Проезжая по проспекту Петра I у озера Ак-Гель нельзя не заметить памятник Русской учительнице с его четырьмя металлическими сводами. Но далеко не все знают, что постаментом ему служит круглое необычное здание с большим историческим смыслом. Это Музей истории Махачкалы. Скромное строение, которое, может быть, изначально и строилось как остов единственного в мире памятника, наспех (может, к открытию памятника) отданное под музей города, сегодня живет и принимает посетителей. Чем живет и кто посетитель, а самое главное, что представлено в музее, мы узнавали на месте.
Несмотря на понедельник (выходной день для посетителей), двери оказались открыты для туристов, гостей Махачкалы. На мой вопрос, почему так, ответили, что гостям в Дагестане и, соответственно, в музее всегда рады. Музей как-то отличается от других – это больше музейно-выставочное пространство, где можно познакомиться с выставочным проектом, побывать на виртуальной экскурсии и послушать аудиоисторию о городе.
Директор Зарема Дадаева – человек, любящий свое дело (как и весь небольшой и дружный коллектив), рассказала о жизни музея настолько интересно, что любой человек сразу и немедленно полюбит и музей, и сам город.
– Зарема, у вас небольшое помещение. Не вижу постоянной экспозиции.
– Да. У нас особенное и проблемное по архитектуре здание, не приспособленное под музей в принципе. Это такой круг в круге, и мы не можем разместить в основном выставочном зале постоянную экспозицию. Без новых выставок музей закиснет, а он должен жить и «звать» сюда новых людей, просвещать, образовывать и строить коммуникации со своим зрителем, очень разным зрителем. Для этого необходимо обновление во всех смыслах этого слова.
Мы довольно часто проводим масштабные исторические выставки, а если нужно рассказать о городе, когда в музее проходит тематическая выставка, то возможно посмотреть и послушать виртуальную экскурсию.
А вообще – это моя мечта – найти, наконец, средства и привлечь хороших дизайнеров и музейных проектировщиков для создания концепции постоянной экспозиции по внешнему кольцу музея – там, где сейчас выставлены картины о городе. И чтобы не просто набор фотографий и плакатов, а именно четкая визуальная концепция, через которую можно будет узнать и почувствовать город.
БЕЗЛИКИЕ, ОДНОТИПНЫЕ СТРАШНЫЕ…
– Какие памятники у нас в городе вам нравятся?
– Большую их часть, созданную за последние два десятилетия, трудно назвать памятниками. Скорее, истуканы – безликие, однотипные, страшные. Я не шучу! Моя маленькая дочь боялась проходить мимо памятников Умаханову и Даниялову. А памятник народной поэтессе, красивой женщине Фазу Алиевой? Как можно было такое сделать?! Вернее, как можно принимать решение о том, чтобы подобные откровенно плохие работы устанавливали в городском пространстве? Призванные возвеличивать и украшать, они вызывают отторжение, неприятие и формируют плохой вкус. Почему таких колоссов и вообще все, что можно и нельзя, обязательно нужно расставлять в парки, где люди отдыхают, непонятно. Очень важно не только, как исполнен сам памятник, но и куда он вписан, с этим отдельные и большие проблемы.
– С чем для вас ассоциируется Махачкала? Памятник, здание?
– Для меня Махачкала – «Девочка с цветами» Анатолия Ягудаева. Это небольшая и любимая горожанами парковая скульптура, которая стояла в старой части города. Скульптор лепил ее с дочери, а затем подарил городу. В 90-е годы этот памятник спилили и сдали на вторчермет. Когда это произошло, я физически и эмоционально почувствовала, что у меня украли детство. Также было уничтожено много парковых скульптур. Махачкала настолько изменилась за тридцать лет, что практически того, старого города, где дружно жили около 70 национальностей, не осталось. Созданием и подбором мест размещения памятников должны заниматься архитекторы и художники, которых у нас нет.
– Махачкала – культурный город?
– Знаете, в нашем городе настолько много происходит культурных событий, в музеях, в филармонии, потрясающие концерты, приглашаются музыканты со всего мира, высококачественные художественные проекты в музеях и галереях. Происходят интересные, качественные события, мы даже не успеваем все их посещать. Но здесь одна очень глобальная проблема – ходит один и тот же контингент, те, у кого есть запрос на культурный продукт.
Самая же большая проблема в Дагестане, на мой взгляд, это невысокий уровень образованности у людей. На это нет запроса от власти к обществу. Государство должно воспитывать, в первую очередь, культурного и образованного человека, разбирающегося в происходящем вокруг. В этом плане можно брать пример с Грузии, которая сохранила свою культуру и в то же время очень хорошо развивается. Это как бы кавказская Европа, и мы видим, как каждый грузин любит свой край, свою историю и дорожит ею. Надо учиться у этого народа. Покуда каждый человек не будет иметь персональной ответственности перед своей родиной, не будет изменений и вокруг нас.
НЕОБЫЧНЫЙ МУЗЕЙ
– Какую выставку вы никогда не проведете в музее?
– Конъюнктурную или художественно слабую. Каждый музей долгие годы создает себе репутацию, и мы не исключение. И приятно, что на музейном поле страны наш музей уже отмечен как мыслящий современно и по-новому.
– С чего вы начинали?
– Когда я пришла в музей (до этого были десять лет в Первой галерее), здесь было абсолютно пусто. Ни одного (!) экспоната. Обычно музеи создаются на основе коллекций. Так мы стали необычным музеем! (смеется).
Начали собирать с миру по нитке, как говорится, и теперь по праву гордимся своим собранием.
– На приобретение экспонатов не выделяются деньги?
– За последние пять лет нам выделили скромную сумму, но это катастрофически мало для фиксации контекста. Ведь именно по экспонатам, сохраненным музеями, наши потомки будут знать и оценивать нас с вами, наши вкусы, пристрастия, интеллект, наконец. Что касается экспонатов – это основной фонд коллекции, заложенный в первые годы создания музея, и это блестящая коллекция изобразительного и декоративно-прикладного искусства по нашему городу. Есть дарения музею, что особенно радует, это означает, что люди нам доверяют и понимают важность сохранения и передают экспонаты нам.
– Эти выставки, мероприятия вы на какие средства проводите?
– Мы городской музей и финансирует нас Администрация города Махачкалы. А еще мы участвуем и побеждаем в конкурсах. Например, выиграли грант БФ Владимира Потанина с проектом «Махачкала в перечне». Этот аудиогид – первый в истории нашего города. Его создание для нас было очень ответственным и волнительным, поэтому мы попросили известных дагестанских журналистов написать для проекта специальные авторские тексты, чтобы городские истории, рассказанные в аудиогиде, получились не сухим изложением исторических фактов, а живым и человечным рассказом о любимом городе, о семи ветрах, о море и пляжах, о мировой гармонии, лестнице старика Ивнинга и загадочном доме-корабле. Эти тексты можно прослушать, войдя на страницу аудиогида по QR-коду с шести метафорических арт-объектов – модулей, расположенных на различных участках города:
- Парк: Парк имени Ленинского Комсомола, район памятника Воину-освободителю, аллея влево.
- Гора: Перекресток улиц Радищева и Гаджиева.
- Город: Сквер Борцов революции, у памятника Дагестанским большевикам.
- Море: Городской сад, недалеко от пересечения улиц Леваневского и Пушкина.
- Ветер: Проспект Расула Гамзатова, рядом с Национальной библиотекой.
- Музей: У входа в парк «Ак-Гель».
Кроме этого, мы победили еще в нескольких конкурсах. Сейчас реализуем проект «Фрагмент занавеса №16», посвященный выдающемуся дагестанскому художнику Эдуарду Путерброту. Совсем недавно совместно с Театральным музеем имени Бахрушина в Москве мы открыли первую персональную выставку театральных работ Эдуарда Моисеевича из собрания семьи художника. А в сентябре этого года выставка откроется уже в Музее Махачкалы, и мы сможем увидеть удивительные работы нашего «гения места».
«Я БЫ ПОСАДИЛА САД»
– С чем связана идея проведения выставки «Землетрясение в Дагестане. 14 мая 1970»?
– Это событие напрямую касается прошлого, настоящего и будущего города. После землетрясения 1970 года Махачкала стала обретать новую архитектуру. В эти годы построили микрорайон «Узбекгородок», гостиницу «Ленинград» и другие объекты. Именно 1970-е годы и стали годами излома – они переменили облик города. Для нас было важно показать и рассказать о людях, тысячами оставшихся без крова, их эмоциях и чувствах, об общем горе, сплотившем людей, народы и всю страну, тогда СССР.
Совсем скоро в музее состоится круглый стол по теме «Современная архитектура и сейсмические риски градостроительства» с приглашением архитекторов, урбанистов, сейсмологов, застройщиков. Музей города обозначает проблему и пытается говорить о важных для нашего общества явлениях, в том числе и об этой страшной трагедии, случившейся в Дагестане 50 лет назад. Сегодня в эпоху строительного бума, где имеет место недобросовестное строительство многоэтажного жилья, музей через вспоминание исторического события и предъявление обществу фото- и исторических документов, предоставление площадки для дискуссий – визуализирует и актуализирует проблематику.
– Вы бы кому поставили памятник сегодня?
– Я бы посадила сад. Сегодня нужно сажать сады, мужественно отказываясь от золотых квадратных метров, иначе мы скоро окажемся в загазованных каменных джунглях. Не хочу никаких памятников и многочисленных, как под копирку, бюстов в городе, по крайней мере, пока. Пока не появятся те, кто имеет волю и понимание, как принимать решение о том, какой памятник имеет право быть и жить в теле города, наделяя его теми самыми неповторимыми интонациями, энергией и душой, если хотите. Делать это должны профессионалы. Не конъюнктурные председатели и художники, или чьи-то протеже, выигрывающие конкурсы на изготовление памятника, а именно высокие профессионалы от искусства. Такие есть и все о них знают.
Мне хочется обнять этот город. И чтобы его обняли те, кто в нем живет. Обняли и полюбили, как свой дом в горах.
P.S. Состояние музея в настоящее время плачевное. Стены обшарпаны, потолки протекают ввиду конструкторских ошибок при возведении монумента русской учительнице. Конечно, памятник оригинальный, но это, наверное, не должно вредить музею столицы нашей республики.
Магомедрасул ОМАРОВ