На прошедшем недавно Августовском совещании педагогов республики учитель Махачкалинского многопрофильного лицея №9 Абдурахман Гаджиев получил награду «За верность профессии».
Абдурахману Джапаровичу в этом году исполнится 90 лет, а его педагогический стаж – 64 года.
Награду вручил министр образования и науки РД Яхья Бучаев. Зал встретил это событие овацией. Почетный знак «За верность профессии» стал еще одним свидетельством славной трудовой жизни педагога.
Абдурахман Гаджиев – отличник народного образования Дагестана, заслуженный учитель Республики Дагестан, почетный работник образования РФ, имеет удостоверение ветерана ВОВ и другие награды.
СЕЛО КУТИША
– Я считаю, что заслужил свои награды, – говорит Абдурахман Джапарович, – чувствую, что сделал много полезного в своей профессии педагога, в своей жизни.
И это действительно так. Выходцы села Кутиша Левашинского района всегда отличались независимостью, мужеством, патриотизмом, дорожили честью, заботились о сохранении традиций.
Только во время Великой Отечественной войны на фронт ушло 260 кутишинцев, домой вернулись только 120…
Когда началась война, Абдурахману Джапаровичу едва исполнилось 9 лет. В семье пятеро детей, родители – отец Джапар и мать Буту день и ночь на работе в колхозе. Село горное, полей мало, колхозники занимались в основном животноводством.
Да тут еще одно несчастье: скоропостижно скончался отец, матери пришлось одной поднимать детей. Абдурахман Джапарович признается, что не помнит лица своего отца. Знает только, что тот был мастером на все руки и даже перестелил крышу в сельской школе-восьмилетке.
Ветеран педагогики вспоминает, как помогал чабанам пасти овец, как школьники копали тяжелыми лопатами окопы вдоль трассы, ведущей к Хаджалмахи и Гергебилю. Так что ребячьей радости у детей было мало. Война в первые дни стремительно наступала. Над селом уже кружили немецкие самолеты-разведчики. Сбрасывали листовки, в которых агитировали против советской власти, иногда в горы пробирались фашистские шпионы, их вылавливали, судили и казнили.
УЧЕБА
Сколько помнит себя Абдурахман Джапарович, он всегда хотел учиться. Окончилась война, пришла долгожданная победа, а с ней позади восемь лет учебы в сельской школе.
Принял решение отправиться в Каспийск, чтобы завершить учебу и поступить в вуз. В то время в этом городе работал на военном заводе «Двигательстрой» старший брат, инвалид войны Джапар. Он и приютил младших братьев Абдурахмана и Магомеда.
– Я учился хорошо, – рассказывает педагог, – помогал во всем старшему брату и без труда поступил в Дагестанский университет на факультет физико-математический и физкультурный. Почему физкультурный? Я же спортсмен, занимался греко-римской борьбой.
Скажу больше: во время учебы в университете не раз занимал призовые места в этом виде спорта, трижды был чемпионом Дагестана, занял третье место в Чемпионате России, который проходил в Курске.
Дома много грамот, кубков, наград. Мне даже предлагали сдать все в музей, но я отказался: пусть будут дома. Достаточно того, что в нашем лицее ученики побеждают во всех соревнованиях, и многочисленные кубки и медали находятся в кабинете директора Шамсият Насрулаевой.
Молод был, горяч. Как-то вызывают меня в студенческий профком, говорят: будешь возглавлять комитет по спорту в вузе. Согласился. Да еще сотрудничал с такой организацией, как ОСВОД (общество спасения на водах). Выдали мне моторную лодку, брезентовый костюм…
Жизнь была наполненной событиями, но главным для меня всегда было дело, которым выпало заниматься по судьбе – педагогика.
Я КОРМИЛ ГОРОДА
Но вот учеба в университете позади, и Абдурахман Джапарович возвращается в родное село, в свою школу, где преподавал физику и физкультуру.
Один год трудился учителем, затем стал ее директором. 22 года своей жизни отдал школе, все шло хорошо. Тогда же и в коммунистическую партию вступил, и билет свой хранит до сих пор.
Как-то вызывает его тогдашний первый секретарь Левашинского райкома партии Магомедали Магомедов и говорит: – Ты хорошо поработал в школе, теперь будешь председателем колхоза.
– А возразить нельзя, – говорит Абдурахман Джапарович, – партийное задание, раньше строго с этим было. Что делать? Я ему говорю: так и сяк, я педагог, сельское хозяйство – это совсем другое…
А наш колхоз им. Гагарина, знаю, убыточный. То-то мне достанется…
Отправили меня на учебу в сельхозинститут, отучился 6 месяцев, выдали мне «корочку» – документ, что могу заниматься сельским хозяйством.
Опять вернулся в Кутиша, в колхоз. Работал день и ночь. У нас было 7 тысяч голов овец и 300 крупного рогатого скота.
Возле села Терекли-Мектеб был большой молочный завод. Каждое утро подъезжала от них машина, забирала наше молоко. Из него делали сыр, простоквашу, масло, сыворотку. Колхоз регулярно сдавал государству мясо. Получается, я кормил города.
Удалось вывести колхоз из убыточных. Передовым он не стал, но и не ругали нас никогда. 7 лет был председателем. Устал. Сдал колхоз другому председателю.
МАХАЧКАЛА
Жизнь наша складывается так, что никогда не знаешь, что ждет за очередным поворотом. Абдурахман Гаджиевич сменил несколько профессий, даже работал в коммунальном хозяйстве.
Но в конце концов призвание педагога взяло верх над всеми трудностями и испытаниями. Он пришел в школу. Последние 37 лет преподает физкультуру в лицее №9. О спорте сам не забывает: обязательно утром зарядка, пробежка, поднятие тяжестей. И родных своих приобщил к этим полезным для здоровья занятиям, Так, его сын, Арсен Абдурахманович, тренер по карате.
Последние годы занимается с учениками старших классов. Добился, чтобы все ученики приходили на урок в одинаковой спортивной форме.
Секретом успеха в любой профессии считает требовательность, строгую дисциплину. Порядок должен быть всегда и во всем. Ученики выполняют требования учителя, педагог подчиняется директору и его заместителям.
Вот что говорит о своем сотруднике директор лицея №9 Шамсият Насрулаева: – Я знаю этого человека 22 года, и все это время он меня радует. Все наши спортивные достижения только благодаря ему. Он настоящий патриот лицея, так любит свой спортзал, детей.
Настоящий педагог, учитель, наставник. Я хочу, чтобы еще долго он с нами работал, показывая пример настоящего преподавателя.
Наталья БУЧЕНКО