Механизм спасения «Метана»

В двадцатых числах декабря минувшего года с дорог столицы исчезли знаменитые и полюбившиеся горожанам «Метаны» – автобусы, которые охватывали собой почти все основные дорожные линии города. Чуть позже выяснилось, что организация, отвечавшая за данный вид транспорта, – ГУП «Махачкалинское пассажирское автотранспортное предприятие №2» (МПАТП) – объявила себя банкротом. Новость молниеносно разошлась по всем каналам, заставив понервничать как простое население Махачкалы, так и республиканских чиновников.

Сегодня нам сообщают, что «Метаны» уже к концу этой недели будут постепенно возвращаться на свои прежние рейсы. Планируется запустить махачкалинские автобусные маршруты «100» и «44 “а”». Ценой каких усилий дался этот процесс и кто теперь будет ответственным за обслуживание автотранспорта, если предыдущая организация обанкрочена, – в нашем материале ниже.

 

«НАРОДНЫЙ РЕЙС»

Мы побеседовали с руководителем МКУ «Управление промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Махачкалы» Мухтаром Маламагомедовым.

– На прошлой неделе в махачкалинских новостях «молнией» пролетела информация – обслуживавшее маршруты №100 и №44 предприятие прекращает свою деятельность в связи с банкротством. Все рейсы приостановлены. С чем было связано подобное решение? Кем инициировано? А главное, какие события предшествовали подобной инициативе?

– Прежде всего, хочу сегодня всех успокоить. Руководству республики удалось решить проблему. Автобусы передадут в аренду ООО «Каспийское АТП», которое также примет на работу весь водительский состав махачкалинского предприятия. Конечно, не все так просто: по словам руководства МПАТП-2 и водителей, практически весь транспорт нуждается в ремонте или в доукомплектации.

Как отметил исполняющий обязанности гендиректора Каспийского АТП Магомедгаджи Раджабов, на содержание и техническую подготовку транспортных средств, обеспечение работы принимаемых маршрутов, потребуются средства, по предварительном расчетам, в сумме порядка 8-10 млн рублей. Но и здесь будут приняты меры – премьер-министр Дагестана Абдулпатах Амирханов поручил в сжатые сроки провести расчет и представить обоснование суммы, которая будет выделена из республиканского бюджета для поддержки предприятия.

Что касается самого Автотранспортного предприятия ПАТП-2, то оно является государственным унитарным предприятием, подведомственным Минтрансу Республики Дагестан.

Данная организация обслуживала один муниципальный маршрут № 44 «а» «Автовокзал Северный – п. Редукторный» и один межмуниципальный маршрут №100 «Махачкала – Каспийск».

А предыстория такова, что в 2015 году за счет средств республиканского бюджета было закуплено и передано предприятию 60 автобусов повышенной вместимости НЕФАЗ (народное название – «Метан»).

В этом же году Администрацией г. Махачкалы был установлен муниципальный маршрут №44 «а», по которому и эксплуатировались данные автобусы.

Народное признание данные автобусы получили по причине социально ориентированного тарифа, который изначально составлял 10 рублей и в дальнейшем, за 7 лет был увеличен всего на 5 рублей.

 

Народное признание данные автобусы получили по причине социально ориентированного тарифа, который изначально составлял 10 рублей и в дальнейшем, за 7 лет был увеличен всего на 5 рублей.

 

В 2019 году по причине финансовой несостоятельности предприятия, ввиду образовавшейся кредиторской задолженности, ГУП был признан банкротом. В соответствии с законодательством было введено внешнее правление конкурсным управляющим.

Ввиду тяжелого финансового положения и невозможности своевременного технического обслуживания, 50 % парка подвижного состава оказалось технически непригодным к дальнейшей эксплуатации. На сегодняшний день из 60 автобусов всего 26 пригодны к эксплуатации; еще 6 подлежат основательному ремонту. Остальные транспортные средства являются непригодными к дальнейшей эксплуатации.

21 декабря 2021 г. ГУП «Махачкалинское пассажирское автотранспортное предприятие №2» (МПАТП) направило обращение в адрес управления как уполномоченного органа Администрации г. Махачкалы по организации пассажирских перевозок в городе о невозможности дальнейшего обслуживания муниципального маршрута №44 «а».

– С чем связано данное заявление?

– На сегодняшний день общая кредиторская задолженность предприятия составляет порядка 260 млн рублей. Основными же причинами, приведшими предприятие к банкротству, можно назвать целый ряд действий или бездействий: тут и неэффективность хозяйствования прежнего руководства предприятия, и отсутствие мер государственной поддержки, учитывая низкую рентабельность тарифа.

