Женщина в обществе: хозяйка дома, мать, работница

15Интересное исследование об инновационном потенциале дагестанок, роли государства и гражданского общества в изменении положения женщины провела председатель рескома профсоюза работников культуры, доктор политических наук, председатель НОК «Российская семья» Марзижат Бутаева.

СТАТУС КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

– Марзижат Ахмедовна, если окунуться в прошлое, то каково было отношение мужчины к женщине на Северном Кавказе и в Дагестане в частности?

Во все исторические периоды кавказские мужчины по отношению к женщине отличались галантностью, уважением и тактом. В то же время сохранена особая притягательность нравственного образа мужчины, воина, добытчика, главы семейства. Исторический экскурс выявляет колоритный образ мужчины-дагестанца: талия перетянута кожаным поясом с металлическими украшениями. Кинжал никогда не снимается, даже дома, сняв черкеску, горец носит пояс с кинжалом поверх бешмета.

При исследовании женского мира в этнокультуре обнаруживается интересный исторический факт: в XIX веке убийство новорожденных девочек (в случае рождения нескольких дочерей подряд) практиковалось осетинами и аварцами. Таким образом, отмечалась разнохарактерность отношения к ребенку по признакам пола. С момента рождения мальчик ориентировался на другие, нежели девочка, гендерные пространственные границы жизни.

К примеру, кумыки говорили при рождении ребенка: «При рождении дочери углы комнат ужимаются, а при рождении сына потолки поднимаются». А у аварцев воспитание детей включало дифференцированное нравственно-половое развитие и подготовку к гендерным ролям в обществе и семье. Этим обстоятельством предопределены существующие обряды в отношении мальчиков, которые воспитывались в женском окружении, а потому требовался «разрыв с матерью» и переход к полоролевому воспитанию со стороны отца, мужчин, тухума, всего рода.

Согласно Корану, мужчина не имеет преимуществ перед женщиной: все одинаково равны перед Аллахом. При этом мусульманка не имеет права быть главой государства. Такое ограничение не имеет ничего общего с ущемлением ее достоинства. В исламе глава государства не символический статус, как, например, статус английской королевы. Женщина в исламе имеет право участия в политике, занимать должности в сфере управления. Имеет право на источник дохода, использовать деньги по своему усмотрению. В наших дагестанских горских обществах честь женщины оберегалась как основа жизнедеятельности семьи, тухума и всего рода. Оскорбление женщины приравнивалось к тяжким преступлениям, как убийство и кража. Похищение женщины в горах было явлением распространенным, но редко женщину похищали без ее согласия. Но если это случалось, то наказание было строгим. У народов Дагестана самым низким поступком считается ударить женщину. Обладая правом неприкосновенности со стороны мужчин и социальным статусом, женщина в горах могла остановить вражду мужчин.

 

В последнее десятилетие в нашей республике немало таких семей, где женщина, наравне с ведением домашнего хозяйства, с заботой о семье, сама зарабатывает на жизнь, так как муж не может найти места для реализации своих способностей.

 

Однако существует глубокое противоречие между регламентацией духовных ценностей и прав женщины в исламе и реальной социальной дискриминацией, игнорированием властью истинных норм исламской этики и права. Это обстоятельство необходимо учитывать, если мы хотим в полной мере использовать инновационный потенциал женщины, интегрировать ее в модернизационные процессы. Надо признать, в нашей республике многое делается по выдвижению талантливых и компетентных женщин на руководящие посты, даже на те должности, которые они никогда не занимали.

Вообще я уверена, что статус женщины в обществе – это, если хотите, интегральный показатель, который отражает особенности политического устройства государства, экономического развития, методов политического управления, уровня политической культуры.

ЖЕНСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА

– Как-то повлияли сегодняшние экономические проблемы на статус женщины в обществе?

Стала ощутимее многофункциональность женщины признаются значимыми три ее роли: хозяйки дома, матери, работницы. При формировании монофункциональности мужчины главным полем его деятельности признается работа в общественном производстве, политика, управление. На женские плечи легли негативные последствия проводимых реформ.

Большинство респондентов (48, 5%) в ходе социологического исследования поддерживают требование «вернуть женщину в семью», обеспечить надбавку супругу. Вместе с тем большая половина женщин не сделала выбор между домашним трудом и сферой общественного производства. Это также характерно для молодых женщин, женщин предпенсионного и пенсионного возраста.

– А что существенно меняется – есть у женщины работа или нет?

Меняется многое. Наличие работы у женщины означает ее экономическую независимость, право на ряд привилегий, определяет социальный статус, востребованность и значимость в процессах модернизации. С момента либерализации и до настоящего времени безработица имеет женское лицо и отражает «феминизацию бедности».

В Дагестане, как в целом по России, преобладает женская безработица, причем наблюдается ее рост с 1992 года по настоящее время (увеличение – почти в 15 раз). Родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, среди официальных безработных составляют 52,7%, из них 14% одинокие и многодетные родители. Безработные женщины имеют более высокий уровень образования (45%), чем мужчины (1/4). От общего числа обратившихся в службу занятости Махачкалы женщины составляют 63%, а среди трудоустроившихся – всего 39%. Вот такая печальная статистика!

Это с одной стороны. А с другой – в последнее десятилетие в нашей республике немало таких семей, где женщина, наравне с ведением домашнего хозяйства, с заботой о семье, сама зарабатывает на жизнь, так как муж не может найти места для реализации своих способностей в связи с изменением экономической обстановки в стране. Свою неспособность быть главой семьи в лице «основного кормильца» такие мужчины реализуют путем проявления агрессии по отношению к женщине через систематические побои, угрозы, оскорбления, ревность, изнасилования и т.д. Такие мужчины, несмотря на свое временное бездействие, тоже не утруждают себя заботами о семье или детях. Свой утраченный авторитет они пытаются как-то поддержать, прибегая к насильственным методам. Однако избиваемые жены не стремятся развестись с мужьями-насильниками. Это тоже наша дагестанская ментальность.

– У нас в Дагестане принято считать, что отношения в семье, если они не связаны с разделом имущества, правом наследования, – это личное дело каждой семьи, и государство не может вмешиваться, даже если взаимоотношения носят криминальный характер. Согласны вы с этим?

Скажу больше. При рассмотрении дел о домашнем насилии наша отечественная судебная система опирается на Семейный кодекс, где недостаточно ясно определены формы наказания за факты жестокости в семье по отношению к детям или женщинам, а Уголовный кодекс рассматривает уголовные дела, перечень которых включает далеко не все виды домашнего насилия. Все формы насилия против женщин являются наиболее грубой формой ее дискриминации. Такое насилие направлено на ослабление или полную невозможность для женщины пользоваться наравне с мужчиной правами человека и свободами в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской жизни.

ПРЕСТИЖНЫЙ РЕЙТИНГ

– Вы, как ученый-политолог, провели весьма обширный и глубокий обзор политического пространства Северного Кавказа и Дагестана, в частности, с учетом гендерной дифференциации. Разъясните, как так получилось, что в нашей республике в конце 90-х годов прошлого века были образованы так называемые «женские избирательные округа». К примеру, в беседе со мной 16 лет назад (в интервью для газеты «Новое дело») известный демократический деятель и российская правозащитница Марина Салье была просто возмущена такими перегибами в нашей республике и прямым нарушением Конституции РФ и РД…

Такие перегибы были связаны в первую очередь с несовершенством избирательной системы республики (кстати говоря, принятый закон о выборах депутатов Народного Собрания РД предусматривал, помимо «женских округов», также «национальные» округа). Позднее Конституционный суд РД отменил эти округа как противоречащие Основному закону РД. Все эти «выкрутасы» явились следствием инерционности политической системы демократической России, которая унаследовала советскую практику квотирования женщин в представительные органы власти.

Однако разработка новой элитой избирательного законодательства, формирование политических партий, независимых СМИ требовали от женщин больших экономических вливаний с целью удержать собственные позиции в крайне хаотичном и во многом непредсказуемом политическом пространстве. Поэтому идея интеграции женщин в электоральную систему, политические партии, СМИ не могла быть целью новой элиты маскулинных стандартов. Женщины становились «одиночками» в большой политике.

– И все-таки некоторые из этих «одиночек» прорвались через «мужской заслон» и стали авторитетными в политике и в экономике республики людьми. Можно ли их назвать?

– В исламской республике с традиционалистским укладом жизни понятия «политическое влияние», «политическая власть» в отношении женщины применяются редко. И все-таки редакция ГТРК «Дагестан» предложила представителям разных сфер общества – политикам, бизнесменам, чиновникам составить список самых влиятельных женщин республики. В результате в список вошли дагестанки, которые реально влияют на принятие решений в сфере политики и бизнеса, чьи поступки и деятельность ведут к зримым изменениям в жизни общества.

Все они попали в этот престижный рейтинг, благодаря своим лидерским и человеческим качествам, своей публичности и умению отстаивать свою позицию…

Эдуард ЭМИРОВ

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошел концерт, посвящённый Международному женскому дню

Сегодня в Доме дружбы в Махачкале прошел концерт, организованный Администрацией города и посвященный Международному женскому дню, а также Году...

В Дагестане наградили отличившихся женщин

6 марта в Доме Дружбы прошла церемония награждения отличившихся дагестанок государственными наградами. Открывая мероприятие, Глава Республики Дагестан С.А. Меликов,...

С Международным женским днем 8 Марта!

Дорогие женщины! Сердечно поздравляю вас с первым весенним праздником – Международным женским днем 8 Марта! Этот один из самых любимых...

Юсуп Умавов выступил с докладом о работах по повышению надежности электроснабжения жителей столицы

Во вторник, 5 марта, Глава Республики Дагестан Сергей Меликов провел совещание по актуальным вопросам. С докладом на мероприятии выступил...
spot_imgspot_img

Внимание, голосование!

15–17 марта жители Дагестана cмогут принять участие в голосовании за объекты благоустройства по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды»!...

В Махачкале начат ремонт моста на улице Каммаева

При плановом объезде улично-дорожной сети специалистами УЖКХ был выявлен факт разрушения деформационного шва на путепроводе на ул. Каммаева. Столичными коммунальщиками...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам