Есть в поселке Семедер Кировского района Махачкалы улица имени Ахмеда Абдулмеджидова. Кто он такой? Почему в его честь названа одна из улиц? Совсем недавно там появилась мемориальная доска с биографией Абдулмеджидова, которую заказал на свои средства и установил Шамиль Баачев, инженер ООО «Транснефть надзор».
ПАМЯТИ ГЕРОЯ
– Я люблю разглядывать названия улиц, по которым хожу, – рассказывает Шамиль Абдулаевич, – тем более сам живу в Семендере по соседству с улицей Абдулмеджидова. Порасспрашивал соседей – никто ничего не знает.
Выяснил, что Ахмед Абдулмеджидов – Герой Советского Союза, погиб в возрасте 20 лет в городе Николаеве на Украине. Он был автоматчиком 384-го отдельного батальона морской пехоты Одесской военно-морской базы Черноморского флота.
Перед десантной группой из 50 человек, куда входил и Ахмед, была поставлена задача прорваться в оккупированный немцами Николаев. Десантники знали, что не выйдут оттуда, но сражались отчаянно. Небольшой отряд за двое суток отбил 18 атак противника, уничтожил около 700 гитлеровцев, обеспечив основным войскам фронтальный удар в ходе освобождения города.
Почти все десантники погибли, в том числе и Ахмед Абдулмеджидов. Мы разыскали его родственников, на открытие мемориальной доски пригласили ветеранов, школьников, собрали соседей, раздали всем буклеты. Герои не должны быть забыты.
Думаю и в дальнейшем узнавать о судьбах тех, чьими именами названы наши улицы.
СОГРАТЛЬ
Среди гор хребта Нукатль над долиной реки Цамтичай прилепилось узкими улочками и каменными домами к скалам село Согратль. Вымощенные каменными плитами дороги, подземные водостоки – село похоже на старинный город или на историко-этнографический музей.
В 1741 году согратлинцы возглавили победное сражение в разгроме полчищ Надир-шаха. В память об этом событии возведен мемориальный комплекс Ватан. В его экспозицию входит мечеть и музей.
А еще в Согратле есть хорошая добротная школа из двух корпусов, в которой долгое время работали педагоги Абдула и Айшат Баачевы – родители Шамиля Абдулаевича. Да и сам нынешний заслуженный строитель Республики Дагестан окончил в свое время эту школу.
– Я хорошо помню уроки моего отца, который преподавал математику, – рассказывает Баачаев, – он старался преподавать свой предмет так, чтобы мы понимали, как применять математику в повседневной жизни.
А еще постоянно занимали призовые места на самых разных олимпиадах. Отец выписывал много газет, журналов, я с увлечением читал, обучался на заочных курсах в московских вузах – МГУ и МЭИ. И от обоих учебных заведений получил приглашение. Но отец в Москву меня не отпустил. Пришлось выбирать вуз в Махачкале.
Сколько помню себя, всегда хотел быть строителем. Не знаю, почему. Увижу какой-нибудь корявый дом, хочется исправить, улучшить. А еще лучше – самому построить с самого начала без сучка и задоринки.
В Махачкале поступил в политехнический институт на факультет «Промышленное и гражданское строительство».
ПЕРВЫЙ ОБЪЕКТ
Веселая студенческая жизнь запомнилась стройотрядами. Куда только не посылали студентов – Томск, Новосибирск, Сургут! Строили дороги, химический завод в Сургуте, в колхозах фермы и дома.
Но вот новенький диплом инженера-строителя в кармане и призыв на военную службу. Кстати, отдавать воинский долг родине Шамиль Абдулаевич отправился из города Орла, куда попал по распределению.
Служить пришлось под Нижним Новгородом в поселке Мулино, где располагалась артиллерийская часть. Тогда, в эти годы, полыхнул атомным пожаром Чернобыль, загремел взрывами дорог и автоматным огнем Афганистан. Многих военнослужащих отправляли в эти неспокойные опасные места. Но как-то вышло так, что Шамиль Абдуллаевич не попал в горячие точки, хотя служить в Афганистане желание было. Он строил в это время свой первый объект. Вот как это вышло.
В 3-х километрах от части возводился полевой лагерь. Точнее, не то что бы что-то сооружалось быстрыми или средними темпами. Нет, все наоборот. Вялое было строительство, конца-края не видно.
Шамиль Абдулаевич решительно направился к командиру полка Черкасову и заявил, что сам закончит недостроенные объекты. А это большая столовая, оружейное здание, палаточный городок, баня, дороги.
Черкасов говорит: – Мы сколько лет строили и не завершили. Ты что ли сможешь? – Да, смогу! – отвечает тот. – Ну, начинай с сегодняшнего дня!
– Я подобрал строителей из сослуживцев, – вспоминает Шамиль Абдуллаевич, – и работа закипела. Год я строил, руководил бригадой и завершил лагерь. Это был мой первый опыт самостоятельного строительства.
ДАГЕСТАН
После армии вернулся к месту своего распределения – в город Орел. В Дагестан съездил на короткое время по важному делу: женился на своей однокласснице Райганат и назад, в управление Орелстрой.
Начальником этой организации был Владимир Богачев, который предоставил молодой семье квартиру в новом доме на берегу реки Оки, где супруги прожили три счастливых года.
В 1990 году пришло время возвращаться на родину, в Дагестан. Эпоха наступала смутная, ее потом еще назовут «лихими 90-ми». Развал страны, разрыв экономических связей, преступность, паралич производства.
– Работу в Махачкале найти было невозможно, – вспоминает Шамиль Абдуллаевич, – я ходил по улице Орджоникидзе, смотрел на дома – где окна нужно вставить, где штукатурка обвалилась… Потом стучал в двери, предлагал что-то отремонтировать… Говорил: я сделаю, а вы, когда сможете, заплатите.
Строил частные дома, находил потихоньку заказы. Так, тихо-тихо, начал медленно выкарабкиваться. Особо меня выручило то, что началось строительство заправочных станций. Я сам сколотил бригаду, мы возводили объекты с нуля, копали землю под фундамент, варили конструкции, асфальтировали площадку. Эта работа меня здорово выручила. Богаче не стал, но работали мы быстро и качественно, потому нам поступали заказы.
Когда в Каспийске началось строительство завода листового стекла, меня пригласили пойти туда инженером от технадзора.
МАХАЧКАЛА
О Каспийском заводе листового стекла Шамиль Абдулаевич говорит как о главном достижении в профессии.
– Именно там я полностью проявил себя, – утверждает он, – представьте масштаб работ: в строительстве участвовали 15 европейских государств! Я получил такое наслаждение: в поле, где выгуливались коровы, вознесся завод высотой 40 метров! Сегодня там работают 400 человек, выпускают стекла больших размеров.
Так и идет он по жизни, оставляя добрые следы на земле: построенные здания и сооружения. С благодарностью за все, что дала жизнь – за семью, работу, родину.
– Махачкалу я люблю за то, что здесь особенные дружелюбные отношения между людьми, – говорит он, – если приглашу на чаепитие друзей, человек 20 придут тотчас же.
Я всегда старался быть полезным, справедливым, честным. И сыновьям своим говорил и говорю: где бы вы ни были, нужно, чтобы наша фамилия всегда звучала громко.
Наталья БУЧЕНКО