«Я знаю, что такое подготовка педкадров»

О важности и нужности профессии школьного учителя сказано немало. Педагоги обучают и воспитывают детей, формируют их мировоззрение, идеалы, цели в жизни. А как живется самим преподавателям? Кто поможет им совершенствоваться в своей специальности и даже освоить новую?

В республике уже более 90 лет успешно функционирует Дагестанский институт развития образования. Это крупнейшее в СКФО государственное учреждение дополнительного профессионального образования. Ежегодно в нем повышают квалификацию и проходят переподготовку более 10 тысяч учителей со всех городов и районов республики.

Руководит ДИРО (на момент беседы. – Прим. ред.) Гамзат Джамалудинов. В разговоре с нашим корреспондентом он коснулся таких важных аспектов, как состояние системы образования, ее развитие и перспективы.

СПРАВКА: Гамзат Джамалудинов окончил Московский государственный университет. Доктор социологических наук, профессор, заслуженный работник образования Дагестана. Работал в Дагестанском государственном университете, в научно-исследовательском институте педагогики им. Тахо-Годи.

ОТСУТСТВИЕ МОТИВАЦИИ

– Гамзат Магомедгазиевич, Вы можете дать оценку региональной системе образования и определить пути ее развития?

– Начну с того, что волею судьбы после окончания МГУ я попал в Дагестанский педуниверситет, где проработал 30 лет в должности от ассистента до 1-го проректора. Потом был институт им. Тахо-Годи, сегодня я в ДИРО.

Я изнутри изучил систему подготовки педагогических кадров. Что могу сказать? В республике есть хорошие педагоги, творческие, ищущие: об этом можно судить по количеству победителей и призеров различных профессиональных конкурсов.

Но основная масса – средний педагог – не готов к эффективной работе в школе. У многих не сформированы такие компетенции, как предметная, методическая и тем более психолого-педагогическая и коммуникативная.

Я задаю себе вопрос: в чем причина? И прихожу к такому выводу: в системе образования нужно выделить три концепции – подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Подготовкой занимаются ДГПУ и педколледжи. Педуниверситет находится в сложном положении, там уже 8 лет не было постоянного руководителя, зато много других проблем, мешающих нормальной работе.

Повышение квалификации? У нашего учителя нет такого осознанного понимания, что ему нужно периодически повышать квалификацию. Каждый год мы практикуем мониторинг качества знаний самих педагогов по районам. Последний, по заданиям школьной программы, показал низкий уровень знаний, особенно по таким предметам, как история, обществознание, биология, химия. По математике и русскому языку чуть лучше.

Мы анализируем, по каким предметам учителя каких районов показали слабые знания, составляем соответствующие программы, обучаем их – это дает более-менее положительный эффект.

Другой фактор. В Дагестане ежегодно оканчивают 9-й класс 33 тысячи учащихся. Каждый третий переходит в 10-й. Куда деваются остальные? В колледжи, профтехучилища. Получается, что ЕГЭ сдают 10-12 тысяч человек, и то лучшие из них впоследствии уезжают из республики.

 

Каждый год мы практикуем мониторинг качества знаний самих педагогов по районам. Последний, по заданиям школьной программы, показал низкий уровень знаний, особенно по таким предметам, как история, обществознание, биология, химия.

 

Кого готовить вузам? Дагестан по критериям качества образования занимает 84-е место среди субъектов РФ. Причины? Низкая мотивация самих обучающихся, они не заинтересованы в получении качественного образования. Вторая причина, о которой я уже упоминал, – неподготовленность самих учителей к эффективной работе в школе.

– Что, на Ваш взгляд, могло бы исправить ситуацию?

– Я думаю, хорошо было бы, чтобы руководитель муниципалитета был как-то связан с образованием, понимал бы его роль и задачи. Тогда бы и начальник управления образования был бы подобран подходящий. Как, например, в Табасаранском, Сулейман-Стальском, Каякентском и других районах.

Компетентным должен быть и директор школы, от него зависит половина успешной работы. И так по цепочке – завуч, преподаватели и конечный итог – подготовленные выпускники.

И, конечно, учителя должны повышать квалификацию. Застой в развитии – смерть для педагога. Мы хотим, чтобы педагоги были практикоориентированы, приглашаем для работы с ними лучших преподавателей республики, методистов и авторов учебников российских издательств и т.д.

ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ

– Вы упомянули о четырех компетенциях педагога. Расшифруйте, пожалуйста, эти понятия.

Предметная компетенция – это знания в области преподаваемого предмета; методическая компетенция скорее включает в себя умения и навыки, умение преподносить учебный материал; психолого-педагогическая компетенция предполагает знания в области психологических особенностей и возможностей ребенка, умение творчески подойти к каждому ребенку; коммуникативная компетенция формирует речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию. Невозможно сформировать, на мой взгляд, одну компетенцию.Они все формируются вместе и призваны взаимодополнять друг друга в учебном процессе.

– В каких проектах и программах участвует институт?

– Мы объявлены региональным оператором по федеральному проекту «Учитель будущего». Сегодня он называется «Современная школа». По этому проекту под руководством Министерства образования и науки РД мы создали два центра: Центр оценки качества образования и Центр непрерывного повышения педагогического мастерства.

Это самостоятельные структуры, с которыми мы настроены на сотрудничество. У нас общие цели и задачи: повышение квалификации педагогов.

Еще один проект Министерства просвещения России – «500+» связан с мониторингом качества знаний учащихся. Участвуем в проекте «Земский учитель», отбираем кандидатов. Многие желают попасть в программу: учитель едет работать в сельскую местность, получает от государства 1 миллион рублей и должен отработать там 5 лет.

Как работал институт в условиях пандемии? Какие выводы можно сделать?

Мы были вынуждены изменить формы проведения образовательного процесса. Вместо очных и очно-заочных курсов повышения квалификации перешли на дистанционную форму обучения. Это, конечно, атрибут информационного общества, за ним будущее, но на сегодня выявились проблемы.

Не все преподаватели ДИРО и слушатели умеют работать дистанционно; интернет в горных районах не отвечает современным требованиям. В такой ситуации я против дистанционного обучения, поскольку оно продемонстрировало снижение уровня знаний.

С другой стороны, по инициативе Министерства образования и науки РД мы собрали базу хороших учителей, которые записали видеоуроки по каждому предмету. Мы их выложили на нашем сайте. Они длятся не 45 минут, а по 20-25. При желании сельские педагоги могут ими воспользоваться.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСОВ

– Что делает ваш вуз для одаренных детей? Как их выявляет?

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Дагестан мы наладили системную работу по выявлению юных талантов. К этой деятельности привлечены ведущие специалисты не только нашего института, но и всех вузов республики.

Многие годы на базе ДИРО проводятся региональные этапы конкурсов и конференций учащихся образовательных учреждений республики. Например, такие, как «Шаг в будущее», «Живая классика», «Без срока давности», и другие.

При необходимости наши специалисты сопровождают победителей региональных этапов на федеральный этап.

Может ли педагог получить у вас в институте новую профессию?

При необходимости после переподготовки педагог получает новую специальность, причем диплом ему выдается соответствующий. Каждый год переподготовку у нас проходят около ста человек.

Наталья БУЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Дагестане задержали женщину, которая с топором напала на коров

Жительница Кизлярского района задержана сотрудниками полиции по подозрению в жестоком обращении с животными, сообщили 31 июля в пресс-службе МВД...

В план развития Дербента вошло более 80 мероприятий

Комплексный план развития Дербента уже подготовлен и проходит стадию согласования с профильными ведомствами. В него вошло больше 80 мероприятий...

Чиновника в Дагестане подозревают в хищении более 34 млн рублей

Уголовное дело о мошенничестве на сумму свыше 34 млн рублей возбудили в Дагестане против начальника муниципального казенного учреждения «Отдел...

Мэрия Махачкалы прокомментировала инцидент с возгоранием трансформатора по пр. Гамзатова

Возгорание трансформатора произошло сегодня, 30 июля, в Махачкале, по проспекту Расула Гамзатова, 64. На место незамедлительно выехали специалисты городской...

В Дагестане с участием главы Минэкономразвития РФ обсудили легализацию бизнеса в регионе

Легализация бизнеса в Дагестане стала одним ключевых вопросов совещания, которое прошло сегодня, 30 июля, под руководством врио главы РД...

В Дагестане задержали организаторов канала поставки психотропных препаратов

Полицейские в Дагестане задержали двоих подозреваемых в организации незаконного канала поставки психотропных препаратов, сообщили 30 июля в пресс-службе МВД...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам