XX век пронесся ураганом над землей, оставив после себя рубцы от войн, революций, катаклизмов. Проходит год за годом, унося в небытие волнующие когда-то события, страсти, потрясения – все, чем изобиловало то время.
Год в год в начале прошлого столетия, в 1901 году, родился в горном селе Цекоб Кахибского района (ныне Шамильского) Меджид Абдуллаев. Так и прожил, встречая вместе со всей страной говорящие горящие даты.
Рано остался без родителей, попал в детский дом. А нищета такая в те годы накрыла приюты, что в 1917 году безоглядно и навсегда принял революцию, поверив каждому слову вождей, обещавших сытую и счастливую жизнь каждому.
С верой в светлые идеалы, сначала комсомолец, а затем и коммунист Меджид Абдуллаев честно шагал по жизни, безупречно и правильно выполняя свой долг перед Родиной.
МОСКВА
– Это мой отец, – рассказывает Патимат Абдуллаева, – удивительные были люди, воспитанные революцией. Честные, принципиальные. Меджид Меджидович вспоминал, как в первые годы после установления советской власти, он руководил районным комитетом по раскулачиванию.
Что такое взятка – тогда понятия не имели. Как-то «накрыли» веселую компанию развлекающихся богатеев. Кто-то протянул ему стакан с водкой как бы в знак примирения. Так он за эту руку с выпивкой и привел кулака в штаб.
А еще такой случай. Поехал он в Москву поступать в Тимирязевскую академию. Дали ему направление от райкома комсомола. А тут беда такая: в большом шумном городе кто-то украл у горского парня все деньги и документы.
Кто-то посоветовал ему обратиться за помощью к тогдашнему председателю российских профсоюзов Швернику. Удивительно, но к высокому чиновнику отец попал без труда.
Начал рассказывать про свою беду, а тот говорит: – Подожди, отдохни. Накормил обедом, предложил чаю и только потом стал расспрашивать.
Помог устроиться в академию, обеспечил общежитием, стипендией. Благодарность к этому человеку отец пронес через всю жизнь.
БУЙНАКСК
По окончании Тимирязевской академии Меджид Меджидович жил в Махачкале, с головой погрузившись в партийную работу. Как-то в клубе Рыбников, что на улице Пушкина, шла отчетно-выборная конференция. Меджид Меджидович – в президиуме, все как положено: строго, значительно… И тут кто-то из друзей сообщает ему радостную новость: у него родился сын.
Несмотря на переполнявшие чувства, конференцию он не прервал, а сына, своего первенца, назвал Владимиром, в честь Ленина.
… Судьба выстраивает дороги, на перекрестках которых иногда поджидает счастье. Не думал не гадал Меджид Меджидович, переехав жить в Буйнакск, где работал директором мясокомбината, что встретит женщину, с которой свяжет свою жизнь.
Да и ей, Зайнаб Бамматовой, в голову не приходило, что станет женой этого человека. Они были уже знакомы. Ее муж умер от болезни, оставив на плечах женщины троих сыновей. Меджид Меджидович был разведен, и там трое мальчиков.
Случайно встретились в городе. Он шел, опустив голову, грустный такой, размышляя о неудавшейся личной жизни. Она подошла, посочувствовала. Так завязались отношения. Поженились. В семье родились три девочки.
– До определенного возраста я даже не подозревала, что мои братья сводные, настолько дружно и хорошо мы жили, – вспоминает Патимат Меджидовна. – Мама была образованной интеллигентной женщиной. Она окончила медресе, много читала на арабском языке, знала наизусть поэмы, сама писала стихи.
Бамматовы – известный княжеский род, мама родилась в селе Кафыр-Кумух Буйнакского района. Ее родители очень уважали моего отца, считая его честным и порядочным человеком, каким он и был на самом деле.
Ее четверо братьев добровольцами ушли на фронт в первые месяцы войны и воевали с фашистами до самого Дня Победы.
МАХАЧКАЛА
Жизнь между тем шла своим чередом. Абдуллаевы переехали в Махачкалу, и в первый класс Патимат Меджидовна пошла в школу №13. Так получилось, что в конце 1960-х годов семья жила некоторое время в поселке строителей Чиркейской ГЭС Дубки.
В поселке Дружба, на месте которого сегодня водохранилище, была уютная теплая школа барачного типа, где и училась Патимат. Там же обучались дети специалистов-гидростроителей, приехавших в Дагестан строить ГЭС со всех концов нашей необъятной Родины. Как попала опять в Махачкалу? О, эта история заслуживает отдельного рассказа.
Старожилы помнят, как 14 мая 1970 года в Дагестане произошло крупное землетрясение. Эпицентр находился в 30-ти километрах от Буйнакска, недалеко от возводимой гидроэлектростанции.
– Ночью проснулись от грохота, света нет, ничего не поймем, – вспоминает Патимат Меджидовна. – Нас погрузили в автобусы, вывезли подальше в горы. Все боялись, что разрушится плотина станции, но все обошлось.
В том же году я поступила в Дагестанский университет на исторический факультет. По примеру отца видела себя в будущем на общественной и партийной работе.
Так получилось, что после его окончания пришла на работу в Советский райком комсомола, была завсектором орготдела. Первым секретарем в то время был замечательный человек Рамазан Алиев. Мы прекрасно вместе работали, в постперестроечные времена он руководил Аппаратом Правительства РД.
Комсомол в то время был для нас всем, а главное, что эта организация стала естественной школой подготовки руководящих кадров. В комсомоле определялись будущие лидеры. Многие наши ребята перешли в Обком партии, Совет министров, в МВД, ФСБ и т.д.
Золотое было время. Жизнь бурлила, кипела. Специфика работы орготдела в организации массовых мероприятий, прием в ряды ВЛКСМ. Сколько талантов вышло из его рядов!
В 1981 году я вступила в Коммунистическую партию и перешла на работу в Советский райком партии, где первым секретарем был Муху Алиев, будущий Президент РД.
ДЕПУТАТ
А потом случилось то, что случилось. В августе 1991 года произошел в стране путч, который впоследствии был назван попыткой государственного переворота. В результате была приостановлена деятельность Коммунистической партии.
Патимат Меджидовна рассказывает, как пришли они на работу в горком партии, где она тогда трудилась (здание администрации города), а двери закрыты.
– Кое-как проникли внутрь, пытаясь сохранить партийные документы, – вспоминает она. – Личные дела коммунистов, картотека… В здании поселилась администрация Махачкалы, нам оставили несколько кабинетов на 1-м этаже.
Я продолжила работу в горкоме теперь уже КПРФ, вторым секретарем, а в 2006 году меня избрали депутатом Махачкалинского городского Собрания 4-го созыва. Началась новая интересная жизнь. Сначала я боялась: вдруг не справлюсь? Но потом все сложилось очень хорошо. Депутатский корпус 4-го и 5-го созывов был очень сильным. Люди грамотные, подготовленные и работали все от души.
Я была заместителем председателя комитета по делам молодежи, молодежной политике и внешним связям. Председателем комитета был в то время Запир Алхасов.
Много полезного сделали для города. Особенно запомнилось, как мы создавали Молодежный парламент. Идея его формирования принадлежала руководству – председателю МГС Магомеду Магомедрасулову и его первому заместителю Адильбеку Мурзаеву.
Принимали ребят на конкурсной основе, все по-честному: никто ни за кого не просил. Прошли самые достойные. Мы создали оперативный отряд, который следил за общественным порядком; проводили встречи, дискуссии. Я организовала женский клуб при МП, где девушки-депутаты взяли шефство над трудновоспитуемыми девочками-подростками, состоявшими на учете в ПДМ. На встречи с ними приглашали выдающихся женщин Дагестана, которые рассказывали о своей жизни, становились примером для подражания. Водили своих подопечных в театр, на концерты – старались, чтобы девушки выбрали правильную дорогу в своей жизни.
В 2008 году я награждена Почетной грамотой Президента Республики Дагестан за многолетний и добросовестный труд.
Комсомольская работа, партийная, депутатство – прекрасное было время. Мне не о чем жалеть. Примером для всей моей жизни был и остается отец Меджид Меджидович Абдуллаев.
Наталья БУЧЕНКО