Торпах-кала – фортификационный объект средневековья

В нашей стране принят Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В Дагестане выявлено множество памятников археологического наследия. Поэтому не случайно сегодняшним нашим собеседником является известный археолог. Муртазали Серажутдинович Гаджиев – доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом археологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, заслуженный деятель науки РД. Читателям «МИ» он рассказал об уникальном памятнике раннесредневекового городского и фортификационного строительства – городище Торпах-кала.

 

– Когда впервые упоминается в исторических источниках городище Торпах-кала?

– Городище Торпах-кала расположено в 20 км к югу от Дербента, у северной окраины поселка Белиджи, в междуречье Рубаса и Гюльгеры-чая (р. Гюрген) и представляет собой один из крупнейших археологических объектов Восточного Кавказа. Первое упоминание об этом памятнике встречается у Джона Кука и Иоганна Лерха, которые пересекли Приморский Дагестан в 1747 г. в составе посольства князя Голицына в Персию. Кук именует городище Turpocala (тюрк.-араб. Торпах-кала «Глиняная (земляная) крепость»), а Лерх – Toprak Kale и Scheherge (перс. Шехер-гях «Место города»). Оба автора дают сходные сведения, согласно которым городище предстает «царской резиденцией». Очевидно, именно этот памятник фигурирует в «Истории албан» Мовсеса Каланкатваци (VII в.). Албанский историк сообщает, в частности, о том, что посольство епископа Исраела, направленное зимой 681-682 гг. великим ишханом Албании Вараз-Трдатом к князю гуннов Алп-Илитверу, не доходя до Дербента, прибыло в «древнюю царскую резиденцию, в то место, где Григорис, католикос Албании, был удостоен венца мученика». Именно рядом с городищем Торпах-кала, в 4,5 км к юго-востоку от него, возле сел. Нюгди, была построена по преданию на месте гибели Просветителя Албании св. Григориса и ныне возвышается величественная часовня, которая еще в конце XIX – начале XX в. являлась христианской святыней Восточного Кавказа. Имя погибшего здесь миссионера отложилось и в названии рядом расположенной р. Гюльгеры-чай, которую раньше жители Нюгди именовали также Григорин-чай «река Григора».

Городище Торпах-кала неоднократно привлекало внимание ученых. В 1923 г. оно было осмотрено проф. А.С. Башкировым, который отметил его сходство в планировке с северо-персидскими и юго-западными туркменистанскими укреплениями. В 1937 г. городище посетил проф. Е.А. Пахомов, а в 1941 г. – М.И. Исаков. В их публикациях была приведена самая общая, очень краткая характеристика этого памятника.

В 1957 г. дагестанский археолог В.Г. Котович осмотрел небольшой участок в западной части памятника. На основании подъемного керамического материала исследователь датировал памятник V-VIII вв. М.И. Исаков же сначала предположительно датировал городище последними веками до н.э. – первыми веками н.э. и отнес его гибель к IV-V вв. н.э., затем ограничил время его существования первыми веками н.э., а позже – второй половиной I тыс. н.э.

 

У нас в республике за последние 10-15 лет выявлено почти 6 тысяч памятников, которые необходимо внести в реестр.

 

Он также полагал, что здесь находился город Албана, упомянутый Клавдием Птолемеем в списке населенных пунктов Кавказской Албании. Проф. С.Т. Еремян идентифицировал это городище с раннесредневековым городом Чор (Чол), который, по его мнению, являлся столицей царства Маскутских Аршакидов. В. Котович локализовал на месте Торпах-калы город Беленджер – одну из ранних хазарских столиц, которую, как и С. Еремян, отождествлял с городом Чор (Дербент). В 80-е годы прошлого века мной была предложена идентификация городища с сасанидским городом Шахристан – Йездигерд, возведенным, согласно сирийской хронике города Карка де бет Селох (кон.V – VI в.), шахиншахом Йездигердом (438-457) в области Чол (Чор). Такой разброс мнений в датировке и интерпретации городища Торпах-кала был обусловлен как самой археологической неизученностью объекта, так и шире – слабой разработкой вопросов исторической географии Восточного Кавказа I тыс. н.э. Вот именно в решении дискуссионного вопроса идентификации памятника с одним из древних городов, упоминаемых в исторических хрониках, и состоял мой научный интерес.

 

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

– Что представляет собой городище?

– Городище имеет трапециевидную форму и занимает площадь свыше 100 га. Длина его валов – от 950 м до 1150 м, высота – 7-8 м, ширина – 30-39 м. Общая протяженность их составляет 4 400 м. Следует отметить, что в отдельных местах на вершине валов наблюдаются провалы грунта, очевидно, фиксирующие наличие внутренних пустот, по всей видимости, коридоров в местах ныне невидимых входов и внутренних лестниц для подъема на стены. Толщина стен городища в 10 м позволяла сооружать подобные внутренние коридоры и лестницы в теле куртин.

С внешней стороны валы имеют 144 полукруглых выступа, расположенных через каждые 28-30 м и фиксирующих местонахождение башен. В каждом валу имеются разрывы, указывающие в ряде случаев на расположение в этих местах городских ворот, фланкированных башнями. Городище по периметру было защищено рвом (ширина 20-25 м), ныне заплывшим аллювиальными отложениями (за исключением рва вдоль юго-восточного вала, заполненного проточной водой). На сооружение городских стен шла материковая глина, добываемая непосредственно на месте, – из создаваемого рва, и, очевидно, что первоначальный объем рва был близок объему укреплений городища.

– Вы подробно остановились на особенностях конструкции укреплений городища Торпах-кала. Обнаружили ли вы в них параллели с памятниками оборонного зодчества других регионов?

– Параллели отмечены с памятниками оборонного зодчества Переднего и Среднего Востока, где использовалась сырцовая архитектура. Ближайшими хронологическими и этнокультурными аналогами по строительным методам и материалам являются сырцовые укрепления Дербента, возведенные, как и укрепления Торпах-калы, в 440-х гг. в правление шахиншаха Йездигерда II (439-457), и укрепления 15-километровой равнинно-предгорной части длинной Гильгильчайской стены в Северо-Восточном Азербайджане, сооруженной при шахиншахе Каваде (488-531) в начале VI в. Данные параллели с учетом местоположения памятника, его датировки на основе полученного керамического комплекса и индивидуальных находок, а также военно-политической ситуации в регионе, подтверждают предложенную версию идентификации сасанидского («царского») города Шахристан – Йездигерд, что в переводе означает «Город Йездигерда») с городищем Торпах-кала, просуществовавшим весьма недолго и потерявшим свое стратегическое значение после возведения каменного Дербентского оборонительного комплекса в середине VI в.

– Каковы дальнейшие пути исследований городища на основе уже полученных данных?

– Выясненные структура вала, параметры и конструктивные особенности стен и башен, учитывая, что на месте разрушенных укреплений не велось последующего строительства и связанных с ним перепланировок и т.п., в дальнейшем позволят на основе разработанной методики определить объем массы вала и высоту оборонительных стен городища, а затем провести расчеты по определению количества и объема привлеченных ресурсов, строительных материалов, затрат труда, рабочей силы, времени, т.е. решить вопросы палеоэкономики, связанные со строительством этого крупного фортификационного памятника.

 

РАСКОПКИ

– Когда начались стационарные археологические исследования этого объекта?

– В начале 1950-х гг. территория городища была передана в ведомство Министерства обороны СССР и закрыта для посещения. В настоящее время памятник расположен на территории Учебного центра Дербентского погранотряда УФПС ФСБ РФ, и доступ к нему ограничен. И все же в 1999 г. Дербентская археологическая экспедиция Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН с разрешения командования Особого Кавказского пограничного округа (ныне УФПС ФСБ РФ) провела рекогносцировочные работы на городище Торпах-кала, а в 2000 г. – начала на нем раскопки. В результате проведенных работ на памятнике были исследованы его стратиграфия, оборонительные сооружения, позволившие датировать городище V-VI вв. н.э. Большое значение имело обнаружение и исследование на территории городища поселения эпохи ранней бронзы, расположенного в восточном углу городища.

– Очевидно, при раскопках, как это обычно бывает, в большом количестве была найдена керамическая посуда. Что она собой представляет?

– Действительно, основной массовый материал, полученный в ходе раскопок оборонительных укреплений и разведочных раскопок на территории памятника, – это многочисленные фрагменты керамических сосудов. Керамика – очень информативный в историко-археологическом отношении материал, который позволяет решать многие важнейшие вопросы, в том числе хронологии и историко-культурной интерпретации памятников. Что интересно, абсолютное большинство найденных при раскопках Торпах-калы изделий характеризует так называемую сасанидскую керамику, образцы которой представлены как в сасанидских слоях Дербента и других памятниках Кавказа, так и на памятниках Ирана сасанидского времени. Сасанидская керамика резко отличается от местной (восточно-кавказской) керамики как по своим формам, так и технологическим характеристикам. Местная керамика представлена здесь в очень небольшом количестве – всего несколькими обломками, тогда как сасанидская посуда представлена многими сотнями фрагментов. И это приводит к определенным выводам.

– Каковы наиболее интересные научные результаты, полученные вами?

– Керамический комплекс памятника, а также индивидуальные находки позволили четко датировать городище Торпах-кала позднесасанидским временем (V-VI вв.), что подтверждает предложенную идентификацию его с «царским» городом Шахристан – Йездигерд. Согласно сирийской хронике, поход Йездигерда II в область Чор и сооружение здесь городища, названного в его честь, приходится на время после восьмого года его царствования, т.е. конец 440-х гг. Этим годом (т.е. 446/447 г.) датируется в хронике убийство им дочери (бывшей, согласно зороастрийским семейно-брачным нормам, его женой), и большого числа знатных и богатых из его подданных. Сооружение этого городища, расположенного южнее Дербентского дефиле, было целесообразно и стратегически осмысленно только с возведением укреплений в Дербенте (Чоре). Городище Торпах-кала могло играть стратегическую роль в обороне кавказской границы Ирана только вместе с сырцовыми укреплениями Дербента, сооруженными в правление Йездигерда II и перегородившими 3,5-километровый проход между морем и горами. Без последних мощные укрепления Торпах-калы можно было легко обойти – ширина приморской равнины в ее зоне составляет свыше 15 км.

– Чем все-таки было обусловлено возведение городища Торпах-кала?

– Возведение городища было обусловлено военной активизацией гуннов, а именно предпринятым ими в 441 г. крупным разорительным нашествием на закавказские и малоазиатские провинции Ирана и Византии и готовившимся знаменитым правителем Аттилой в 448 г. новым вторжением в пределы Ирана.

Вторжение 441 года было одной из причин заключения между Ктесифоном и Константинополем годичного перемирия, а затем и подписания в 442 г. долгосрочного мирного договора, который подтверждал обязательство Византии по выплате Ирану ежегодных партий золота на охрану кавказских проходов в объемах, оговоренных договором 424 г. и составлявших, очевидно, 500 литр (160 кг) золота ежегодно. Эти суммы пошли и на создание эшелонированной системы обороны на Восточном Кавказе – на сооружение длинной сырцовой стены и крепости в Дербентском проходе и расположенного южнее крупного опорного города-крепости Шахристан-Йездигерд (городище Торпах-кала). Важная роль в обороне отводилась не только персидским гарнизонам, расквартированным в Дербенте и Торпах-кале, а также дружинам албанских и армянских князей, но и, как представляется, ираноязычным маскутам, обитавшим в этой зоне и с которыми связываются крупный Паласа-сыртский и Кухмазкунтский курганные могильники IV-V вв., расположенные вблизи исследовавшегося городища.

 

ПАМЯТНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

– Муртазали Серажутдинович, расскажите о правовом положении белиджинского памятника.

– Этот памятник с середины 60-х годов XX века является памятником федерального значения. По новому законодательству (с 2002 года) все археологические объекты приобретают статус памятников федерального значения. К сведению, в настоящее время Министерством культуры РД ведется огромная работа по инвентаризации памятников, находящихся на территории Дагестана. Такая работа проведена по Торпах-кале. То есть определены состав памятника, территория, в чьем ведении, пользовании находится объект и т.д. И на этой основе Министерство культуры будет выдавать соответствующие документы, охранные обязательства, которые на себя будет брать пользователь памятника, и исключающие возможность его разрушения. У нас в республике за последние 10-15 лет выявлено почти 6 тысяч памятников, которые необходимо внести в реестр. Но для этого нужно еще провести колоссальную работу.

– Какова дальнейшая судьба памятника в смысле продолжения раскопок?

– До сих пор мы вели там работы при минимальных расходах, объемах, но с целью получить максимум исторической информации. Нам удалось определить основные археологические координаты объекта – время существования, историко-культурную принадлежность, провести идентификацию и определить значение памятника. Продолжение раскопок требует больших финансовых средств. В ближайшее время работы там не намечаются. Это связано и с новым законодательством, предусматривающим обоснование цели проведения крупномасштабных работ для получения дополнительной исторической информации. Это связано и с ограниченностью доступа на объект, который находится на территории воинской части. Я благодарен руководству Дербентского погранотряда и его учебному центру; пограничники нам оказывали всевозможную помощь – в налаживании экспедиционного быта, с питанием, проживанием, предоставлением солдат для помощи в раскопках и т.д.

– Применяются ли какие-то технические новации при проведении работ?

– Собственно на этом объекте работы велись традиционным методом. А в дальнейшем планируем проведение георадарного зондирования без раскопок.

– Широко известен рассказ Агаты Кристи «Проклятие египетской гробницы» о загадочных смертях в лагере английских археологов, раскопавших гробницу фараона и потревоживших его покой. А есть ли какая-то мистика, легенды и предания вокруг Торпах-калы?

– О мистическом ничего не слышал и при раскопках ничего такого потустороннего мы не почувствовали, хотя и представляли себе реальный облик этого древнего города. А вот легенды есть. Они зафиксированы исследователями, начиная с XVIII века. Согласно одной из них, для царя Джум-джума, резиденция которого была в Торпах-кале, еду готовили в Дербенте. А чтобы еда не остыла, слуги выстраивались на всем пути и быстро передавали емкости с пищей друг другу до места назначения. В этой легенде есть и рациональное историческое зерно. Дело в том, что и Дербент, и Торпах-кала возводились одновременно в 40-х годах V века и были связаны в один эшелонированный оборонительный комплекс. Если дербентские укрепления перегораживали проход между морем и горами в самом узком месте и представляли собой передовой форпост, то Торпах-кала находилась к югу на довольно широкой приморской равнине. Именно в Торпах-кале размещался базовый лагерь с основными войсками, которые при необходимости выдвигались к Дербенту.

Эдуард ЭМИРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы пригрозил бизнесменам жесткими мерами за несоблюдение ковидных ограничений

Глава Махачкалы Салман Дадаев сегодня, 18 января, встретился с представителями Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»....

Депутат горсобрания Махачкалы Джамал Кудаев провел прием граждан

Депутат городского собрания Махачкалы Джамал Кудаев накануне, 17 января, провел прием граждан по личным вопросам. К парламентарию за помощью...

Wink впечатляет: 1,2 млрд часов контента показал онлайн-кинотеатр в 2021 году

За 2021 год пользователи Wink в общей сложности смотрели художественные и анимационные фильмы, сериалы, документальные картины, концерты и другой...

В Театре поэзии в Махачкале откроется выставка к Году культурного наследия народов России

Выставка «Атрибут», приуроченная к Году культурного наследия народов России, откроется в Театр поэзии в Махачкале 19 января, в 19:00. Будут...

В центре инфекционных болезней в Махачкале проводят капремонт

Капитальный ремонт проводится в Республиканском центре инфекционных болезней в Махачкале. Как сообщается в сюжете РГВК «Дагестан», на стадии завершения находятся...

Парк «Россия – моя история» в Махачкале проведет день открытых дверей для студентов

Исторический парк «Россия – моя история» в Махачкале проведет 25 января день открытых дверей для студентов, сообщили в пресс-службе...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам