С 1 сентября 2022 года вступают в силу документы, определяющие развитие российского образования. Это третье поколение ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) и профстандарт педагога. ФГОС – это свод правил для всех образовательных учреждений страны, профстандарт педагога – документ, который определяет саму сущность профессии учителя школы.
Администрация Махачкалы уделяет особое внимание развитию образования столицы, и новые правила, несомненно, будут успешно реализовываться в столичных образовательных учреждениях.
О том, какие изменения предстоят в этом учебном году согласно новым правилам, мы беседуем с директором Махачкалинской школы №59 Ибрагимом Байсонгуровым.
Наша справка. Ибрагим Байсонгуров окончил Доргелинскую среднюю школу, затем Дагестанский государственный педагогический институт по специальности «Общетехнические дисциплины и труд». Прошел профессиональную переподготовку по специальности «Практическая психология» на ФПК ДГПУ, обучение по программам «Менеджмент в организации» и «Государственное и муниципальное управление». Работал доцентом кафедры психологии ДГПУ.
Кандидат психологических наук, Почетный работник сферы образования Российской Федерации, победитель Республиканского конкурса «Лидер в образовании –2021», награжден Почетными грамотами.
ХОРОШИЙ РЕЗУЛЬТАТ
– Школа №59 была открыта в 2017 году к началу учебного года в рамках реализации федерального проекта «Развитие образования». Это одна из первых школ в Дагестане, которая соответствует всем образовательным стандартам, – рассказывает директор, – и что отрадно, за 5 прошедших лет существования школы мы уже многого добились: в 2021 году получили грант Главы РД на реализацию проекта «Бережливая школа».
В 2021 году я стал лидером образования в конкурсе, объявленном среди директоров образовательных учреждений республики.
За 5 лет удалось сформировать коллектив, который может показать хороший результат. У нас хорошо подобран административно-управленческий персонал.
На 30 июня в школе насчитывается 1 762 ученика. Прием детей продолжается, точная цифра будет известна 5 сентября. В этом году будет два 11-х класса по 21 ученику.
В этом году все выпускники 11-го класса успешно сдали ЕГЭ, трое получили золотую медаль. Выпускник Гасан Алиев сдал ЕГЭ под 100 баллов, поступил на бюджетное место в Финансовый университет при Президенте РФ.
Многие 9-классники, желающие побыстрее получить профессию, поступили в колледжи за пределами республики – в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове…
ДЕНЬ ЗНАНИЙ
– Ибрагим Байсонгурович, как, согласно новым правилам, пройдет День знаний 1 сентября?
– День знаний начнется с торжественной линейки и поднятия российского флага под звуки Гимна страны. Такая процедура будет проходить каждый раз в начале недели по понедельникам.
В Министерстве просвещения России разработан стандарт церемонии, в которой предусмотрено участие знаменосца и его ассистентов.
Безусловно, такое начало послужит еще большим стимулом к становлению и развитию патриотического воспитания.
Должен отметить, что новый ФГОС делает акцент на практическое применение полученных в школе знаний и на усиление воспитательной работы. Школа должна отвечать за развитие личности, за формирование определенных качеств: патриотизма, честности, порядочности, искренности, умение жить в обществе.
Так, сегодня в образовательных учреждениях внедряется должность советника по воспитательной работе. У нас уже есть такой специалист. Этот человек должен помогать директору в этих вопросах.
Конечно, и сегодня многое делается в этом плане, воспитательной работой занимаются заместители директора, классные руководители, вожатые.
Думаю, советник со временем будет оценивать качество воспитания и предлагать новые идеи по его реализации.
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
– Назовите, на Ваш взгляд, наиболее значимые изменения по новому ФГОСу?
– Что касается использования электронных средств обучения и дистанционных технологий, новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологиии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
При этом школа должна обеспечить их индивидуальным авторизированным доступом ко всем ресурсам.
Далее. Новые стандарты разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей, интересов и целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.
Установлены требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. Например, в кабинетах естественно-научного цикла должны быть комплекты специального лабораторного оборудования.
Требований к психолого-педагогическим условиям стало больше. При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе.
Не указано в новых документах, как часто педагог должен повышать квалификацию. Раньше было четко определено: не реже, чем раз в три года.
СТУДЕНТЫ В ШКОЛЕ
– Как Вы относитесь к тому, что в новом профстандарте педагога рекомендуется привлекать к работе в школе студентов педвузов?
– Я думаю, это направление перспективное. Сегодня ведутся разговоры о том, что мы отходим от бакалавриата. Это была модель Болонского процесса. Сегодня кажется, что специалитет был более совершенной моделью подготовки специалистов.
Мы имели тогда опыт привлечения студентов в школу после 3-го курса, если была такая востребованность. Я сторонник того, что на последнем курсе студенты могут работать в школе: они уже проходили практику, определились с профессией.
Работа в школе, по большому счету, должна мотивировать студента на то, что он станет педагогом. Скажу больше. Мы открываем с нового учебного года у нас в школе два педагогических класса, это наши 10-е, заключили договор с ДГПУ, их преподаватели будут курировать учебный процесс.
Намерены внедрить предмет «Основы саморазвития личности». Школьники будут нацелены на поступление в педагогический вуз для продолжения образования по специальности. Будет сделан сознательный выбор профессии педагога.
КВАНТОРИУМ
– Что еще будет нового в Вашей школе в наступающем учебном году?
– В рамках национального проекта «Образование» и стратегической инициативы «Новая модель дополнительного образования детей» в нашей школе в первом полугодии учебного года будет открыт детский технопарк «Кванториум».
На уровне Управления образования города заложены средства для этого, школа получила лицензию по дополнительному образованию, на первом этаже подготовлено помещение для установки оборудования.
Первый Кванториум на базе общеобразовательных организаций был открыт в прошлом году в Махачкалинской школе №61, в нашей школе появится второй. Это станет значительным явлением на пути усиления цифровизации, требуемым новым ФГОСом.
Наталья БУЧЕНКО