Жизнь с диагнозом не отменяет детства

Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов был создан Постановлением Правительства Республики Дагестан в 2009 году в рамках программы реализации приоритетного проекта «Образование» на 2009-2012 годы.

Он был организован для обучения детей с ограниченными возможностями, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения.

Сегодня в Центре обучаются 353 ученика из 43 районов и городов республики. Как организован учебный процесс? Каковы возможности Центра в процессе социализации учеников?

Рассказывает директор Гаджимурад Усманилаев.

Справка «МИ»: Гаджимурад Усманилаев окончил ДГПИ с отличием в 1990 году, Российскую правовую академию в 2011 году.

Работал в школе поселка Дубки, в горкоме комсомола Кизилюрта, в Министерстве образования и науки РД.

«Почетный работник в сфере образования Российской Федерации», награжден нагрудным знаком Правительства РД «Отличник образования Республики Дагестан», член Ассоциации руководителей образовательных организаций.

 

НАЧАЛО

Система дистанционного обучения детей-инвалидов была создана по инициативе тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева. До этого времени были две формы – очная в школе и надомная. К ребятам, не имеющим возможности посещать школу из-за проблем со здоровьем, два раза в неделю приходили учителя. Понятно, что полноценное среднее образование в такой ситуации сложно получить.

Наш Центр – подведомственное учреждение Министерства образования и науки РД, я возглавляю его с момента создания. Мы можем расширить свою деятельность, если будет увеличена площадь Центра или предоставлено отдельное здание. Министерство изыскивает такую возможность. Мы обслуживаем весь Дагестан.

 

УРОКИ

– Гаджимурад Магомедович, как проходят занятия с учениками?

– Рабочее место каждого ребенка состоит из компьютера, лазерного принтера, сканера, цифрового микроскопа, фотоаппарата, графического планшета. Это оборудование предоставляется бесплатно, каждый интернет-трафик ежемесячно оплачивается государством.

Каждый педагог, 154 человека, имеет свое оборудованное место. В Центре есть аудитории для учителей начальных классов, для предметников, учительская, технический отдел.

В классе по три ученика из разных городов и районов. Общение с педагогом происходит по скайпу, учитель видит всех троих. Контрольные работы, которые дети выполняют на дому, сканируются и и отправляются на электронный адрес учителя.

Наши педагоги используют огромное количество наглядного материала, который есть в интернете, для своих уроков, чтобы раскрыть тему. Работаем в две смены, соответственно уроки короче, чем в обычной школе: в младших классах 30 минут, в старших – до 40 минут.

Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности детей, позволяет во многих случаях обеспечить освоение основной общеобразовательной программы в полном объеме.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

– Что делается для социализации воспитанников?

– Мы проводим огромное количество мероприятий в целях социализации учеников. Каждое методобъединение выступает со своим планом, отбираем самые интересные.

Проводим выездные мероприятия, например, в Дербенте на базе одной из школ для детей Дербентского района. Такие же мероприятия провели в Кизилюрте и Хасавюрте. Детей на место доставляют родители.

К встрече с ними готовимся заранее: приезжаем в нужный район, договариваемся с руководством. Мероприятия проходят в форме игры «Что? Где? Когда?», в формате научно-практических конференций и концертных программ. Приглашаем известных артистов дагестанской эстрады; после выступления они фотографируются с ребятами. Сколько радости это доставляет детям!

Ежегодно проводятся новогодние встречи под девизом «Сильные духом» в банкетном зале «Европа», где удается собрать всех наших учеников. Для них силами сотрудников Центра готовится театральное представление.

Стараемся, чтобы с этого праздника все его участники уехали с подарками. Центр сотрудничает с благотворительным фондом «Чистое сердце», который и предоставляет все необходимое.

Оговорюсь, что некоторые торговые дома тоже помогают Центру, поставляют одежду, обувь, игрушки. Мы стараемся порадовать наших учеников.

Как-то на новогоднем празднике произошло следующее. Наш педагог – молодая девушка, которая исполняла роль Снегурочки, увидев впервые лицом к лицу наших детей, так расстроилась, что не смогла выйти в зал. Пришлось ее успокаивать…

 

УЧИТЕЛЯ

– Понятно, что общаясь с детьми-инвалидами, нужно иметь особую душевную организацию, чуткость и тактичность. Как Вы принимаете на работу педагогов?

– На сегодня у нас более 300 анкет желающих здесь работать. При приеме каждый проходит три собеседования. Первое: знание своего предмета проверяет завуч по учебной работе, далее навыки использования информационно-коммуникативных технологий изучает начальник технического отдела; и, наконец, претендент заходит ко мне.

Уж поверьте, мне с первого взгляда видно, что за человек, будет ли ему у нас интересно. Я редко ошибаюсь.

В Центре сложились свои традиции. Одно из главных требований – запрет на общение на повышенных тонах, как между собой, так и с учениками и их родителями. Если нет в душе определенного морального настроя, здесь нечего делать.

Понятно, что при обучении нужна определенная доза строгости. Например, утром ребенок не вышел на связь. Педагог проинструктирован, как разговаривать с родителями. Вежливо, мягко, понижая градус агрессивности, если она есть, на деликатное общение.

 

УЧЕНИКИ

– Дети с какими заболеваниями обучаются в Центре?

В основном с поражениями опорно-двигательного аппарата, психо-соматическими заболеваниями, лейкозом в период ремиссии, туберкулезом.

Что касается ребят с задержкой психического развития, то для них мы открыли коррекционные классы, где они обучаются до 9-го класса и получают справку-свидетельство о том, что прошли курс 9-летнего обучения. На аттестат они не претендуют.

Мы тесно взаимодействуем с Республиканской психолого-медицинской комиссией, которая находится в Центре социально-трудовой адаптации им. У.Муртазалиевой. Эта комиссия дает заключение, на основании которого мы принимаем ребенка с задержкой психического развития.

Окончившие 11 классов и сдавшие ЕГЭ получают аттестат государственного образца о среднем образовании.

– А могут ли они продолжить учебу в вузе?

– На сегодняшний день 152 выпускника нашего Центра стали студентами вузов и ссузов не только в нашей республике, но и в других городах страны.

Конечно, наше обучение направлено на то, чтобы ребенок по окончании получил профессию, стал самостоятельным. Тем более что благодаря современным технологиям можно освоить специальность, позволяющую работать дистанционно. Например, бухгалтер, экономист, ландшафный дизайнер, литработник и т.д.

Родителям мы даем советы, в каком направлении продолжить учебу ребенку по окончании. Наши психологи не ограничиваются работой с детьми, они общаются еще и с родителями.

Очевидно, для детей-инвалидов система дистанционного обучения – это своего рода «окно в мир». Она позволяет ребенку найти для себя способ успешно адаптироваться к жизни.

Наталья БУЧЕНКО

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошел общереспубликанский субботник

Сегодня на улицах столицы Дагестана состоялся общереспубликанский субботник. Парламент РД, коллективы министерств и ведомств, расположенных на территории Махачкалы, общественные...

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...
spot_imgspot_img

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам