В минувшую пятницу в Махачкале на базе школы №59 прошла научно-методическая конференция педагогических работников столицы.
Тема конференции «Содержание деятельности муниципальной системы образования г. Махачкалы в 2021-2022 учебном году и планирование перспектив развития».
В мероприятии приняли участие сотрудники методического отдела Управления образования, руководители школьных методических объединений, педагоги, представители вузов.
В связи со сложной эпидемиологической обстановкой конференция была проведена в режиме ВКС (видеоконференц-связи).
Работали 12 секций по всем предметным направлениям, в каждой – выступающие с докладами и презентацией. В частности, такие как «Круглый стол заместителей директоров по учебно-воспитательной и научно-методической работе», «Круглый стол заместителей директоров по информатизации образовательного процесса», «Круглый стол руководителей школьных методических объединений учителей русского языка и литературы» и другие.
Все школы города участвовали в конференции посредством подключения по ссылкам.
Один из основных докладов касался непосредственно деятельности образовательной системы города Махачкалы. Его тема «Итоги 2020-2021 учебного года и задачи на новый учебный год».
Докладчик – Зулгижат Абдулжелилова, начальник методического отдела Управления образования столицы, она же модератор секции для заместителей директоров по учебно-воспитательной и научно-методической работе.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальная система образования города Махачкалы работает в условиях изменения содержания обучения, реализации новых федеральных государственных стандартов, формирования независимой оценки качества знаний, создания доступной и открытой образовательной среды.
Сегодня в городе функционируют 148 муниципальных образовательных организаций, из которых 71 общеобразовательная организация, где обучаются 92 081 ученик. Некоторые школы работают в трехсменном режиме: №22, №27, №39, №41, №43, №47, №50, №56, №58. 54 школы расположены в типовых и 17 – в приспособленных зданиях.
Что касается качества знаний, то существуют инструментарии его оценки: Всероссийские проверочные работы, основной государственный экзамен и Единый государственный экзамен.
По итогам государственной итоговой аттестации был проведен детальный анализ с целью выявления проблем в методике преподавания. В Управлении образования прошли встречи с администрациями и учителями всех образовательных учреждений с низкими результатами ЕГЭ.
Реализуются дорожные карты по коррекции знаний выпускников, сформирована база персональных данных участников ЕГЭ.
По инициативе Администрации города Махачкалы реализуется проект «Волонтерская педагогическая деятельность», в рамках которого проводится подготовка учащихся из малоимущих и многодетных семей к ГИА за счет привлечения преподавателей и студентов вузов и ссузов, а также учителей школ.
В рамках Федерального проекта «500+» определены школы, их 9, с низкими образовательными результатами. За каждой закреплены школы-кураторы, которые в течение года помогают повысить качество образования у отстающих. Например, это самодиагностика, разработка и реализация дорожных карт по преодолению рисков.
ТАЛАНТЫ
В настоящее время перед системой образования столицы поставлена задача выявления таланта каждого ребенка на всех этапах обучения. Сегодня база одаренных детей столицы включает в себя около 54 316 талантливых детей по разным направлениям.
В 2021 году по 23 предметам были проведены олимпиады. Эльдар Закариев, ученик 11-го класса лицея №39, стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
Тогда же в финале Всероссийского форума «Шаг в будущее» 6 учащихся получили дипломы I степени, один диплом II степени, еще один – диплом III степени.
В марте 2021 года в Майкопе бронзовые медали Кавказской международной олимпиады по математике завоевали трое учеников 9 класса лицея №39.
Наши образовательные организации ежегодно демонстрируют самые высокие результаты на всероссийском уровне. Так, по итогам деятельности школа №42 вошла в топ-100 лучших школ России. Школа №19 стала лауреатом Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны» и т.д.
Методическая работа, проводимая с учителями школ города, является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования и повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательных учреждений.
На базе гимназии №7 состоялся муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года-2021». Дипломом I степени была награждена Егана Курбанова, учитель математики лицея №22, диплом II степени у Абубакара Койтемирова, учителя информатики школы №46, дипломом III степени награждены Аида Джандарова, учитель истории и обществознания школы №50, Патимат Магомедова, учитель начальных классов школы №15 и Пасихат Алигазиева, учитель начальных классов школы №59.
В феврале 2021 года по приглашению главы города Махачкалы финалисты конкурса «Лидеры России» приняли участие в стратегической сессии и провели обучающие семинары с руководителями общеобразовательных организаций города.
В марте в столице Дагестана состоялся Всероссийский форум «Учителя года России в Махачкале», организованный с целью взаимного знакомства с новыми образовательными практиками и технологиями.
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
В рамках реализации мероприятий национального проекта «Образование» в общеобразовательных организациях города внедряется целевая модель цифровой образовательной среды.
В связи с этим руководители школ города проходят обучение по программам повышения квалификации по вопросам цифровизации системы образования.
При подготовке к осуществлению этого регионального проекта был проведен мониторинг оснащенности учебных кабинетов аппаратно-программным комплексом, а также доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Создана программа «Цифровой дом», цель которой – безопасная и комфортная среда: был подписан Кодекс добросовестных практик в сети Интернет, направленный на формирование и обеспечение условий для взаимодействия граждан, государства, общества.
ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
С 1 сентября по всей стране внедряется программа воспитания, разработанная Министерством просвещения РФ. Она будет включена в образовательную программу и наших школ.
Изменения в сфере образования затронут учебную литературу. Все допускаемые к использованию в школах учебники будут в обязательном порядке соответствовать новым утвержденным стандартам и относиться к единой для школы учебной программе, которую определит руководство.
Планируется внедрение нейросетей для точного распознавания лиц участников ГИА с целью предотвращения попыток подделки документов или подмены личности. Это оборудование будет подавать наблюдателям сигналы о нарушениях.
Учителей ждет совершенно новая форма аттестации и повышения квалификации. Планируется запуск национальной системы учительского роста – это новый проект. Цель – повышение качества работы учителя и уровня ответственности за результаты труда.
Проведение ВПР с 2021-2022 учебного года станет обязательным для учащихся 7-х и 8-х классов (ранее они писали такие работы по решению руководства школы).
Основные нововведения таковы: реформирование профессионального стандарта; переход от аттестации, как формы контроля к аттестации стимулирующей развитие педагогов; утверждение единых правил, по которым с 2021 года будет проходить новая аттестация учителей.
Наталья БУЧЕНКО