Без помощи городских властей нам не жить

13 февраля 1973 года, ровно 49 лет назад, в Махачкале был пущен первый трллейбус. За рулем – водитель Галина Родина. Маршрут №1 соединял две конечные остановки – Школу механизации и автостанцию.

Через год был открыт маршрут №2, затем №3. Так началась в городе эпоха электротранспорта. В середине 1980-х годов в депо было уже 125 троллейбусов, в коллективе – 672 человека: администрация, водители, работники производственной базы. На линию выходили 75-80 машин по 11 маршрутам.

Сегодня многое изменилось в нашей жизни, на улицах столицы обилие вездесущих маршруток, изредка курсируют автобусы, еще реже – величавые спокойные троллейбусы.

Что случилось? Почему сократилось их количество? Какие времена переживает МУП «Махачкалинское троллейбусное управление»?

Об этом наш разговор с главным инженером предприятия Фузуллу Фузуллаевым.

Справка «МИ»: Фузуллу Фузуллаев – заслуженный работник транспорта РД, награжден Почетной грамотой Министерства транспорта России. В депо пришел в 1973 году слесарем по ремонту подвижного состава, работал водителем, начальником колонны, начальником депо.

Окончил Московский жилищно-коммунальный техникум по специальности «эксплуатация и ремонт городского электрического транспорта».

 

ТРОЛЛЕЙБУСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

– 1990-е годы прошлого столетия были сложными для всей страны, в том числе и для нашего предприятия, – рассказывает Фузуллу Курбанович, – вначале мы входили в систему Министерства ЖКХ РД, затем нас перевели в Министерство транспорта РД, потом стали структурой администрации города – МУПом.

Дело в том, что в начале 2000-х годов вышел Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому городской пассажирский транспорт должен находиться в ведении муниципалитетов.

Мы сегодня единственный вид транспорта, принадлежащий городу. Подчиняемся непосредственно Управлению промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства.

– Сколько сегодня троллейбусных маршрутов в городе, хватает ли водителей?

– Всего 5 маршрутов. №3 и №12 ходят по линии Махачкала-Каспийск, три непосредственно в городе.

Самая большая проблема сегодня – нехватка водителей, их у нас всего 41 человек. Последние годы наши водители уезжают в Москву, причем семьями. Причина простая – в столице они зарабатывают до 140 тысяч рублей, у нас где-то до 30.

При управлении есть свой учебный центр, где мы сами готовим водителей. Учеба длится 6 месяцев, стипендию мы не выплачиваем, поэтому мало желающих жить полгода без зарплаты.

Сейчас как раз набираем группу, записалось 7 человек, еще нужно где-то 8-9. Тогда с 1 марта начнем обучение.

 

ЭКОЛОГИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ

– А что сегодня с самими троллейбусами? Когда вы их получали в последний раз?

– Последний раз мы получили 4 единицы транспорта в декабре 2017 года. Сегодня у нас 41 троллейбус, на 3 мы подали документы на списание. Это троллейбусы, проработавшие 20 и более лет.

По закону мы не имеем права эксплуатировать транспорт более 12 лет. Конечно, давно пора обновить парк, для этого необходимо приобрести еще 20 троллейбусов.

3 года мы подаем заявки на новый транспорт. Точнее, на основании наших просьб, Минтранс РД совместно с муниципалитетом дают заявку на новый подвижной состав в Минтранс России. Но пока до Махачкалы очередь не доходит.

Было бы здорово, если бы город приобрел новые троллейбусы, этот транспорт чистый, экологичный, к тому же один троллейбус вмещает столько пассажиров, сколько 9 маршруток.

– Наверно, нет смысла говорить о рентабельности пассажирских перевозок…

– Пассажирский транспорт вообще планово-убыточный, не только у нас, но и во всем мире. Велики затраты на обслуживание троллейбусов: это контактная сеть, подстанции и многое другое.

Проезд стоит 15 рублей, фактическая цена – 27. Наши затраты дотируются из городского бюджета, без поддержки столичных властей нам не жить.

Махачкала развивается, хорошеет с каждым днем, ее жители достойны того, чтобы их обслуживал современный чистый экологичный транспорт.

Кстати, последние 4 полученных нами троллейбуса могут некоторое время работать без контактной сети. Это бывает необходимо, если где-то пробка или обрыв на линии. Затраты на содержание таких троллейбусов меньше, чем на обычные. Сегодня из-за обилия маршруток нашим водителям сложно припарковаться на остановке, приходится останавливаться ближе или дальше, чем положено.

Я считаю, что нужно развивать все виды транспорта, но в разумных пределах и пропорциях. Маршрутки и автобусы, работающие на неэкологичном топливе и загрязняющие воздух, должны больше курсировать за городом, а троллейбусы – в центре.

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БАЗА

– Что представляет собой производственная база троллейбусного парка? На сколько единиц транспорта она рассчитана?

– Наша производственная база рассчитана на 100 единиц транспорта. Обслуживание и ремонт осуществляются на нескольких площадках. Имеется 7 смотровых канав, из них 3 – для ежедневного осмотра и ремонта. Есть специальный цех, куда мы загоняем троллейбусы на планово-предупредительный ремонт, где комплексная бригада, состоящая из электриков, слесарей, сварщиков, в течение 2-5 дней проводит полный ремонт машины.

У нас хороший токарный участок, где мы вытачиваем детали, которые не можем приобрести; электроцех; агрегатный участок. В общем, все, что нужно для ремонта и обслуживания транспорта, у нас имеется.

Думаю, в нашем управлении самые хорошие условия в городе среди транспортных предприятий для этих целей.

– Что делается для безопасности перевозок пассажиров? Как изменилась работа в условиях пандемии?

– Наша первейшая задача – обеспечить безопасность при перевозке пассажиров, другого не дано. Каждый троллейбус проходит ежедневный осмотр: проверяются рулевое управление, пневматическое, тормозная система, состояние кузова. Мы работаем без выходных – и в субботу, и в воскресенье.

Что касается пандемии, эта ситуация усложнила нашу работу. Чтобы посадить людей через одного, как того требует Роспотребнадзор, пришлось снимать скамейки в салоне. Из-за этого уменьшилась наполняемость.

Много работников ушло на самоизоляцию, особенно те, кому больше 65 лет.

Наши доходы сократились, такое положение сохранялось весь 2020 год. Мы контролируем, чтобы все сотрудники прошли вакцинацию. И здесь сложности: 5-6 человек упорно не хотят вакцинироваться. Мы их на линию не выпускаем, и это при такой нехватке людей!

Троллейбусы обрабатываем специальными средствами, водителей снабжаем масками, чтобы они могли их менять каждые 3 часа.

– Как Вы думаете, нужны ли городу дополнительные маршруты?

Думаю, еще два маршрута городу бы не помешали. Первый можно проложить от магазина «1000 мелочей» через Степной поселок до проспекта Насрудинова.

Второй – по проспекту А. Султана до Южной автостанции. Надеюсь, со временем мы решим эти задачи, для горожан это будет очень удобно.

А за нами дело не станет: мы поднимем культуру обслуживания пассажиров, создадим для них все удобства. У нас очень работоспособный коллектив и большое желание работать. Все у нас получится.

Наталья БУЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале восстанавливают разрушения на улице Каммаева

6 марта коммунальщиками города Махачкалы были начаты работы по восстановлению разрушения деформационного шва на путепроводе на улице Каммаева. Об...

В Дагестане заработает региональный аналог программы «Время героев»

Сегодня об этом сообщил глава Дагестана в ходе совещания по актуальным вопросам. Планируется, что региональный аналог будет проводиться в соответствии...

Дагестан становится одним из ведущих пунктов транскаспийских веток МТК «Север – Юг»

В Санкт-Петербурге продолжает работу Международный муниципальный форум стран БРИКС+. Одной из первых во второй день форума глава Минэкономразвития РД Гаджи...

В Дагестане идет подготовка к празднованию Международного женского дня

С 1 по 10 марта в республике Дагестане планируется проведение более 500 мероприятий и акций, приуроченных к празднованию Международного...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы рассказал о работах по повышению надёжности электроснабжения горожан

Сегодня Глава республики Дагестан Сергей Меликов провел совещание по актуальным вопросам. С докладом на совещании выступил мэр Махачкалы Юсуп...

В Дагестане наблюдается рост случаев гриппа и ОРВИ

По сообщения Роспотребнадзора Республики Дагестан, на прошлой неделе в регионе отметился небольшой рост случаев гриппа и острых респираторных вирусных...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам