29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 №518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты», направленный на выявление собственников жилья и других построек или земельных наделов, которые ими пользовались, но не регистрировали до 31 января 1998 г.
Новый закон направлен на наведение порядка в сфере жилищных и земельных отношений. Споры возникают у людей по земле и объектам капитального строительства. Зачастую они связаны именно с тем, что по этим объектам нет сведений в ЕГРН. Очень важно, чтобы реестр был максимально полным, это касается не только жителей, но и органов власти. Права на такие ранее учтенные объекты недвижимости юридически являются действительными, но при отсутствии сведений о них в ЕГРН у собственника могут возникнуть проблемы. Имеющиеся на руках свидетельства о собственности могут быть утеряны или стать ветхими, и тогда доказывать свои права придется в суде, или недвижимость может быть признана бесхозяйным имуществом и передана кому-то еще.
Подать заявление на регистрацию собственности в ЕГРН правообладатели могут бесплатно, обратившись в любой офис МФЦ «Мои документы» или написав заявление в местную администрацию. Регистрация прав позволит жителям защитить свой участок или другой объект от мошенничества, сделает гражданина полноценным собственником недвижимости, а значит, даст возможность пользоваться всеми правами на него (продавать, дарить и оставлять в наследство).
Необходимую работу по наполнению ЕГРН проводят также внутригородские районные администрации г. Махачкалы. Органы местного самоуправления анализируют сведения в своих архивах, запрашивают информацию в налоговых органах, ПФР РФ, органах внутренних дел, ЗАГСах, у нотариусов и т.д.
Если человек решит самостоятельно подтвердить статус правообладателя в ЕГРН, ему нужно обратиться с имеющимися на руках документами в МФЦ или местную администрацию. Документами, которые свидетельствуют о наличии ранее возникших прав, являются: свидетельства о праве на наследство, договоры купли-продажи, дарения, мены, приватизации жилых помещений, распорядительные акты уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, решения суда, свидетельства о правах на землю, выданные в 1990-е годы и др. Госпошлина за регистрацию ранее возникших прав при этом не оплачивается, технические документы не прилагаются, потому что, как правило, сведения об объектах уже имеются в государственном реестре.
Сложнее будет зарегистрировать в Едином государственном реестре право на недвижимость, если у человека вообще нет на него документов. В таких случаях их восстановлением займутся муниципальные власти с помощью архивных сведений. В администрацию можно обратиться с заявлением либо сотрудники органов местного самоуправления сделают все самостоятельно. После установления законного правообладателя объекта в Росреестр будет подано заявление о внесении данных в ЕГРН. Затем собственнику будет направлено уведомление о постановке его недвижимости на учет.
Следует принять к сведению, что право собственности на недвижимое имущество подлежит госрегистрации и возникает именно с момента внесения соответствующей записи в госреестр и п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.