Тротуары должны быть удобными

Плотность движения не победить откусыванием тротуаров и расширением дорог. Даже если мы уберем все пешеходные зоны и превратим город в одну сплошную проезжую часть, автомобильных пробок нам не избежать. Более того, транспортный коллапс будет еще отчетливее, а мы, горожане, будем в постоянном стрессе и за себя, и за своих детей.

Именно так я себя чувствовал до недавнего времени, когда шел, например, по улицам Ярагского или Дахадаева возле поворота на улицу Коркмасова. Пешеходная зона представляет из себя небольшую тропинку между проезжей частью и выступающей прямо на тротуар какой-нибудь постройкой. Опасно и неудобно.

ПРОГУЛОЧНЫЕ ЗОНЫ – СПОКОЙСТВИЕ В ГОРОДАХ

Например, в крупных европейских городах вообще отказались от транспортных дорог в центре города. В той же Германии, хочешь поехать в центр Мюнхена – паркуйся чуть ли не в пригороде, пересаживайся на общественный транспорт, который тебя тоже довезет до определенного места. А дальше по центру уже на своих двоих или велосипеде иди по своим делам по ровно уложенной брусчатке с кадками экзотических кустов и деревьев.

По сути, такой подход решает сразу несколько вопросов. Во-первых, нет надобности планировать парковочные места, которые требуют свою инфраструктуру, а при ежегодном увеличении транспорта потребуется вновь расширять или достраивать эти самые парковки.

Во-вторых, если подходить ко всему с точки зрения экономической выгоды, то и тут есть свои плюсы. Мы уйму времени тратим на возможность занять свободное место где-нибудь поближе к своей работе в центре. А если такого места нет, то занимаем все тротуары и проезжие места близлежащих узких улиц, что в центре Махачкалы. Для организации любой дорожно-ремонтной работы приходится выкраивать время, чтобы не мешать движению. Да и куда деть припаркованные машины? Придется ждать или вызывать хозяина.

Есть и третья причина, которая, на мой взгляд, самая существенная. Дело в том, что город, так или иначе, является стрессогенной территорией по сравнению с деревней. Ритм городской суеты никак не располагает к спокойствию и размеренности жизни. И со временем городской ритм только ускоряется. Стрессы – это не только спусковой механизм хронических болезней людей, но еще и причина появления или усиления социальной напряженности. Народ начинает раздражаться от малейшего дискомфорта.

 

Есть масса примеров, когда входная часть как бы утоплена вровень с фасадом дома. Это выглядит аккуратно и достойно. Но самое главное – такой архитектурный подход решает вопрос с тротуарной пешеходной зоной.

 

Это и агрессия на дорогах, и несдержанность самих пешеходов, и другие массовые недовольства, триггером к которым может послужить банальная усталость и перегруз нервной системы. Есть ряд исследований, которые подтверждают и другую статистику – статистику суицидов в крупных мегаполисах и там, где вот такая скученность людей в каменных джунглях.

Таким образом, разгрузив центр городов и превратив многие территории в пешеходные зоны, мы получаем возможность избавиться от социальной напряженности и межличностной агрессии. Конечно, это лишь один из способов целого ряда социальных преобразований, но, согласитесь, что раз его повсеместно используют в передовых столицах мира, значит, это стоит того.

Кстати сказать, наша центральная площадь имени Ленина в Махачкале реконструирована именно под городскую зону отдыха для горожан. Нет той вычурности, официоза и напряжения. Зато есть много детей, велосипедистов и просто отдыхающих горожан. Поэтому там скамейки, деревья и клумбы.

БЕЗБОРДЮРНАЯ СРЕДА ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

Конечно, тротуары не везде могут быть зонами отдыха, но достаточно того, что, прогуливаясь по пешеходной части, мы или тем более дети не спускались бы на проезжую часть для того, чтобы обойти какую-нибудь постройку.

Как отмечает на своей странице в соцсети Инстаграм Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы, понятие «тротуар» часто сливается с городской средой, поэтому порой важно юридически правильно определять, что тротуар – это не просто часть дорожного полотна, тротуар представляет собой дорожный объект, предназначенный для передвижения пешеходов, а также инвалидных и детских колясок.

А у нас зачастую, как уже было отмечено, на тротуаре можно лишь пройти боком. Но и это еще не все. Тротуар должен быть комфортен для всех категорий граждан, в том числе людей с особенностями. По данным Федерального реестра инвалидов (ФРИ), Дагестан делит первенство с соседней Чеченской республикой по числу инвалидов. Сейчас их насчитывается около 11% по республике.

Если учесть, что в Махачкале сосредоточена чуть ли не добрая половина Дагестана, так как здесь работа и учеба, то, следовательно, в столице примерно 5% инвалидов, в реальных цифрах это где-то на уровне 7 тысяч человек. Однако мы не часто их видим на улицах, а ведь это связано именно с тем, что в ряде случаев маломобильным гражданам просто невозможно преодолеть, казалось бы, малозаметные для остальных людей преграды. Вот и получается, что если кто-то ступеньки на тротуаре просто обойдет, то женщина с коляской или инвалид-колясочник просто не смогут пройти дальше.

А ведь люди с особенностями – полноценные участники общества со всеми правами. Не имея нормальной городской среды для их передвижения, мы лишаем этих граждан права реализовать элементарные потребности. Учитывая такие, возможно, для кого-то неважные детали городской среды, мы существенно продвигаемся к пониманию ценности каждого гражданина, а стало быть, к гражданскому самосознанию, такому необходимому для построения гражданского общества.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ГОРОЖАН ВДОХНОВЛЯЕТ…

Понимание того, что тротуары – важнейшая территория для горожан, их неотъемлемое право на доступное и комфортное передвижение у администрации города, конечно, есть. Остается дело за нами.

Возможно, когда-то мы рассчитывали на то, что занимаемая, скажем, под выносную лестницу магазина территория станет средством для большего извлечения прибыли, но что могут решить три-четыре ступеньки на выходе из магазина? Разве что там можно установить складной рекламный баннер. В целом выносные ступеньки никак не помогают в привлечении посетителей. Есть масса примеров, когда входная часть как бы утоплена вровень с фасадом дома. Это выглядит аккуратно и достойно. Но самое главное – такой архитектурный подход решает вопрос с тротуарной пешеходной зоной.

На упомянутой странице управления опубликован ряд адресов, где уже убраны ступеньки, которые мешали передвижению пешеходов на тротуарах. Недавно была проведена работа на улице Абубакарова (Чернышевского). Плановая расчистка тротуаров пройдет и по другим улицам, где выносные ступеньки мешают прохожим. В управлении подчеркивают, что это не разовая акция, а планомерная, системная работа. Управление имущественных и земельных отношений (УИЗО) города Махачкалы предлагает добровольно осуществить демонтаж проблемных для пешеходов входных групп.
На такой призыв уже откликнулся ряд предпринимателей.

«Мы решили не дожидаться сноса, сами наняли рабочих, чтобы все убрать добровольно, – говорит предприниматель, владелица салона Умуризам Муртузалиева. – Моя дочка ездит с коляской за ребенком в школу, и я знаю, как ей бывает неудобно на тротуарах, где есть такие ступеньки. Это небезопасно. Город сейчас приводят в порядок, поэтому мы решили, что, если это принесет пользу горожанам, – уберем ступеньки. Можно сделать и внутри».

Завидную сознательность проявили и владельцы ресторана «Киш-миш» по улице Мирзабекова (Орджоникидзе). Там были убраны целые эстакады ступенек, долгие годы лишавшие горожан нормального прохода по тротуару.

Но как отмечают специалисты управления, если все же добровольно пристройки убраны не будут, то рычаги воздействия на владельцев объектов недвижимости с проблемными входными группами найдены и вопрос о сносе будет решаться в правовом поле.

Владельцам заведений поступает заблаговременное уведомление о планируемом сносе. Предлагается обустроить вход за счет переделки внутренней – собственной площади помещения, при этом не используя части муниципальных земель, а фактически пешеходных зон.

Руслан ЛУГОВОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошел общереспубликанский субботник

Сегодня на улицах столицы Дагестана состоялся общереспубликанский субботник. Парламент РД, коллективы министерств и ведомств, расположенных на территории Махачкалы, общественные...

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...
spot_imgspot_img

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам