Путь от алчности к совести

Дагестан занимает восьмое место среди регионов России по числу зарегистрированных преступлений по ст. 291 УК РФ (дача взятки) за девять месяцев 2022 года – данные Генпрокуратуры РФ.

(История вымышлена в целях формирования нетерпимого отношения к коррупции и популяризации антикоррупционных стандартов поведения. Любые совпадения случайны)

Необычный пассажир

Самолет рейса Москва – Махачкала набирал высоту. Одним из пассажиров этого лайнера был господин К.– бизнесмен, владелец сети отелей. Дагестан он посетит впервые. Еще несколько лет назад эта северокавказская республика с не самой, как ему казалось, хорошей репутацией интересовала его не больше, чем какая-нибудь провинция на юге Африки. Но жизнь умеет вносить свои коррективы.

Сначала – пандемия и закрытие границ, затем – специальная военная операция и санкции недружественных стран. Эти события и процессы дали мощный толчок развитию внутреннего туризма, и Дагестан стал одним из самых востребованных направлений у россиян. Туристы хлынули в Дагестан, а где туристы – там и отели. И господин К. больше ни мог не обращать внимания на самый южный регион страны.

Будем честны: люди в России привыкли считать, что богатство не достается абсолютно честным и законным путем. Такое обобщение едва ли уместно, но вот к господину К. это утверждение относилось в полной мере. И проделанные в прошлом аферы и махинации, надо сказать, совсем не терзали его душу. Туфли за 200 тыс. рублей и часы за полмиллиона имели свойство очищать его совесть (может благодаря этому свойству они и стоили так дорого?).

Месяц назад господин К. отправил в Дагестан своих помощников с заданием найти лучшее место для размещения отеля. Спустя неделю помощники положили ему на стол папку с тремя вариантами, один из которых удовлетворил бизнесмена больше остальных. Вот оно идеальное место…, но было одно «но» – на этой локации местные власти запланировали строительство крупного детского сада. Однако господин К. жил по принципу «Не бывает нерешаемых проблем, бывают маленькие взятки», и вместе с этим принципом он отправился в Дагестан.

В дорогу он взял книгу, которую начал читать накануне – «Тревожные люди» современного шведского писателя Фредрика Бакмана. Он остановился на том моменте, где директор банка Зара разговаривает с психологом.

— И… победители зарабатывают много денег, это тоже важно, правильно я вас поняла? На что вы их тратите?
— Я покупаю дистанцию, которая отделяет меня от других людей.
Психолог никогда не слышала такого ответа.
— Что вы имеете в виду?
— В дорогих ресторанах больше расстояние между столиками. В бизнес-классе самолета нет сидений в среднем ряду. В эксклюзивных гостиницах отдельный вход для ВИП-персон. В плотно населенных городах расстояние стоит дороже всего.

«Какая интересная мысль!», – подумал господин К., как раз находясь в бизнес-классе. Он даже удивился, осознав, что почему-то никогда не смотрел на свое богатство с такого ракурса.

Обычная семья

Отложив книгу, господин К. задумался о том, на какую сумму его банковский счет будет ежегодно пополняться благодаря отелу в Дагестане. Конечно, он со своими помощниками уже все подсчитал, но ведь всегда приятно возвращаться к мыслям о доходах. Но тут он вдруг вспомнил про детский сад – про детский сад, который не должен появиться на том месте, которое он уже считал своим. И впервые в своих мыслях он взглянул на него не просто как на объект, здание, сооружение, а как на учреждение, которое посещают детишки, пока их родители зарабатывают на жизнь.

Бизнесмену захотелось представить семью, нуждающуюся в детском саду. Он стал рисовать в своем воображении такую ячейку общества: муж Магомед и жена Патимат (простим ему эту банальность) воспитывают 6-летнего сына, который в следующем году должен пойти в школу, и 3-летнюю дочь. После свадьбы молодые переехали из родного села в город, и с тех пор живут в съемных квартирах. О своем жилье каждый из них мечтает где-то в глубине сознания, но озвучивать эти мысли ни он, ни она не решаются, настолько они кажутся несбыточными.

Магомед – школьный учитель родного языка. Зарплата совсем небольшая, но он все же не жалеет о своем выборе профессии. Он относится к тем людям, которые искренне верят, что Родной язык – это духовное сокровище народа, исчезновение которого никак нельзя допустить.

Патимат не без труда окончила медицинский – не без труда, потому что приходилось совмещать учебу с воспитанием первенца. Трудовая деятельность приостановилась, не успев начаться, когда появился второй ребенок. Она очень хочет вернуться к работе – к этому подталкивает и нужда семьи в деньгах, и желание не растерять профессиональные знания и навыки, но с кем оставлять дочку? Они с мужем, как и десятки семей в окрестности, ждут обещанного строительства детсада, которое вот-вот должно начаться в их районе.

Закрыв глаза, господин К. отчетливо видел, как выдуманные им супруги Магомед и Патимат, сидя вечером на кухне, планируют свой бюджет. Вернее, думают, что из необходимого им необходимо больше всего, а с чем можно повременить. Квартплата, еда и другие обязательные расходы «съедали» почти всю учительскую зарплату.

Они оба были почти уверены в том, что дополнительные 20-25 тыс. рублей в месяц, которые могла ба зарабатывать Патимат, если бы их дочурка ходила в садик, нормализовали бы их жизнь. Тогда они могли бы позволить себе мясо на обед чаще, чем раз в две недели. Можно было бы выбросить все заштопанные носки и купить новые. А по выходным даже выбираться всей семьей в кино или кукольный театр.

Только бы построили детский сад, в который пойдет дочурка…

Господин К. продолжал рисовать в своем воображении жизнь и быт придуманной им семьи, и так увлекся этим занятием, что в реальную действительность его вернуло лишь объявление о скорой посадке самолета. В какой-то момент на секунду ему даже показалось, будто он и в самом деле знает этих людей. Но нет, конечно же он их выдумал, но сильно ли отличалась выдуманная им история от тех, что есть в реальной жизни? И сколько таких семей в этой южной республике? Десятки? Сотни? Тысячи?

***

После прилета в аэропорту господин К. направился не на выход, а к стойке регистрации, чтобы приобрести билет на ближайший обратный рейс. Он решил, что вернется домой и рассмотрит две другие локации, которые подобрали его помощники под гостиницу. И пусть они хуже, чем то, первое, зато он никого не лишит возможности отдать ребенка в детский сад.

Что это, совесть? Как давно он о ней не вспоминал.

Зиявутдин Гаджиахмедов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Дагестане продолжается Декларационная кампания – 2024

В Дагестане продолжается Декларационная кампания – 2024. Представить декларацию о доходах, полученных в 2023 году, необходимо до 2 мая 2024 года....

В Махачкале восстанавливают разрушения на улице Каммаева

6 марта коммунальщиками города Махачкалы были начаты работы по восстановлению разрушения деформационного шва на путепроводе на улице Каммаева. Об...

В Дагестане заработает региональный аналог программы «Время героев»

Сегодня об этом сообщил глава Дагестана в ходе совещания по актуальным вопросам. Планируется, что региональный аналог будет проводиться в соответствии...

Дагестан становится одним из ведущих пунктов транскаспийских веток МТК «Север – Юг»

В Санкт-Петербурге продолжает работу Международный муниципальный форум стран БРИКС+. Одной из первых во второй день форума глава Минэкономразвития РД Гаджи...
spot_imgspot_img

В Дагестане идет подготовка к празднованию Международного женского дня

С 1 по 10 марта в республике Дагестане планируется проведение более 500 мероприятий и акций, приуроченных к празднованию Международного...

Мэр Махачкалы рассказал о работах по повышению надёжности электроснабжения горожан

Сегодня Глава республики Дагестан Сергей Меликов провел совещание по актуальным вопросам. С докладом на совещании выступил мэр Махачкалы Юсуп...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам