Хочу обнять свой город

Проезжая по проспекту Петра I у озера Ак-Гель нельзя не заметить памятник Русской учительнице с его четырьмя металлическими сводами. Но далеко не все знают, что постаментом ему служит круглое необычное здание с большим историческим смыслом. Это Музей истории Махачкалы. Скромное строение, которое, может быть, изначально и строилось как остов единственного в мире памятника, наспех (может, к открытию памятника) отданное под музей города, сегодня живет и принимает посетителей. Чем живет и кто посетитель, а самое главное, что представлено в музее, мы узнавали на месте.

Несмотря на понедельник (выходной день для посетителей), двери оказались открыты для туристов, гостей Махачкалы. На мой вопрос, почему так, ответили, что гостям в Дагестане и, соответственно, в музее всегда рады. Музей как-то отличается от других – это больше музейно-выставочное пространство, где можно познакомиться с выставочным проектом, побывать на виртуальной экскурсии и послушать аудиоисторию о городе.

Директор Зарема Дадаева – человек, любящий свое дело (как и весь небольшой и дружный коллектив), рассказала о жизни музея настолько интересно, что любой человек сразу и немедленно полюбит и музей, и сам город.

– Зарема, у вас небольшое помещение. Не вижу постоянной экспозиции.

– Да. У нас особенное и проблемное по архитектуре здание, не приспособленное под музей в принципе. Это такой круг в круге, и мы не можем разместить в основном выставочном зале постоянную экспозицию. Без новых выставок музей закиснет, а он должен жить и «звать» сюда новых людей, просвещать, образовывать и строить коммуникации со своим зрителем, очень разным зрителем. Для этого необходимо обновление во всех смыслах этого слова.

Мы довольно часто проводим масштабные исторические выставки, а если нужно рассказать о городе, когда в музее проходит тематическая выставка, то возможно посмотреть и послушать виртуальную экскурсию.

А вообще – это моя мечта – найти, наконец, средства и привлечь хороших дизайнеров и музейных проектировщиков для создания концепции постоянной экспозиции по внешнему кольцу музея – там, где сейчас выставлены картины о городе. И чтобы не просто набор фотографий и плакатов, а именно четкая визуальная концепция, через которую можно будет узнать и почувствовать город.

БЕЗЛИКИЕ, ОДНОТИПНЫЕ СТРАШНЫЕ…

– Какие памятники у нас в городе вам нравятся?

Большую их часть, созданную за последние два десятилетия, трудно назвать памятниками. Скорее, истуканы – безликие, однотипные, страшные. Я не шучу! Моя маленькая дочь боялась проходить мимо памятников Умаханову и Даниялову. А памятник народной поэтессе, красивой женщине Фазу Алиевой? Как можно было такое сделать?! Вернее, как можно принимать решение о том, чтобы подобные откровенно плохие работы устанавливали в городском пространстве? Призванные возвеличивать и украшать, они вызывают отторжение, неприятие и формируют плохой вкус. Почему таких колоссов и вообще все, что можно и нельзя, обязательно нужно расставлять в парки, где люди отдыхают, непонятно. Очень важно не только, как исполнен сам памятник, но и куда он вписан, с этим отдельные и большие проблемы.

С чем для вас ассоциируется Махачкала? Памятник, здание?

– Для меня Махачкала – «Девочка с цветами» Анатолия Ягудаева. Это небольшая и любимая горожанами парковая скульптура, которая стояла в старой части города. Скульптор лепил ее с дочери, а затем подарил городу. В 90-е годы этот памятник спилили и сдали на вторчермет. Когда это произошло, я физически и эмоционально почувствовала, что у меня украли детство. Также было уничтожено много парковых скульптур. Махачкала настолько изменилась за тридцать лет, что практически того, старого города, где дружно жили около 70 национальностей, не осталось. Созданием и подбором мест размещения памятников должны заниматься архитекторы и художники, которых у нас нет.

– Махачкала – культурный город?

– Знаете, в нашем городе настолько много происходит культурных событий, в музеях, в филармонии, потрясающие концерты, приглашаются музыканты со всего мира, высококачественные художественные проекты в музеях и галереях. Происходят интересные, качественные события, мы даже не успеваем все их посещать. Но здесь одна очень глобальная проблема – ходит один и тот же контингент, те, у кого есть запрос на культурный продукт.

Самая же большая проблема в Дагестане, на мой взгляд, это невысокий уровень образованности у людей. На это нет запроса от власти к обществу. Государство должно воспитывать, в первую очередь, культурного и образованного человека, разбирающегося в происходящем вокруг. В этом плане можно брать пример с Грузии, которая сохранила свою культуру и в то же время очень хорошо развивается. Это как бы кавказская Европа, и мы видим, как каждый грузин любит свой край, свою историю и дорожит ею. Надо учиться у этого народа. Покуда каждый человек не будет иметь персональной ответственности перед своей родиной, не будет изменений и вокруг нас.

НЕОБЫЧНЫЙ МУЗЕЙ

– Какую выставку вы никогда не проведете в музее?

– Конъюнктурную или художественно слабую. Каждый музей долгие годы создает себе репутацию, и мы не исключение. И приятно, что на музейном поле страны наш музей уже отмечен как мыслящий современно и по-новому.

– С чего вы начинали?

– Когда я пришла в музей (до этого были десять лет в Первой галерее), здесь было абсолютно пусто. Ни одного (!) экспоната. Обычно музеи создаются на основе коллекций. Так мы стали необычным музеем! (смеется).

Начали собирать с миру по нитке, как говорится, и теперь по праву гордимся своим собранием.

– На приобретение экспонатов не выделяются деньги?

– За последние пять лет нам выделили скромную сумму, но это катастрофически мало для фиксации контекста. Ведь именно по экспонатам, сохраненным музеями, наши потомки будут знать и оценивать нас с вами, наши вкусы, пристрастия, интеллект, наконец. Что касается экспонатов – это основной фонд коллекции, заложенный в первые годы создания музея, и это блестящая коллекция изобразительного и декоративно-прикладного искусства по нашему городу. Есть дарения музею, что особенно радует, это означает, что люди нам доверяют и понимают важность сохранения и передают экспонаты нам.

– Эти выставки, мероприятия вы на какие средства проводите?

– Мы городской музей и финансирует нас Администрация города Махачкалы. А еще мы участвуем и побеждаем в конкурсах. Например, выиграли грант БФ Владимира Потанина с проектом «Махачкала в перечне». Этот аудиогид – первый в истории нашего города. Его создание для нас было очень ответственным и волнительным, поэтому мы попросили известных дагестанских журналистов написать для проекта специальные авторские тексты, чтобы городские истории, рассказанные в аудиогиде, получились не сухим изложением исторических фактов, а живым и человечным рассказом о любимом городе, о семи ветрах, о море и пляжах, о мировой гармонии, лестнице старика Ивнинга и загадочном доме-корабле. Эти тексты можно прослушать, войдя на страницу аудиогида по QR-коду с шести метафорических арт-объектов – модулей, расположенных на различных участках города:

  1. Парк: Парк имени Ленинского Комсомола, район памятника Воину-освободителю, аллея влево.
  2. Гора: Перекресток улиц Радищева и Гаджиева.
  3. Город: Сквер Борцов революции, у памятника Дагестанским большевикам.
  4. Море: Городской сад, недалеко от пересечения улиц Леваневского и Пушкина.
  5. Ветер: Проспект Расула Гамзатова, рядом с Национальной библиотекой.
  6. Музей: У входа в парк «Ак-Гель».

Кроме этого, мы победили еще в нескольких конкурсах. Сейчас реализуем проект «Фрагмент занавеса №16», посвященный выдающемуся дагестанскому художнику Эдуарду Путерброту. Совсем недавно совместно с Театральным музеем имени Бахрушина в Москве мы открыли первую персональную выставку театральных работ Эдуарда Моисеевича из собрания семьи художника. А в сентябре этого года выставка откроется уже в Музее Махачкалы, и мы сможем увидеть удивительные работы нашего «гения места».

«Я БЫ ПОСАДИЛА САД»

– С чем связана идея проведения выставки «Землетрясение в Дагестане. 14 мая 1970»?

– Это событие напрямую касается прошлого, настоящего и будущего города. После землетрясения 1970 года Махачкала стала обретать новую архитектуру. В эти годы построили микрорайон «Узбекгородок», гостиницу «Ленинград» и другие объекты. Именно 1970-е годы и стали годами излома – они переменили облик города. Для нас было важно показать и рассказать о людях, тысячами оставшихся без крова, их эмоциях и чувствах, об общем горе, сплотившем людей, народы и всю страну, тогда СССР.

Совсем скоро в музее состоится круглый стол по теме «Современная архитектура и сейсмические риски градостроительства» с приглашением архитекторов, урбанистов, сейсмологов, застройщиков. Музей города обозначает проблему и пытается говорить о важных для нашего общества явлениях, в том числе и об этой страшной трагедии, случившейся в Дагестане 50 лет назад. Сегодня в эпоху строительного бума, где имеет место недобросовестное строительство многоэтажного жилья, музей через вспоминание исторического события и предъявление обществу фото- и исторических документов, предоставление площадки для дискуссий – визуализирует и актуализирует проблематику.

– Вы бы кому поставили памятник сегодня?

– Я бы посадила сад. Сегодня нужно сажать сады, мужественно отказываясь от золотых квадратных метров, иначе мы скоро окажемся в загазованных каменных джунглях. Не хочу никаких памятников и многочисленных, как под копирку, бюстов в городе, по крайней мере, пока. Пока не появятся те, кто имеет волю и понимание, как принимать решение о том, какой памятник имеет право быть и жить в теле города, наделяя его теми самыми неповторимыми интонациями, энергией и душой, если хотите. Делать это должны профессионалы. Не конъюнктурные председатели и художники, или чьи-то протеже, выигрывающие конкурсы на изготовление памятника, а именно высокие профессионалы от искусства. Такие есть и все о них знают.

Мне хочется обнять этот город. И чтобы его обняли те, кто в нем живет. Обняли и полюбили, как свой дом в горах.

P.S. Состояние музея в настоящее время плачевное. Стены обшарпаны, потолки протекают ввиду конструкторских ошибок при возведении монумента русской учительнице. Конечно, памятник оригинальный, но это, наверное, не должно вредить музею столицы нашей республики.

Магомедрасул ОМАРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Пилотная школа Махачкалы подключилась к МЭШ

На заседании Оперативного штаба премьер-министр Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов заявил, что три школы Махачкалы, Каспийска и Дербента успешно прошли...

В Махачкале пройдёт встреча туристического сообщества в формате мастермайнд

25/04 в четверг в 17:30 Магомед Абакаров и бизнес-школа туризма гостеприимства и сервиса Академии "Каспий" проводит встречу туристического сообщества...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...

На нескольких улицах Махачкалы перекрыли дороги

В столице Дагестана с 00:00 23 апреля до 00:00 24 апреля перекроют движение автотранспорта на улице Пушкина (участок дороги...
spot_imgspot_img

В Махачкале состоялась выставка-аукцион рисунков детей из Белгородской области

В столице Дагестана в стенах Национальной библиотеки РД имени Р. Гамзатова состоялась выставка-аукцион детского рисунка в рамках празднования Международного...

Мэр Махачкалы посетил тотальный диктант по даргинскому языку

Сегодня, в историческом парке "Россия – моя история" состоялось мероприятие, объединившее горожан даргинской нации с одной целью – протестировать...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам