Сел и поехал

Забегая вперед, скажу, что изначально планировалось написать материал о транспортной доступности в сфере общественных перевозок и о том, каково сегодня быть пассажиром в городе с существенным приростом населения за последние десятилетия.

 

ВМЕСТО ПРОЛОГА

Но, читая отдельные посты-комментарии в разных телеграм-каналах, понимаешь, как быстро человеческая память освобождается от негативных моментов прошлого. Поэтому объективности ради давайте сначала перенесемся назад, в то недалекое памятное время, примерно до 2017 года, когда по городу разъезжали «Газели» с посадкой пассажиров – 13 человек, и этих маршрутных такси, по официальным данным, было 2,5 тысячи, а на деле – в два раза больше. И улицы города напоминали сплошной поток из маневрирующих маршруток-камикадзе, способных проскочить в щель размером с игольное ушко и останавливающих по сигнальному возгласу пассажиров «где удобно». Причем требования раздавались через каждые 2-5 минут, и водитель с четким осознанием, что «клиент везде прав», высаживал пассажира, совершая мыслимые и немыслимые виражи. Случалось, что в потоке машин маршрутное такси не удавалось припарковать к обочине, тогда предприимчивый водитель останавливал на дороге, заботливо предупреждая выходящего: «Побыстрее проскочи». И конечно же, город славился бесконечными пробками, которые можно было победить двумя способами: дремать, дожидаясь движения автомобиля, либо выйти из машины и идти пешим ходом с мыслью, что оставшиеся полпути преодолеются быстрее, чем доедут в маршрутке терпеливые пассажиры.

В довесок к этим воспоминаниям всплывают в памяти громкие разговоры водителей по телефону с коллегами по цеху, музыкальный плейлист, оформленный по вкусу маршрутного шефа и резонирующий так, что в ритм музыки подпрыгивали внутренние органы пассажиров, и полусгорбленные фигуры тех, кто готов был ехать стоя, потому что сильно спешили или вынуждала непогода на улице. Они подпирали потолки салона наподобие древнегреческих атлантов. А после 21:00 увидеть маршрутку на дорожных просторах города было подобно выигрышу в лотерейный билет. Приходилось вызывать такси или идти вдоль бордюра, по дороге высматривая хоть какую-нибудь маршрутку, чтобы доехать поближе к своему району. Как никак, экономия времени и сил.

Это небольшое отступление посвящается тем, кто ностальгирует по прошлым временам, когда время прибытия и отбытия маршрутных такси можно было соизмерять «щелчком пальцев».

 

БОЛЬШЕ МАРШРУТОК…

Теперь вернемся в настоящее – количество маршрутных такси сократилось, по городу разъезжают более вместительные микроавтобусы, благодаря этому можно добраться до пункта назначения в более короткие сроки. Но… Идеального в этом мире ничего нет. И в адрес телеграм-канала мэра Махачкалы, который за время своего существования стал реально действующей площадкой обратной связи с горожанами, поступают просьбы, мнения и обращения жителей столицы. Все они получают ответы в режиме онлайн от структурных подразделений мэрии. Некоторые из них, по части общественного транспорта, «МИ» решили выделить и адресовать руководству Управления транспорта, связи и дорожного хозяйства Махачкалы.

Так, пользователь ТГ Абилаев спрашивает: «Что случается в поселке Ленинкент с маршрутками по выходным?», пользователь с изображением солнца на аватаре пишет: «Переполненные маршрутки в Хушет. Увеличьте автопарк. Не оставляйте этот вопрос без внимания», также просьбу увеличить количество маршрутных такси направляет Мадина: «Решите, пожалуйста, проблему с общественным транспортом», вопрос от горожанки Tupperware_zaira05: «Мало общественного транспорта. Езжу на 22, 4 «б», 62-й маршрутках. Хотя бы до 9 или после 6 чуть больше маршруток нельзя отправлять на линию?»

Комментируя поступившие обращения, начальник городского Управления транспорта Мухтар Маламагомедов сообщил «МИ», что в настоящее время в Махачкале курсирует порядка 1100 автобусов малого класса (маршрутное такси). Общая потребность транспорта с учетом численности населения составляет порядка 1300-1350 единиц. Основной причиной нехватки транспорта по маршрутам №22, №4 «б», №62 и №15 является отток водительского состава, в том числе по причине частичной мобилизации.

По вопросу о транспортном обеспечении поселка Новый Хушет наш собеседник уточнил, что пригород обслуживают регулярные маршруты №12 «а», №101, №101 «а». «В целях улучшения качества транспортного обслуживания жителей села, по просьбе главы поселка, внесены изменения в схему движения маршрута №12 «а», который продлили до МБОУ №6 Нового Хушета», – пояснил Маламагомедов.

Отвечая на вопрос «МИ» о том, как изменилось качество обслуживания горожан после того, как они «пересели» в новые модели марки «Газель», Маламагомедов поясняет, что «преимуществом Газель NEXT перед предшествующими моделями горьковского автозавода является большая вместимость, повышенный экологический класс, увеличенная обзорность как для водителя, так и для пассажиров, увеличенная высота кабины (проход/ выход в полный рост), возможность перевозки пассажира стоя, наличие поручней в салоне транспортного средства. Указанные характеристики предполагают улучшение качества транспортного обслуживания населения».

И хотя осенью в маршрутках комфортная температура, «МИ» поинтересовались, как быть пассажирам в летний зной без системы кондиционирования в общественном транспорте. «Ранее в 2020 году перевозчиками в качестве пилотного проекта были установлены системы кондиционирования на транспортном средстве. Однако по причине регулярной остановки для посадки и высадки пассажиров, и, соответственно, регулярного открывания дверей, система не возымела действия. Системой кондиционирования планируется оснащать пассажирский транспорт большого класса», – прокомментировал начальник столичного Управления транспорта.

Для удобства пассажиров и экономии средств в поездках на общественном транспорте были внедрены новшества. Это автоматизированная система оплаты проезда на 7 регулярных маршрутах, обслуживаемых автобусами малого класса. А также две карты: карта с пересадочным тарифом (первая поездка 27 рублей, вторая поездка в течение 45 минут со скидкой 50%) и карта на 45 поездок (при покупке скидка на каждую поездку 4,8 рубля). «Карты выпущены в оборот, динамика спроса у населения постепенно увеличивается», – констатирует Маламагомедов.

 

И ТРОЛЛЕЙБУСЫ ВОСТРЕБОВАНЫ

Главный инженер МУП «Махачкалинское троллейбусное управление» Фузулла Фузуллаев, к которому «МИ» обратились за комментарием, считает, что в сфере общественных перевозок нужны как маршрутные такси, так и транспортные единицы большей вместительности: «Троллейбусы востребованы, но люди не могут полноценно ими пользоваться из-за больших временных интервалов в движении. Интервал должен составлять 8–10 минут, а пассажиру приходится ждать по полчаса, поэтому он выбирает маршрутное такси. Хотя в условиях постоянного роста населения столицы маршрутные такси также испытывают большую пассажирскую нагрузку». По словам Фузуллаева, в распоряжении троллейбусного управления находится 34 троллейбуса, из них около 10 еще имеют срок эксплуатации, остальные амортизированы. Машины задействованы на 5 маршрутах, в том числе на межмуниципальном маршруте (Махачкала – Каспийск) – 3-й и 12-й номера. «Мы стараемся выпускать на эту линию больше машин, хотя при отчислении субсидий нам не учитывают межмуниципальный маршрут. Мы ставили вопрос на совещании в правительстве региона, в Минтрансе республики, пока нет результата», – рассказывает главный инженер Махачкалинского троллейбусного управления. – К тому же подвижной состав устарел, необходимо его обновлять. Имеющийся транспорт мы могли бы отремонтировать, но запчасти подорожали. Допустим, раньше колесо стоило 12 тысяч, сейчас цена до 30 доходит. Но если мы хотим, чтобы люди пользовались троллейбусами, необходимо запустить как можно больше машин на линии. Протяженность контактной сети составляет 56 километров по городу, это в расчете на обслуживание 75 троллейбусов».

Но самый больной вопрос, отмечает собеседник «МИ», это нехватка водительских кадров. «В период пандемии многие уволились или уехали в другие города. А чтобы управлять троллейбусом нужна специальная подготовка. При троллейбусном управлении имеется автошкола, где наши специалисты за полгода способны подготовить водительские кадры. Молодые приходят, узнают, сколько времени надо потратить на подготовку, узнают ситуацию с оплатой и уходят. Они хотят больше оплаты, без задержек, и меньше работы», – говорит Фузуллаев.

– Администрация города подготовила и направила заявку в Министерство транспорта России, чтобы нас включили в программу «Безопасные и качественные дороги». В рамках этой программы речь также идет о приобретении новых троллейбусов. Но уже несколько лет как мы не попадаем в программу, заявка отклоняется. А ведь именно сейчас троллейбусы востребованы, как никогда. В том числе и потому, что в Махачкалу приезжают туристы из разных регионов. Кроме того, троллейбус – один из самых экологичных видов транспорта, и по цене он самый доступный. Пассажиры оплачивают 15 рублей за проезд, если безналично, то 13 рублей. Я думаю, Махачкала, как и другие города России, заслуживает того, чтобы иметь комфортабельные троллейбусы, – резюмирует Фузуллаев.

Лариса ДИБИРОВА

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. У въезда во двор Шамиля 39 образовалась огромная свалка мусора. С начала 21 века не убирали, кажется, на участке. Это просто тихий ужас. Ведь это почти центр города. Как так? Неужели нельзя обратить внимания!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...
spot_imgspot_img

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам