Каждый человек индивидуален и индивидуален по-своему. Само его рождение – это уже чудо. К сожалению, мать-природа дарует не всем те качества, с которыми мы могли бы жить полноценной и здоровой жизнью. Но даже если ребенок появился на свет с определенными особенностями, – это вовсе не приговор.
На сегодняшний момент существуют специальные учреждения, которые позволяют дать ребенку такие необходимые для него знания, выжимают максимум из его способностей и дают возможность раскрыть весь свой потенциал.
В Махачкале также есть подобные центры для особенных детей. Одним из таких является организация «Жизнь без слез». И в День социального работника, который ежегодно отмечается 8 июня, мы беседуем с директором данного центра Айшат Гамзаевой.
– Айшат, начнем с вопроса о том, с какого года функционирует организация «Жизнь без слез».
– Официально она существует с 2006 года, хотя мы начали работать намного раньше.
– На сколько раньше?
– На лет 5 точно.
– То есть вы стояли у самых истоков развития?
– Да, в 2001 году я решила плотно заняться работой с такими детьми. Правда, еще не представляла, как, но попытки делались. За эти 5 лет было очень много ошибок, которые в дальнейшем мы исправили.
– Что служило для вас вдохновением и мотивацией?
– Мотивацией, как правило, становится личная причина. В моем случае – это особенный ребенок, родившийся в моей семье.
– В мировой сети указано, что сама организация существует с 2006 года, а «Дом дневного пребывания» начал свою деятельность только в 2009-м. Что происходило в этот трехлетний промежуток?
– В 2006 году мы собрали первый съезд родителей детей-инвалидов и в том же году создали родительскую ассоциацию. На этом съезде присутствовали наши российские и иностранные партнеры. Это «Центр лечебной педагогики» города Пскова, межрегиональная организация «Равные возможности» и благотворительная общественная организация UPAM (Швейцария). На то время помощь детям с ограниченными возможностями в Дагестане практически не оказывалась. Объединившись, мы приложили все усилия, чтобы это исправить, и тогда уже начали писать крупную заявку на открытие Дома пребывания.
ПРОБЛЕМЫ ЦЕНТРА
– Какие проблемы на данный момент стоят перед центром? Что нужно исправлять в первую очередь?
– Очень много людей хотят попасть в наш Дом. В очереди более 200 человек. Сейчас у нас обучаются 130 человек, и мы должны постараться охватить как можно большее количество детей: дать им дошкольное образование, дать раннюю помощь, начинать их профессионально подготавливать, трудоустроить. Это большие проблемы и в одночасье их решить невозможно, помимо всего этого, имеется и вопрос имущества. Хоть мы и не являемся государственной организацией, но по роду своей деятельности становимся их партнерами. Очень много лет мы получаем от государства субсидии, различные гранты, но проблемы с помещением до сих пор остаются актуальными. 5 лет назад мы получили земельный участок и в силу различных обстоятельств до сих пор не можем его оформить, а аренда помещений очень дорогая и эти средства можно было бы направить в более значимые отрасли.
Мы все равны перед друг другом, и каждый нуждается в общении, понимании и внимании.
– Пригодны ли (в плане ремонта) те помещения, в которых дети занимаются сейчас?
– Да, конечно, мы их отремонтировали. Это был просто огромный труд, большие усилия. 21 грант, наверное, эта цифра говорит сама за себя. Это огромные деньги, которые мы принесли в республику. Причем деньги были потрачены не только на наш центр, с них мы заплатили еще и налоги в бюджет.
ПОМОГАТЬ ДО КОНЦА ЖИЗНИ
– Давайте поговорим о работе самого центра. Как он функционирует?
– У нас многофункциональное учреждение, имеются образовательные услуги, социальные, также работает отделение сопровождаемой дневной занятости (это уже взрослые молодые люди, которые выросли из Дома дневного пребывания). В своей собственности мы имеем кафе «Время перемен», в которое мы устраиваем наших выпускников.
– То есть своих воспитанников вы еще и трудоустраиваете?
– Безусловно, наша цель состоит в том, чтобы они не просто сидели 11-12 лет и потом опять ушли домой в затворничество. Они же потеряют все навыки, которые здесь приобрели. Вы знаете, это просто преступление! Представьте, что будет, если забрать воздух у человека – то же самое. Мы хотим помогать им до конца жизни.
– Дети с какими диагнозами у вас обучаются?
– С очень тяжелыми заболеваниями. Если в других учреждениях есть дети с ограниченными возможностями, но не имеют инвалидности, у нас все дети имеют инвалидность. Они абсолютно не коммуникабельны и самая большая загвоздка заключается в том, что мы пробовали развить их речевые способности, но, к сожалению, порой идти против природы невозможно. Зато мы научились находить другие способы коммуникации с этими детьми, и они хорошо нас понимают.
– Есть ли у вас творческие кружки для более всестороннего развития детей?
– Разумеется. Правда, мы их называем творческими мастерскими. Мы подготавливаем наших учеников по множеству направлений.
– Согласны ли вы с такой теорией, что, как вы сказали, абсолютно некоммуникабельный ребенок в дальнейшем сможет жить полноценной взрослой жизнью.
– Конечно, в моей практике были такие случаи, когда ребенок вообще не говорил, но благодаря специальному техническому оснащению он показывал феноменальные результаты.
– А что насчет рабочего персонала? Сколько специалистов в организации?
– Всего у нас 85 специалистов, включая преподавателей, поваров, водителей и др. Из них половина – это педагогический коллектив. Педагоги-дефектологи, логопеды и психологи. Также присутствует и вспомогательный рабочий персонал.
ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ЦЕНТРА
– График работы центра с 8:00 до 16:00. Как проходит обычный день в вашей школе?
– Утро начинается со сбора детей, автобусы разъезжаются в 6 направлениях. Есть установленные маршрут и расписание, когда родители выводят своего ребенка к транспортному средству. Есть сопровождающий, который забирает детей и фиксирует их количество. Дальше всех распределяют по группам. В 9 часов начинается завтрак, после у нас по расписанию разминка и с 9:30 – учебные занятия. В 14:00 – обед, а в 15:30 начинается сбор и день подходит к завершению.
– Какие изменения произошли за те 15 лет, что вы являетесь директором организации «Жизнь без слез»?
– Изменения происходят каждый год. Мы на постоянной основе посещаем различные форумы и собрания, в которых перенимаем опыт иностранных коллег. И, конечно, методики, которые были 10-15 лет назад сильно отличаются от того, что мы делаем сегодня.
– А какое будущее вы ведите для проекта «Жизнь без слез»? Когда вы могли бы сказать, что ваша миссия выполнена?
– Я почему-то сейчас вспомнила про город Ольденбург. Мое первое впечатление – когда я увидел мастерские, где работают инвалиды, собирающие запчасти к «Мерседесу». Я бы хотела видеть именно в таком амплуа наших молодых людей. Чтобы они имели достойную жизнь, функционировали в обществе, могли создать семью. И без содействия региональных властей это будет сделать очень трудно.
Также важно обеспечить амбулаторный уход. Он нужен людям с особо тяжелой формой болезни, которые, к сожалению, мало что могут делать сами. Мы все равны перед друг другом, и каждый нуждается в общении, понимании и внимании. Тут же хочется выразить огромную благодарность нашим волонтерам, которые помогают всегда и безвозмездно. Это и ремонтные мероприятия, и материальная помощь детям. Недавно к нам с визитом пожаловали студенты ДГУ, общались и развлекались с детками. Они были очень счастливы.
P.S. От всей редакции газеты «Махачкалинские известия» мы поздравляем Айшат Гамзаеву и всех остальных работников социальных служб. Вы делаете огромное дело и дарите миру надежду на то, что добро все еще живет в сердцах людей.
Шихмагомед Нурмагомедов
Айшат Гамзаеву знаю не долго, но впечатление о ней осталось навсегда. Она удивительно скромный, очень порядочный, честный человек. Женьщина, которая имеет бол шое сердце. Я лично ей желаю здоровье, высот в ее работе. И вообще женского счастья. Она уже много лет делает то, что наше руководство республики не делало никогда. Унее большое сердце, которое понимает больматери больного ребенка. С Уважением Патина Магомедова😘🌹