Хочу рассказать несколько историй по теме, которую я назвал бы «потребитель в законе», но не проводите аналогии с понятием «вор в законе». После выхода в 1992 году федерального закона о защите прав потребителей к среднестатическому россиянину вполне можно применить термин «потребитель в законе».
Где-то в конце 80-х годов прошлого века прочитал в «Литературной газете» статью Евгения Евтушенко с интригующим названием «Мимозы к 8 Марта». Это праздничное послание поэта к советским женщинам имело несколько печальный оттенок.
МЫ ВЕДЬ ВОЙНУ ВЫИГРАЛИ…
Автор вспоминает эпизод, свидетелем которого он был, будучи в ГДР. В берлинском гастрономе он увидел лежащую на полу женщину, по многим признакам, в том числе по белым носочкам на ногах, советский литератор распознал в ней соотечественницу.
После короткого обморока женщина пришла в себя и еле прошептала: «За что?» И тут же пояснила: «Мы ведь войну выиграли, а они проиграли, так почему же они так хорошо живут?» Оказывается, премированную путевкой в ГДР доярку с Алтая поразило обилие продуктов на полках обычного продовольственного магазина в столице демократической Германии.
– А если бы она попала в фирменный супермаркет в ФРГ, где только колбас более 30 видов, что бы стало с бедной туристкой из СССР? – подумал поэт Евтушенко.
Другая история. Мой приятель и коллега был осчастливлен путевкой в Чехословакию и Югославию. По приезде домой в Махачкалу он, переполненный впечатлениями от увиденного во время поездки, поведал о них друзьям. Дагестанец был большим любителем разного рода радио-, видеоаппаратуры, и поэтому за рубежом, а именно в Венгрии, его потянуло в специализированный магазин, где продавали телевизоры, магнитофоны и т. д.
Внимательно осмотрев товары на первом этаже, он поднялся на второй. И каково же было его удивление, когда он изучил цены – они были значительно ниже, чем на аналогичную продукцию, разместившуюся этажом ниже.
Все разъяснил продавец-консультант, оказывается, посетитель, поднявшийся на второй этаж, затратил определенные усилия и время, поэтому заслужил скидку. Вот так!
ЮЖНОАФРИКАНСКИЕ БАНАНЫ
А в Белграде с ним произошла не менее интересная история.
Мой друг был к тому же большим любителем экзотических фруктов и овощей, именно поэтому он и попал в комичную ситуацию в одном из продовольственных магазинов югославской столицы. Количество динаров (местная валюта) в его кармане не позволяло размахнуться на широкую ногу, и он решил прогуляться по супермаркету, как по музею, отрешенно осматривая продукты-экспонаты. Но не тут-то было! Миловидная продавщица с улыбкой на лице подметила потенциального клиента и решила его «раскрутить», предлагая сладкий товар с неизменным «извольте!». Он решил схитрить и выспрашивал фрукты и овощи, которых, на его взгляд, в магазине быть не должно, чтобы как-то сохранить оставшиеся пять динаров для более важной покупки. Но его визави наседала. Тогда мой приятель решил запустить «тяжелую артиллерию» и спросил: «А у вас есть южноафриканские бананы?». И когда был дан утвердительный ответ, пришлось раскошелиться. Вот такой ненавязчивый сервис. Вот так «брали в плен» наших туристов в зарубежных магазинах заклятого Запада. И мы только мечтали о том, чтобы нас «взяли в плен» в советских предприятиях торговли. Но, к сожалению, было все наоборот – за стойкой почтового отделения обычно стояла дама, которая никогда не отвечала на приветствие посетителя, водитель такси мог послать «трехэтажным» матом замешкавшегося клиента, а продавец продовольственного магазина обвесить, «честно смотря» в глаза покупателю.
ПО ОБЕ СТОРОНЫ ПРИЛАВКА
Помню, как ко мне, старшему редактору Даградио, в начале 80-х годов прошлого века то и дело приходили разного рода ходатаи с просьбой, чтобы заблокировать выход в эфир материалов в связи с фактами обнаружения нетрудовых доходов, в чем были замешаны их нерадивые родственники.
Бестактность, а порой и хамское отношение к нам в магазинах, кафе, столовых, парикмахерских, кассах, на транспорте укоренились за многие годы административно-командной системы. В советские времена, надо отдать им должное, в случае обнаружения подобных фактов нерадивые продавцы, водители общественного транспорта, официанты и другие представители сферы услуг строго наказывались руководством соответствующих учреждений. Говорят, что побороть все эти негативные явления может лишь рынок, но, конечно, не тот базар, в котором мы пока еще живем. И все же кое-какие подвижки есть. В Махачкале появилась сетевая торговля с современными супермаркетами с обилием разнообразных товаров, и люди стараются «отовариваться» более цивилизованно – следят за сроком годности продуктов питания, сравнивают цены, требуют, чтобы продавцы красиво упаковывали приобретенный у них в магазине товар. Но до светлого дня, видимо, еще далеко, иначе в наших судах не было бы так много дел о защите прав потребителей. Так что закон надо изучать по обе стороны прилавка!
Эдуард ЭМИРОВ