В итоге имеем то, что имеем. Однако в настоящее время по поручению Главы РД правительством республики рассматривается вопрос об оказании мер поддержки для обеспечения функционирования «народных маршрутов».

 

ВЗГЛЯД ОБЩЕСТВЕННИКОВ

На данную проблематику обратили свое внимание и члены Общественной палаты РД: Шамиль Хадулаев занимался координационными вопросами и участвовал в переговорах с руководством Дагестана и работниками обанкротившегося предприятия. Вот что он сообщает нашей редакции:

– Автобусы с дорог Махачкалы исчезли в двадцатых числах декабря. И при выяснении причин оказалось, что связано это с банкротством предприятия. Но сразу хочется отметить, что это банкротство было искусственным, потому что автотранспортное предприятие вполне спокойно и полноценно функционировало, просто его уничтожили, загнав в долги на сотни миллионов рублей. Это дело рук бывшего руководителя ГУПа, действующего совместно со своим адвокатом. Они взяли 160 миллионов из Минфина России и «поделили» эту сумму между собой. По крайней мере, именно так выглядит предварительная информация. К этой сумме добавились налоговые отчисления в 80 млн рублей. В итоге сумма в 240 миллионов оказалась неподъемной для автобусной организации. При проверках все комиссии приходят к выводу, что это искусственно созданные долги, направленные на обанкрочивание предприятия. Мало того, внутри самой организации все уничтожалось специально, не неся при этом никаких амортизационных расходов.

Две недели назад, в позапрошлый понедельник, узнав об этой проблеме, я связался с председателем Правительства РД Абдулпатахом Амирхановым. Я сообщил ему, что назрела такая проблема, что привело к снятию автобусов с махачкалинских рейсов. Также я подчеркнул, что автобусы необходимо сохранить, так как ими пользуется слой социально уязвимого населения. Низкая стоимость проезда в транспорте позволяет людям курсировать из Сепараторного поселка вплоть до Каспийска.

Хочу отметить реакцию премьер-министра – Абдулпатах Гаджиевич отреагировал тут же. Он пригласил меня буквально на следующее утро, чтобы я представил ему всю информацию по данному вопросу детально. Наш диалог состоялся во вторник, 28 декабря. Тогда же состоялось и заседание Координационного совета, проведенное совместно с представителями правительства во главе с заместителем руководителя администрации Арсланом Сайпулаевым и представителями коллектива автобусного предприятия – они же и озвучили ему все проблемы. Таким образом, информация была доведена до главы Правительства. Тот, в свою очередь, сообщил обо всем Сергею Меликову.

Сергей Алимович, узнав о том, что предприятие закрылось, отреагировал очень жестко. Также Глава республики выставил ультиматум о необходимости срочных кардинальных мер от правительства для восстановления движения автобусов по Махачкале. Меликов настоятельно призвал своих подчиненных найти механизм спасения предприятия.

– Информация о финансовых махинациях бывшего руководства организации подтверждена и доказана?

– Информация о специальном банкротстве предприятия уже проверена, она имеется, нам ее предоставили открыто. Сегодня, насколько я понимаю, уже заведено уголовное дело, ведется расследование. Но это уже отдельная тема, вопрос, который находится в компетенции правоохранительных органов. Хочу напомнить, что ГУП также имел 30 автомобилей «Рено Логан» – их фактически уничтожили, приведя в аварийное состояние, несмотря на очень маленький пробег.

– Также нам известно, что состоялась встреча с водителями общественного транспорта. Что они вам рассказали? Их уже успели сократить? Готовы ли они вновь приступить к работе? Какие требования они озвучивают сегодня?

– По этой причине мы выехали 5 января на разоренное предприятие для встречи и переговоров с коллективом. Удалось дополнительно осмотреть территории и вникнуть в проблемы автобусников. Также председатель правительства и министры внимательно выслушали работников коллектива. Хочу обратить внимание на тот факт, что часть территории оказалась неведомым образом продана некоторое время назад. Отмечу, что коллектив сохранен в прежнем составе. Это уже достижение. 60 человек готовы сотрудничать и продолжать свою деятельность в прежнем режиме. Главным же их требованием было сохранить территорию за организацией.

– Что предпринимается руководством? Вам известно, что ждет автобусное предприятие в ближайшее время? Что говорят на собраниях и заседаниях?

– Этим вопросом мы занимались в сотрудничестве с вице-премьером Батыром Эмеевым. В прошлую субботу у нас также состоялся разговор с министром транспорта, а также с руководителем каспийского предприятия. Таким образом, нам удалось найти механизм, позволяющий отладить работу автобусов с минимальным ущербом. И, несмотря на то, что сам ГУП объявлен банкротом, территория организации оставлена за государством, поэтому ее документально передают Каспийскому АТП. То есть руководство будет каспийским, но территориально автобусная база так и будет находиться в Махачкале по старому адресу на улице Дежнева, 1. Коллектив останется тот же самый. Автобусы в скором времени будут вновь выведены на линии – никто их больше не тронет. И самое главное – сотрудников снова пустят на территории. В последнее время работники ГУПа столкнулись с тем, что им стали препятствовать посещать место работы после сокращений и череды увольнений.

Конечно, сегодня технику необходимо подготовить к рейсам. Так как автобусы долгое время стояли без работы, аккумуляторы сели; надо заполнить антифризом, где-то смазать детали маслом. Но дана команда, чтобы в течение этой недели вся подготовительная работа была окончена.

Также необходимо выяснить количество автобусов, которые реально работают. Речь идет о той технике, которую можно отладить и пустить на линии без вложения больших денежных средств. Таком образом, по предварительным данным, предполагается запустить по Махачкале порядка тридцати автобусов.

Дальше подразумевается поддержка правительства республики. Уже сегодня Абдулпатах Гаджиевич обещал помочь с выделением средств на то, чтобы запустить эти машины. Речь идет о сумме порядка 8-10 млн рублей. Конечно, работникам предстоит большая работа по закупке необходимого оборудования, материалов и так далее (вплоть до антифриза и масел). Это обусловлено необходимостью и тем аварийным состоянием, до которого доведена вся махачкалинская техника. Потому что вместо антифриза заливалась обыкновенная вода, никаких расходов и капитальных ремонтных работ по автобусам не проводилось. Конечно, такое отношение к технике и привело к печальному и упадочному ее состоянию.

Так что в ближайшее время деньги будут выделены, будет оказана посильная помощь от правительства республики. Более того, председатель правительства обратился с предложением к руководителю Каспийского АТП Магомедгаджи Раджабову назначить одного из мастеров Махачкалинского автобусного ГУПа – Ислама Баркалова заместителем данного предприятия. Этот человек знает ситуацию, понимает проблемы. Он сам чинил эти автомашины, готовил смету на ремонт буквально каждого автобуса. По крайней мере, в ближайшее время будут запущены два основных маршрута – 44-й и 100-й. Да и в принципе само предприятие при должном и ответственном отношении весьма быстро можно поставить на ноги.

Отдельный разговор шел о землях, которые были отторгнуты от предприятия – а это 1,1 гектара земли. Из 2,5 га осталось 1,4 га. Эти схемы будут проверяться. Четкий расклад по ним дал министр по земельным и имущественным отношениям Заур Эминов. На встрече присутствовал и министр транспорта и дорожного хозяйства РД Ширухан Гаджимурадов – он сообщил о том, что им было предпринято в свое время по поводу данного хищения. Также участие в заседании приняли представители махачкалинской администрации, налоговики и работники Каспийского АТП.

Регина ГАДЖИБАЛАЕВА

Предыдущая статьяКофе в «Папахе»
Следующая статьяТри года благоустройства

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В сквере депутатов в Махачкале прошла акция по посадке деревьев

Акция по посадке деревьев состоялась сегодня, 25 января, в махачкалинском сквере депутатов по улице Магомедтагирова. Мероприятие организовали депутаты Кировского районного...

В Махачкале продолжаются рейды по соблюдению масочного режима в общественном транспорте

В Махачкале продолжаются профилактические рейды, направленные на соблюдение масочного режима пассажирами и водителями общественного транспорта. Накануне рейдовые мероприятия прошли на...

Назначен новый глава комитета по спорту, туризму и делам молодежи Махачкалы

Назначен новый председатель комитета по спорту, туризму и делам молодежи администрации Махачкалы. По информации «МИ», должность занял директор МБУ...

Представители общепита Махачкалы обязались не нарушать режим QR-кодов

Представители кафе и ресторанов Махачкалы обязались не нарушать действующие в республике ковидные ограничения и требовать с посетителей предъявления QR-кода...

В Махачкале организуют выставку «Наивные художники Дагестана»

Выставка «Наивные художники Дагестана» пройдет с 3 февраля по 2 марта в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой...

Управление образования Махачкалы возглавил Марат Ибрагимов

Назначен новый начальник управления образования администрации Махачкалы, им стал председатель городского комитета по спорту, туризму и делам молодежи Марат...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам