От структуры к процессам

Помнится, лет эдак восемь назад в нашей республике вдруг часто зазвучал такой красивый, но не всем понятный термин, как «проектное управление». Предполагалось, как минимум на словах, что менеджмент в республике перейдет от системы общего управления отраслями к реализации конкретных проектов. Таким образом, планировалось от слов, наконец, перейти к конкретным делам, которые стали бы залогом социально-экономического развития региона.

Увы, все «приоритетные проекты развития республики» в конечном счете подразумевали лишь увеличение сбора налоговых и прочих платежей. Отчасти это было верно, ведь для того, чтобы кабанчика съесть – его необходимо сперва откормить. В нашем случае все прилагаемые руководством республики усилия были направлены на увеличение налогооблагаемой базы. Правда, рывок не удался – не хватило управленческих навыков.

По большому счету в республике и тогда (да и сейчас) никто особо не знал, как налаживать бизнес-процессы и повышать их эффективность. Какое отношение бизнес-процессы имеют к госуправлению? Прямое! Ведь они строятся практически на тех же самых принципах. Если вы не способны придумать, создать, пропиарить и продать конечному покупателю новую таблетку от головной боли, то ваша эффективность в части оказания населению государственных услуг и улучшения качества его жизни будет аналогичной.

 

РАБОТАТЬ С ПОЛЬЗОЙ

Думать и работать необходимо эффективно. Одни лишь декларации добрых намерений, если и не приведут в ад, то и пользы никакой не принесут. Эффективности в производстве сто лет назад сумел добиться сам и научить других Генри Форд, создавший первый конвейер по производству автомобилей. Принципа конвейера, когда каждый работник выполняет хорошо известную ему и достаточно простую при этом задачу, не хватает и современному госуправлению. В частности, и в нашей республике.

Года три назад ситуацию в регионе попытались исправить, начав внедрять в работе органов власти принципы «Бережливого правительства», построенные, что характерно, на основе опыта автоконцерна Тойота. Любые производства (тем более такие гигантские) и веком ранее, и сейчас требуют постоянного повышения эффективности. И это давно уже понимают во всем мире, выработав универсальные стандарты эффективности управления. Речь о часто звучавшей ранее, но давно забытой в Дагестане аббревиатуре ISO.

 

Люди работают и порой хорошо, с большой отдачей, но весь их труд по факту уходит в трубу.

 

Неожиданно вспомнить о международных стандартах качества меня заставили представители ФГАОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова», с которыми я случайно столкнулся в махачкалинской Академии «Каспий», где проводил заседание дискуссионно-аналитического центра «Альтернатива». Одним из гостей из Ярославля оказалась проректор по маркетингу Татьяна Федосеева, назвавшая главной проблемой традиционной системы управления структурный подход.

– Мы привыкли к тому, что управление строится по принципу вертикали, под которую выстраивается многоуровневая структура, – объясняет Татьяна. – Директор, его заместители, начальники управлений, отделов, групп. Все это красиво звучит и даже выглядит, но далеко не всегда хорошо работает. Вернее, практически никогда не работает эффективно. Впервые внедряя современные стандарты качества, а среди наших клиентов более пяти тысяч различных организаций и предприятий, мы всегда находим проблему того, что структура организации не обеспечивает эффективность запущенных в ней процессов.

Это может показаться удивительным, но мы порой находим на предприятиях такие структурные подразделения, которые занимаются деятельностью, вовсе не имеющей потребителя. Но это не значит, что в этом отделе работают низкоквалифицированные или слабо мотивированные сотрудники. Отнюдь, дело в том, что результаты их труда оказываются попросту не востребованы другими подразделениями организации. Люди работают и порой хорошо, с большой отдачей, но весь их труд по факту уходит в трубу. Эти проблемы мы и решаем, внедряя современные мировые стандарты менеджмента качества.

 

СТАНДАРТ КАЧЕСТВА

Стандарты ISO, внедряемые сегодня нами в Академии «Каспий», правильнее называть стандартами качественного менеджмента, которые являются определяющими критериями результативного управления, задающими «правила игры» на рынке. Причем тот самый ИСО 9001, который был актуализирован в 2015, вобрав в себя всю международную положительную практику управления, учитывает практически все управленческие ошибки, которые допускают современные организации. Его может использовать любая организация, независимо от ее размера и сферы деятельности. Более миллиона компаний и организаций в более чем 170 странах мира сегодня сертифицированы на соответствие стандарту ISO 9001. И данный критерий в ряде случаев является одним из важнейших при подборе партнеров. Солидные компании просто не станут иметь с вами дел, если ваши бизнес-процессы не стандартизированы, ведь вы будете выглядеть в их глазах «темной лошадкой», а перспективы вашего бизнеса сомнительными.

Этот стандарт основан на ряде принципов менеджмента качества, таких как клиентоориентированность, лидерство руководства, вовлеченность персонала, процессный подход, постоянное совершенствование и т.д. Применение ISO 9001 помогает гарантировать, что заказчики получают и гарантированно будут получать качественные продукцию и услуги, что, в свою очередь, выгодно для бизнеса. И это выгодно даже вашей газете, ведь хорошо зная своего читателя, вы сможете предложить ему более интересные, познавательные и полезные публикации. Довольный читатель – постоянный читатель, который посоветует вашу газету и своим друзьям.

ISO – это набор инструментов управления, который позволяет в любой отрасли выстроить правильную стратегию, под эту стратегию сформировать процессы, определить цели и критерии результативности этих процессов, а также алгоритм управления ими. Этот стандарт включает такие понятия сейчас, как обеспечение лидерства на всех уровнях компании. Также он включает требование к формированию рискориентированного мышления, применения рискориентированного подхода к управлению, что в условиях динамичной внешней среды также очень полезно. Руководитель сначала должен сделать анализ стратегической позиции компании сегодня, выстроив затем видение того, какую позицию организация должна занять в будущем. Под эту стратегию формируем процессную модель, определяем участников процесса, ответственность персонала и так далее.

Важно, что стандарт подразумевает универсальные правила игры, когда все наши партнеры понимают, как у нас устроена система управления, и мы понимаем, как устроена эта система у партнеров. Поэтому если система управления компанией построена и развивается на основе стандартов ISO, то компания может гарантировать, что она надежный партнер сегодня, завтра и послезавтра. При этом компании сегодня внедряют не только стандарты управления качеством ISO 9001 – это и система экологического менеджмента (ISO 14001), это система охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (ISO 45001), система социальной ответственности (SR – 10).

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО ГОРИЗОНТАЛИ

Есть и отраслевые стандарты, такие как система менеджмента качества в железнодорожной промышленности, в автомобилестроении, в оборонной промышленности, в пищевой промышленности, которые также есть в Дагестане. Естественно, система менеджмента качества ISO 9001 – самая распространенная и универсальная. Основой ее является процессный подход, предполагающий управление по горизонтали, когда каждое подразделение функционирует одновременно как потребитель и как поставщик. В такой системе один процесс компании является поставщиком для другого процесса компании, соответственно, последующий процесс выступает в роли потребителя для предыдущего (на прилагаемой схеме).

На основе этого принципа выстраиваются взаимовыгодные отношения внутри предприятия между участниками процессов, которыми являются подразделения. К примеру, если ваш отдел продаж сумел подписать на вашу газету крупного корпоративного покупателя, то работать на этого покупателя в дальнейшем должны руководители и участники других процессов, обеспечив его не просто газетами в количестве согласно заключенному договору, но качественной и нужной информацией, сделав вашу газету для него реально полезной. Тогда этот клиент не уйдет, но увеличит подписку и порекомендует вас и партнерам.

Добиться перестройки бизнес-процессов возможно лишь меняя мышление руководителей организаций, что мы успешно и делаем. Предлагаем это сделать и лично вам, включившись в программу внедрения стандарта ISO в вашей редакции за счет участия в профильной федеральной программе.

 

P.S. Предложение Татьяны я с удовольствием принял, ведь стандартизация качества управления – это именно то, о чем я безустанно твержу, сталкиваясь с неэффективностью работы органов госуправления. Что же, начнем с себя.

Тамерлан МАГОМЕДОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале мобилизованным выдают наборы с личными вещами

Мобилизованные молодые люди, которые отправляются с призывного пункта Махачкалы, получают наборы с личными вещами, сообщил в своем теоеграм-канале глава...

Перевалка сухих грузов в Махачкалинском порту за год выросла почти в 2 раза

Махачкалинский морской торговый порт за девять месяцев 2022 года перевалил более 320 тыс. тонн сухих грузов (цемент, зерно, клинкер,...

Педагог-психолог из Махачкалы вышла в финал Всероссийского конкурса профессионального мастерства

Педагог-психолог махачкалинского лицея №39 Зарема Ваганова вышла в финал Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2022», сообщает пресс-служба...

Объявлены победители XI конкурса «Вместе в цифровое будущее»

«Ростелеком» в партнерстве с Systeme Electric (ранее Schneider Electric, АО «Шнейдер Электрик») подвели итоги XI конкурса региональных журналистов и блогеров...

СК и прокуратура проводят проверки по факту падения ребенка из окна в Махачкале

Следственный отдел по Кировскому району Махачкалы следственного управления СКР по Дагестану и прокуратура республики проводят проверки по факту падения...

Прокурор Дагестана проведет в Махачкале личный прием граждан по вопросам мобилизации

Прокурор Дагестана Алексей Ежов проведет в Махачкале личный прием граждан по вопросам призыва на военную службу по мобилизации. Прием граждан...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам