Бороться нужно с причинами

Состояние любых инженерных сетей в Дагестане оставляет желать лучшего, отсюда и нежелание тех, кто изначально приобрел эти сети, вкладываться в них. С другой стороны, те, кто должен был принять их на баланс, понимали, что это чревато немалыми затратами на замену, ремонт, приведение в соответствие с техрегламентом, отсюда и нежелание изначально брать на баланс такие сети.

На самом же деле, законодательство Российской Федерации четко закрепляет обслуживание всех сетей, в том числе и бесхозяйных, за организациями, извлекающими прибыль с поставки потребителям. Даже если сети присоединены к объектам, которые не имеют собственника, либо собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался.

По закону муниципалитеты обязаны выявлять, оформлять и брать на баланс бесхозяйные сети с последующей передачей их ресурсоснабжающим организациям (РСО). Но в последнее время наблюдается попытка надеть эту проблему на голову одним только муниципалитетам. Дескать, во всем виноваты только они и все исправлять должны сами. Хотя, несмотря на законодательство, в этом вопросе не все так очевидно.

 

ПО ЗАКОНУ

Принятие на учет бесхозяйной недвижимости (в том числе сетей) производится по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится. А спустя год после постановки на учет уполномоченный орган может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на объект. Таким образом, оформление в собственность муниципалитета бесхозяйных газопроводов занимает около 2 лет.

За этот срок орган местного самоуправления обязан:

– обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики;

– провести проверку наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта;

– обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта;

– обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта;

После чего муниципалитет обязан передать бесхозяйные сети под эксплуатационную ответственность РСО. Однако на практике эта непростая процедура оказывается порой практически невыполнима.

 

ПОЧЕМУ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАЮТ ОДНИ, А РЕШАЮТ ИХ ДРУГИE?

Для того чтобы понять хитросплетения вокруг бесхозяйных сетей, разберемся, откуда вообще появляются бесхозяйные сети.

 

ТИПИЧНЫЙ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРИМЕР

Подключение многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения для предоставления коммунальных услуг – одно из условий для ввода его в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ). Чтобы подключить дом к сетям, застройщик должен: получить у ресурсоснабжающих организаций технические условия. А для этого составить проект присоединения внутридомовых систем к внешним сетям и реализовать его во время строительства МКД.

Как отмечают эксперты, законодательством не предусмотрена обязанность застройщика передать возведенные сети органу местного самоуправления для их последующего закрепления за поставщиком коммунального ресурса. При этом муниципалитеты не заинтересованы в том, чтобы брать их на собственный баланс. Так сети остаются бесхозяйными.

При этом управляющие компании не несут ответственности за эксплуатацию инженерных сетей за границей балансовой принадлежности. Вопрос ответственности за инженерные коммуникации МКД сводится к определению границы балансовой принадлежности между внутридомовыми инженерными сетями (ВДИС) и внешними сетями, за которые УК/ТСЖ ответственности не несут. То есть налицо законодательная недоработка, ликвидация которой позволила бы существенно снизить вероятность появления бесхозяйных сетей.

 

ДАГЕСТАНСКИЙ ПРИМЕР

Из-за активной урбанизации новые кварталы городов появлялись раньше, чем город составлял архитектурный план их развития. По мере заселения той или иной улицы, а то и на стадии застройки владельцы участков начинают активно протягивать инженерные коммуникации как с помощью ресурсоснабжающих организаций, так и с помощью сторонних подрядчиков.

И в том, и в другом случае никаких документов, разрешений, схем размещения не составляется. Сети, не успев появиться, уже являются бесхозяйными по самому факту своего стихийного возведения. В этом стихийном процессе обычно обвиняют муниципалитеты, которые пустили вопросы градостроительства на самотек. И эти обвинения обоснованы, особенно по части городов. Однако требовать от администрации той же Махачкалы в одночасье переломить ситуацию, сложившуюся за три десятка лет, неправильно.

Несмотря на попытки самых упертых дельцов протащить под видом ИЖС хотя бы небольшой, но многоквартирный дом, хаотичная застройка в столице за последние три года практически пресечена. При этом в отношении ранее выданных решений о выделении земли и разрешений на строительство мэрии приходится индивидуально подавать иски. А выявляются они лишь по мере того, как очередной обладатель подобных бумаг начинает что-то строить.

 

В УСЛОВИЯХ НЕОЧЕВИДНОСТИ

Появились и новые тенденции, которые при отсутствии должного реагирования на региональном и федеральном уровне сделают работу с бесхозяйными сетями вечной. Не секрет, что большинство сетей в Дагестане давно уже в удручающем состоянии. Но с некоторых пор ресурсоснабжающие организации изловчились отказываться от своих собственных проблемных участков сетей, чтобы не нести за них ответственность.

Яркий пример – газовики, которые, по неподверженной пока информации, пытаются отказаться от участка собственной магистрали, проходящего по проспекту Аметхана Султана в районе произошедшего в ноябре прошлого года взрыва газа. По их логике получается, что все кварталы города охватывают их магистрали, а именно на этом участке неизвестные злоумышленники под покровом ночи врезали свои частные 30 метров трубы. Ну мы же все понимаем к чему это?

Признавая сети бесхозяйными и оформляя на них документы, муниципалитеты законодательно обязаны приводить их в какое-то более-менее безопасное для эксплуатации состояние, вкладывая в них из муниципального бюджета. То есть «бедные» ресурсоснабжающие организации, у которых в тарифах заложены средства на развитие, в том числе и на бесхозяйные сети, уже пытаются за счет «богатых» муниципалитетов сэкономить на обновлении даже собственных сетей, объявляя их бесхозяйными.

Складывается вопиющая ситуация. Когда потребитель платит за поставленные ему ресурсы по тарифу, в который заложены суммы на обновление сетей, но тут же должен вновь заплатить за обновление этих же сетей как гражданин, пополняющий своими налогами городскую казну.

Получается, с нас пытаются дважды снять оплату и через тариф, и через бюджет муниципалитета. В условиях неочевидности буквы закона все стараются потратить меньше, а получить больше, что ведет к многолетним спорам, в том числе и к судебным тяжбам. Чтобы не допускать такого, необходимо законодательно обязать все ресурсоснабжающие организации напрямую делиться с муниципалитетами информацией о количестве и протяженности своих сетей. Это позволит ускорить работу с бесхозяйными объектами и не даст РСО возможности откровенно сбрасывать неликвидные сети со своего баланса на голову муниципалов.

Для выправления ситуации упор нужно делать не на последствиях, коими являются бесхозяйные сети, а на причинах, по которым такие сети возникают. Тогда и бороться с последствиями станет гораздо проще. Впрочем, несмотря на все эти трудности, работу по выявлению бесхозяйных сетей и постановке их на учет город ведет постоянно. Для этого создано целое МБУ «Инженерные сети г. Махачкалы», подобной структуры нет ни в одном городе республики. Оно и понятно, сегодня в столице республики сосредоточена чуть ли не половина всех инженерных сетей Дагестана.

 

ЧТО СДЕЛАНО

Вот как прокомментировал нам проделанную в городе за последние годы работу заместитель руководителя МБУ «Инженерные сети г. Махачкалы» Магомед Османов: «За период с 2016 по 2021 год было выявлено более 1 тысячи объектов, из которых 468 объектов газового хозяйства – газопроводы протяженностью 476, 9 км, имеющие признаки бесхозяйных. В рамках контракта, подписанного Управлением имущественных и земельных отношений г. Махачкалы с ООО «ДагестанКадастрСъемка», на 468 объектов газового хозяйства изготовлены технические планы. Из них поставлены на учет в Управлении Росреестра по Республике Дагестан в 2021 году 428 объектов газового хозяйства протяженностью 466, 5 км для обеспечения регистрации права собственности г. Махачкалы.

Кроме того, по состоянию на 28.02.2022 в перечне выявленных в 2021-2022 годах бесхозяйных объектов по г. Махачкале числится 142 объекта, из них 40 объектов газового хозяйства. В 2022 году запланировано выявление и включение в общий перечень бесхозяйных объектов еще не менее 100 объектов, в том числе и объектов газоснабжения.

В настоящее время Администрацией города Махачкалы проводится соответствующая работа по формированию документов на выявленные в 2021 году газовые объекты. Кроме того, в I квартале 2022 года выявлено еще 9 объектов протяженностью 2 км 426 метров. Семь из которых выявлены в пос. Шамхал-Термен и два – в Дачном поселке Ленинского района города. За II квартал 2022 выявлено еще 15 объектов протяженностью 3 км 30 метров, 11 из которых в мкр «Фрегат», 4 – в мкр «Мичурин» в Ленинском районе. Мероприятия в данном направлении продолжаются, согласно плану работы Администрации г. Махачкалы на текущий год».

Камиль ОМАРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...
spot_imgspot_img

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам