Пробки исчезнут, когда появятся парковки

Возвращаясь к дискуссии о том, нужно ли сужать или расширять проезжую часть на махачкалинских улицах, хочу показать (на фото) достаточно широкую московскую улицу 100 лет назад. Как видно на снимке, пробки на столичных улицах отмечались уже давно и происходило это не по причине недостаточной ширины проезжей части. О главной причине образования данной конкретной пробки и вообще транспортных заторов как таковых мы недавно беседовали с коллегой во время прогулки по одной из самых оживленных и одновременно самых застроенных магистралей города – улице Магомеда Ярагского. В ходе этой беседы я был вынужден раскритиковать мэрию города. Ну, или не совсем ее…

 

ПОЧЕМУ ОБРАЗУЮТСЯ ПРОБКИ?

Присмотревшись, мы увидим на данной фотографии десятки сгрудившихся телег. Не карет, а именно груженых телег! Это не праздные горожане фланируют в экипажах по бульвару, а крестьяне и купчишки везут на подводах свой различный товар. А куда везут? Естественно, к неким коммерческим объектам: рынкам, гастрономам, скобяным лавкам, харчевням. Там этот товар они сдадут, и им будут торговать либо с его использованием оказывать различные услуги.

Если продолжить мысль, то мы соответственно придем к выводу, что эта картинка демонстрирует не только истоки зарождения заторов на городских улицах, но и главную причину их появления. Пробки, как известно, образуются из-за плотного автомобильного трафика, а сам трафик в городе в основном формируется деловой активностью. Сперва бизнес привозит товар, затем клиент его забирает или потребляет. О чем это нам говорит? Хочешь уменьшить автомобильный трафик на улице – уменьшай вдоль нее деловую активность.

Звучит просто, но как реализовать? Вышагивая с коллегой все по той же улице Ярагского, услышал от него расхожую мысль: «Этому городу помогут только бомбежки». Таким образом он сформулировал бытующее мнение о том, что избавить Махачкалу от повсеместно облепившей ее улицы коммерческой застройки, в том числе в виде разнообразных пристроек, надстроек, подкопов и переоформления квартир на первых этажах в нежилые помещения, никак иначе попросту невозможно.

С учетом того, что отмечаемая всеми гостями нашей столицы коммерческая вакханалия длится на протяжении последних трех десятилетий, с ним невольно хочется согласиться. Но иной выход есть и весьма простой. В отличие от бомбежек, этот вариант не такой жестокий, однако тоже требующий жесткости, принципиальности и решительности. Выслушав меня, коллега не смог возразить. И здесь мы подходим к той самой анонсированной мною выше критике в адрес мэрии города. Ну, или не совсем в ее…

 

КРИТИКА В АДРЕС ЧИНОВНИКОВ

Решение проблемы с лезущей из всех еще незастроенных щелей коммерческой недвижимостью в Махачкале еще более простое, чем в случае с незаконным многоэтажным строительством, однако завязано оно на политической позиции все тех же самых чиновников. Причем не в одной мэрии.

Напомню, еще с весны 2019 года Салман Дадаев, которого я как бы сейчас критикую, озвучивал вопрос о необходимости сноса всех незаконно возведенных в городе многоквартирных домов. Но всякий раз натыкался на позицию вышестоящих коллег, говоривших о том, что такое решение недопустимо, так как может спровоцировать мощный социальный протест обездоленных покупателей незаконных квартир.

Вместо массового сноса незаконных многоэтажек еще в 2018 году по инициативе руководства республики Правительством РФ была запущена работа по приведению их в нормативное состояние. Для этого была создана межведомственная комиссия, приезжали эксперты, изучали здания и постановили, что практически все они пригодны для жизни. Это и остановило тогда массовый снос жилых многоэтажек, который по факту является единственным методом приведения в порядок перегруженной городской инфраструктуры.

 

А ТЕПЕРЬ КРИТИКА

Теперь перейдем, собственно, к критике мэрии (или вовсе не мэрии) по теме коммерческой застройки, которую можно полностью остановить, всего лишь потребовав от наших предпринимателей то, что давно требуют в той же Москве: чтобы количество собственных (!) парковочных мест коммерческого объекта соответствовало его площади либо пропускной способности по числу посетителей.

Каждый из нас, наверное, понимает, что если завтра жестко потребовать соблюдения такого условия от наших махачкалинских предпринимателей, поставив их перед фактом, что в противном случае все их объекты будут закрыты и опечатаны, то им либо придется действительно закрыться, либо начать перестраивать свои объекты. К примеру, отдав первый этаж того же «Второго рынка» под парковки и освободив таким образом улицы вокруг него от хаотичной парковки, бороться с которой иначе практически бессмысленно.

И здесь мы вновь возвращаемся к вопросу о деловой активности. Чтобы понять, как вообще образуются пробки, достаточно понаблюдать за движением в городе. Утром поток людей на работу, вечером обратно. Но кто все эти люди и где они работают в эпоху, когда бюджетники – это практически одни учителя и врачи? Это владельцы и работники тех самых многочисленных коммерческих объектов, которыми так густо усеяны улицы нашего города.

Не буду здесь пересказывать одну из урбанистских теорий о том, что коммерческая активность в современном городе должна максимально выноситься за пределы спальных кварталов путем создания промышленных и коммерческих зон, где можно обеспечить все необходимые технические, пожарные и прочие условия. Об этом как-нибудь расскажу в одной из следующих публикаций.

В этом тексте остановлюсь лишь на том, что, снижая на улице деловую активность, мы автоматически снижаем людской трафик, что следом влечет сокращение и автомобильного трафика. Если на улице Толстого не будет вереницы магазинов и кафе, то в них никто не будет ходить, в том числе не будет и приезжать. Желающие же продолжить работу коммерсанты должны будут пересмотреть подход к бизнесу. Или создавая подземные парковки, или меняя свою локацию.

Здесь, конечно, мне могут возразить многочисленные критики, приводя доводы о том, что это задушит и без того слабый наш бизнес в условиях международных санкций. Возможно, но нельзя отрицать и то, что себестоимость квадратного метра любого помещения в нашей республике ввиду ряда объективных и субъективных факторов значительно ниже, чем во многих других регионах страны, даже при равнозначной стоимости на землю под ней. От того и кинулись все кому не лень в строительный бизнес в нашей республике!

Да, нелегко. Да, будет много критики, гнева и даже проклятий. Но мы все должны подумать и принять для себя решение. Либо город будет и дальше задыхаться от нарастающего уплотнения, когда под коммерцию начнут переводить уже не только первые или вторые, но и пятые и десятые этажи в пока еще жилых многоэтажках, либо все вместе сплотимся и воплотим болезненное, но единственно возможное решение о приведении коммерции в цивилизованный вид.

И все! Пробок больше не будет. Но для того, чтобы воплотить такое революционное решение, нужна политическая воля. Когда будут не цепляться за малейший косяк в ходе реконструкции улицы Коркмасова, а твердо сверху скажут: «что бы кто ни говорил – делай, а мы тебя железно поддержим!». Если такое прозвучит и будет не просто сказано на словах, но и подкреплено делом, то можно будет приступить к приведению города в порядок.

Да, нужно будет разработать план нового коммерческого квартала и приступить к поэтапному переводу туда «крупногабаритной коммерции», парковок для которой создать в старых районах города уже физически не получится. Да, на это уйдет не один год и процесс будет тоже нелегким. Но это точно лучше бомбежек или бесконечной ненависти друг к другу в вереницах с каждым годом нарастающих пробок.

Кого я в итоге критикую в этой статье? Решайте сами. Пока же мы имеем то, что имеем. Пробивая новый облик той же улицы Коркмасова как тропинку в опасных и непредсказуемых джунглях нашего менталитета и политических реалий. Хотя первые шаги в этом направлении уже сделаны и предприняло их то самое ведомство, которое должно надзирать за соблюдением законов и прав человека. В том числе права и на комфортное проживание в городе.

 

ИНИЦИАТИВА ПРОКУРАТУРЫ

Проблемой отсутствия парковок занялась прокуратура. По настоянию ее махачкалинского подразделения городское Собрание депутатов приняло Решение от «31» марта 2022 г. № 19-1д «О внесении изменений в решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 26.05.2016 № 9-5 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

Документ с длинным и сложным к пониманию названием дополнили лаконичной статьей 33.1 «Требования к расчету парковочных мест». К данной статье приложена четкая таблица расчета количества парковочных мест исходя из функционала строения и его площади. И все вроде бы хорошо, прокуратура добилась справедливости в сфере урбанистики. Вопрос только в том, насколько мы все готовы неукоснительно ее требования соблюдать? Для некоторых из нас эти требования могут оказаться непосильными.

Тамерлан МАГОМЕДОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошел концерт, посвящённый Международному женскому дню

Сегодня в Доме дружбы в Махачкале прошел концерт, организованный Администрацией города и посвященный Международному женскому дню, а также Году...

В Дагестане наградили отличившихся женщин

6 марта в Доме Дружбы прошла церемония награждения отличившихся дагестанок государственными наградами. Открывая мероприятие, Глава Республики Дагестан С.А. Меликов,...

С Международным женским днем 8 Марта!

Дорогие женщины! Сердечно поздравляю вас с первым весенним праздником – Международным женским днем 8 Марта! Этот один из самых любимых...

Юсуп Умавов выступил с докладом о работах по повышению надежности электроснабжения жителей столицы

Во вторник, 5 марта, Глава Республики Дагестан Сергей Меликов провел совещание по актуальным вопросам. С докладом на мероприятии выступил...
spot_imgspot_img

Внимание, голосование!

15–17 марта жители Дагестана cмогут принять участие в голосовании за объекты благоустройства по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды»!...

В Махачкале начат ремонт моста на улице Каммаева

При плановом объезде улично-дорожной сети специалистами УЖКХ был выявлен факт разрушения деформационного шва на путепроводе на ул. Каммаева. Столичными коммунальщиками...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам