Махачкала – это столица самой крупной северокавказской республики. Здесь жизнь буквально кипит. Более того, урбанизация приводит к разрастанию города, постепенному слиянию с пригородными поселками и Каспийском. Ну и кроме прочего, многие жители других городов Дагестана ежедневно стремятся в столицу на работу и обратно.
Такой многофакторный процесс закономерно увеличил поток машин, активность на дорогах и, как следствие, спровоцировал образование пробок. Однако эксперты ищут пути выхода из данной ситуации – в столице началось внедрение интеллектуальной транспортной системы, одним из элементов которой являются «умные» светофоры. О том, как она работает, нам рассказал Даниил Хазов – коммерческий директор ГК «Урбантех».
– Что такое «умные» светофоры? Чем новая система кардинально отличается от предыдущего поколения?
– В рамках внедрения ИТС мы модернизируем светофорные объекты (СО) для их работы в автономном режиме и удаленной координации трафика.
«Умные» светофоры используют алгоритмы адаптивного управления – это значит, что режимы сигналов СО подстраиваются под реальную загрузку трафика. Например, при образовании пробки на одной из центральных улиц фаза зеленого сигнала может включаться чаще и длиться дольше.
Более того, «умные» светофоры подключены к нейросети, которая позволяет выявлять инциденты на дорогах города, ведёт архив событий, мониторит параметры транспортного потока и предоставляет аналитику по зафиксированным событиям.
– Каков бюджет – сколько было выделено средств, по какой программе реализовалась кампания, будет ли у нее продолжение?
– На внедрение интеллектуальной транспортной системы в Махачкалинской городской агломерации выделено более 300 млн рублей. Это федеральная субсидия в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Что касается продолжения, то всегда есть потенциал для развития и дальнейших изменений.
Мы уже проанализировали ситуацию и выявили несколько проблемных участков в городе, которые напрямую влияют на трафик и количество пробок.
Например, круговой перекресток на пересечении проспектов Петра I, Насрутдинова и улицы Хаджи Булача. Если здесь поставить светофор, ситуация кардинально изменится, трафик будет организован и проспект Петра I поедет.
Или «стихийный» разворот на перекрестке проспекта Петра I и улицы Мухтара Азизова. Он полностью блокирует движение на перекрестке и создает аварийные ситуации. Тут достаточно изменить организацию дорожного движения, разрешить разворот безопасно, под «стрелочку».
Мы уже представили план по улучшению ситуации в Махачкалинской городской агломерации, получили предварительное одобрение Правительства республики и готовим детальное предложение по дальнейшей реализации.
КОПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
– Где расположились новые светофоры?
– Согласно контракту, рассчитанному до октября 2023 года, в Махачкале будет модернизировано 48 светофорных объектов. «Умные» светофоры займут свое место на основных транспортных артериях города: проспектах Петра I и Расула Гамзатова и улицах Коркмасова и Ярагского.
На проспекте Петра I уже в полную мощность работают 10 светофорных объектов в режиме «зеленой волны». Это означает поочередное включение разрешающих сигналов в соответствии с направлением движения из окраины в центр и обратно и временем суток. Таким образом, мы помогаем разгрузить самые пробочные улицы города в часы пик и сократить время в пути.
«Умные» светофоры займут свое место на основных транспортных артериях города: проспектах Петра I и Расула Гамзатова и улицах Коркмасова и Ярагского.
География проекта расширяется. К примеру, на прошлой неделе благодаря заранее проведенному анализу дорожно-транспортной обстановки на пересечении улицы Ярагского и проспекта Гамзатова, сотрудникам ГК «Урбантех» удалось оперативно перенастроить режим работы светофора и разрешить транспортный коллапс в течение 15 минут.
Этот светофор так же, как и 5 других на проспекте Расула Гамзатова, в скором времени начнет работать в режиме «зеленой волны».
– На ваш экспертный взгляд, могут ли они радикально улучшить обстановку и ситуацию на дорогах? Как сейчас обстоит дело на махачкалинских дорогах?
– Чтобы радикально что-то изменить, необходимо подходить к решению вопроса со всех сторон, то есть комплексно. И, безусловно, это вопрос не одного дня. Я считаю, что внедрение ИТС помогает улучшить дорожно-транспортную инфраструктуру города и ситуацию на дорогах. В разрезе Махачкалы важно повысить безопасность дорожного движения, снизить аварийность и обеспечить должный уровень комфорта и сервиса для пассажиров общественного транспорта.
Согласно статистике, за 2021 год зафиксировано более 300 летальных случаев и порядка 2 000 пострадавших (водители, пассажиры и пешеходы) на дорогах. Что касается ДТП, то количество постепенно снижается, и мы намерены сохранить эту тенденцию: например, в 2021 году зафиксировано 1384, что на 4% меньше, чем в 2020 году.
Но, повторюсь, важно подходить к решению проблем комплексно. Для ощутимого эффекта от внедрения ИТС необходимо в первую очередь грамотно эксплуатировать систему. Без надлежащего управления эта система не покажет свой максимум, и будет крайне сложно оценить ее эффективность.
Более того, важно расширить географию проекта и подключить к единой системе координированного управления светофорными объектами как можно больше улиц города. При таком подходе станет возможно в режиме реального времени перенаправлять потоки с загруженных улиц на более свободные и оперативно реагировать на аварийные ситуации.
В дополнение к комплексу мер необходимо проанализировать и актуализировать схему организации дорожного движения. Насколько мне известно, она не менялась и не модернизировалась уже очень давно. Количество жителей растет год от года так же, как и количество личных автомобилей. Согласно исследованию Автостата, в Дагестане прирост личных автомобилей составил, вдумайтесь, +260% в 2021 году по отношению к 2020-му. Необходимо обновить старую разметку, нарисовать новую, соответствующую реальному трафику, возможно, где-то дополнительно выделить полосы для поворотов, полосы для разгона и торможения и, безусловно, нанести разметку для парковки автомобилей.
ОПЫТ ДРУГИХ ГОРОДОВ
– Каков опыт внедрения системы в других городах?
– Многие города России уже внедряют элементы ИТС и добиваются заметных результатов. Например, Московская область. В итоге за последние пять лет в МО количество ДТП снизилось на 33%, количество погибших – на 34%, а количество пострадавших на – 35%. За этот период сохранено более 1400 человеческих жизней.
Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ провел исследование влияния камер фото-, видеофиксации (ФВФ) на безопасность дорожного движения. По данным исследования, в местах установки комплексов фото-, видеофиксации аварийность снижается в два раза, а число погибших в летний и зимний период – на 70%.
Ученые также рассмотрели метод контроля средней скорости на участках дорог и его влияние на безопасность дорожного движения: в местах установки камер контроля средней скорости на федеральных дорогах количество столкновений транспортных средств снижается до 13 раз больше по сравнению с участками, не оснащенными камерами. Количество погибших на участках средней скорости в летний период сокращается в 4,5 раза.
«МВС Груп», входящая в ГК «Урбантех», реализовала масштабный проект по оптимизации дорожного движения в г. Щелково и г. Фрязино в рамках инициативы губернатора Подмосковья «Долой глупые пробки». Водители ежедневно тратили 40–50 минут на проезд центрального участка протяженностью 4 км в городе Щелково. После анализа транспортной ситуации были перенастроены режимы работы светофоров на 21 перекрестке, внедрены адаптивные программы работы светофоров в зависимости от дня недели и времени суток. Часть светофоров оборудована дополнительными поворотными секциями, на нескольких пешеходных переходах установлены кнопки вызова пешеходной фазы. Установлены модули и подсистемы ИТС (детекторы трафика, камеры телеобзора).
Результаты оказались ошеломляющими: на 40% сократилось время проезда через город; на 25% – увеличилась средняя скорость движения при 10%-м увеличении интенсивности движения. Также зафиксировано максимально одноминутное отставание общественного транспорта от графика. Более пятисот положительных отзывов от жителей выведено статистически, в результате опросов. А это говорит только об одном – такой положительный опыт необходимо внедрять в Махачкале.
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА