстановление объектов в Запорожской области

Врио министра строительства, архитектуры и ЖКХ республики Дагестан Александр Нестеров сообщил ТАСС, что   власти Дагестана до конца 2025...

Мэр Махачкалы поздравил с 8-м марта женский состав аппарата и подведомственных учреждений администрации

В канун Международного женского дня Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов поздравил и наградил за успехи в работе прекрасную половину...

Хиби Алиев поздравил женскую часть личного состава Каспийской флотилии с 8-м марта

Первый заместитель председателя городского Собрания депутатов Хиби Алиев поздравил с наступающим Международным женским днём женскую часть личного состава Каспийской...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы проверяет готовность избирательных участков к выборам Президента РФ

Сегодня мэр столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с главами внутригородских районов и своими заместителями совершают объезд избирательных участков, проверяя...

В Махачкале прошли тренировочные экзамены

Федеральный тренировочный экзамен по методу ЕГЭ прошел по таким предметам, как биология, английский язык, информатика. Экзамены прошли в школе №34...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам