О проблемах поселка Ленинкент в городе, наверное, знают все. Чтобы убедиться в этом, достаточно жалующемуся на перебои электричества махачкалинцу ответить: «Я из Ленинкента, вы даже не представляете, что у нас там творится!». Так он сразу перечислит тебе же не меньше пяти глобальных проблем поселка, начиная с невозможности добраться и заканчивая отсутствием нормального водоснабжения.
Когда в редакцию обратилась жительница поселка с просьбой донести проблемы пригорода до нового градоначальника, сразу решил – моя тема: никто не сможет передать атмосферу происходящего лучше коренного ленинкентца, познавшего все прелести проживания в поселке на своей шкуре. Автор письма изложила проблемы эмоционально и немного сумбурно, поэтому позволю себе откорректировать и упорядочить текст по степени значимости, упомянув те из них, которые автор забыла указать.
ТРАНСПОРТ
Одной из основных проблем для «официальных» 19 тысяч населения (неофициально в поселке наверняка проживает все 30 тысяч) можно назвать общественный транспорт. Проблема началась в далеком 1995 году, когда с линии сняли автобусы, и продолжается по сей день. Сколько раз люди обращались и к мэрам, и к главам республики, но ситуация оставалась прежней. В 2014 году, когда возглавлявший на тот момент республику Рамазан Абдулатипов затеял возрождение настоящего общественного транспорта, я опубликовал в «Дагправде» статью о том, что жители поселка просят не обрубать автобусные маршруты №100 и №44 по пр. Акушинского и довести их до Ленинкента. Тем более что все руководители в один голос твердили, что городу нужно единое пространство, а это, прежде всего, единые маршруты и единые тарифы. К примеру, маршрут автобуса №100 практически совпадал с 125-м маршрутом, а маршрут №44 на тот момент совпадал с 46-м маршрутом (который позже стал 146).
Объединение этих маршрутов с сохранением интервала требовало тогда увеличить количество машин, ведь и пассажиропоток на автобусах вырос бы в разы. Однако «наверху» не услышали, как итог – автопарк обанкротился, с маршрута 125 начали убегать перевозчики, не имея такой же выручки, как на других городских маршрутах. Позже, когда перевозчики подняли планы, сбегать начали водители. Ленинкент в итоге получил повышенный тариф за проезд. В чем разница, если едешь в маршрутке и платишь как за маршрутку, если, по сути, всю поездку приходится стоять на одной ноге? Ведь смысл маршрутного такси в относительно комфортной поездке, когда водитель попросту не берет стоячих пассажиров. Однако отсутствие общественного транспорта фактически делает заложниками ситуации как пассажиров, так и водителей.
ВОДОСНАБЖЕНИЕ
Вторая проблема, хотя и не затрагивает все население, но остается не менее актуальной. Большая часть старого поселка обслуживается системой водоснабжения, проложенной еще до 1991 года, местами трубы (вернее труха, оставшаяся вместо них) 1976 года закладки. В 2014-2015 годах к поселковому водохранилищу подвели ветку от миатлинского водовода. Это решение повлекло за собой нерациональное расходование средств, как, впрочем, и многие другие решения, о них пойдет речь дальше.
Исчезавшая до тех пор на все лето вода (так продолжалось с конца 80-х) стала идти из-под крана почти бесперебойно. Однако радость длилась недолго. Причина – в тех самых трубах в старой части поселка, вода просачивается и течет прямо по улицам. На одном лишь участке улицы перед моим домом водопровод прорывает по десять раз за год. Сотни и сотни тысяч кубометров чистейшей воды утекло в канализацию за эти годы, при этом жители продолжают получать грязную, непригодную к использованию даже в быту воду, и, естественно, отказываются ее оплачивать.
Опасность же представляет не только ненадежное состояние системы водоснабжения поселка, залатанной словно ежик «чопиками», а ее опасное соседство с канализацией открытого типа. Это яма (на фото 1) на перекрестке улиц Коркмасова и Безымянной, в которой в прошлом году бригады «Махачкалаводоканала» ковырялись минимум по два раза в месяц. Хотя здесь нужно поменять 80 метров трубы. Глава поселка обещал поменять этот отрезок три года назад. Обещанного, говорят, три года ждут, жители выждали это срок, но, увы, не дождались.
КАНАЛИЗАЦИЯ
Надеяться на то, что в поселке появится централизованная канализация, не приходится. Что уж греха таить, если за 100 лет (через два года поселок справит юбилей) с момента строительства поселка не сделали, то, наверное, в ближайшем будущем ждать напрасно. Правда, теплится надежда, что хотя бы разведут стоки канализации и труб водоснабжения по разные стороны улицы. Это рационально и дешево. Как минимум, чтобы при отключении воды вся канализация и дождевые стоки не затекали в водопроводную трубу, которая почему-то проложена под этими самыми каналами. В этом плане есть надежда, что кто-то окрикнет участковых, и те начнут штрафовать и принудительно заставлять охамевших горожан, путающих водоотведение с канализацией, отводить стоки своей канализации обратно в выгребные ямы. Все сто лет в поселке были выгребные ямы, но в последние годы кому-то пришло в голову, что легче и дешевле спускать отходы своей жизнедеятельности в общие каналы ливневого водоотвода, не предназначенные для этого.
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ
Проблем в поселке много, но больше всего жителей огорчает не сколько объем накопившихся проблем, а равнодушие со стороны чиновников. К примеру, на фото 2 можно оценить состояние дорог.
Безусловно, люди с энтузиазмом и радостью восприняли реконструкцию центральной и самой большой улицы – Докузпаринской, пролегающей в новой части поселка. Каково же было удивление и разочарование, когда тротуары здесь сделали шириной меньше метра, местами они упираются в стены домов (фото 3).
Но, если ситуация со стенами поперек тротуаров объясняется самозахватами, узаконенными в прежние годы, то новенькие «мачты» освещения, установленные в ходе долгожданной реконструкции прямо посередине узенького тротуара можно объяснить лишь наплевательским отношением всех – от заказчика до конечного исполнителя, который непосредственно опустил эти мачты в землю. Это не просто проявление нерационального подхода, а откровенное издевательство над жителями. На велосипеде или с детской коляской на этом новом тротуаре не проехать, про инвалидную коляску можно вообще забыть.
Такая же картина рядом со школами (фото 4).
Во время пересменки встречные группы детей вынуждены ходить не по тротуару, а по проезжей части. Особенно опасна дорога к школе №35 (фото 6).
Тут и открытые каналы, и отсутствие освещения, и стаи бродячих собак, и на их фоне бредущие домой в темноте младшеклассники, почему-то попавшие именно в самую позднюю смену (или как это сейчас называется?). Так или иначе, совмещение всех этих факторов однажды закончится трагедией: дети активны, у них за спинами сумки и рюкзаки, порою тяжелее их самих, и риск что они могут упасть в эти каналы велик.
ОСВЕЩЕНИЕ
Темень на улицах и в целом состояние электрохозяйства поселка — это отдельная тема.
Любой ветер, дождь, снег – и вот уже весь поселок или его часть сидит без света. К примеру, трансформатору (фото 5) рядом со школой №35 скоро исполнится сорок пять лет.
Установленный в 1978 году, он уже не выдерживает нагрузок даже в солнечные дни, а как только начинается сырая погода, попросту взрывается (грохот слышен на другом конце поселка), и таких здесь не один, и не два. Надо отдать должное, за последние два года в поселке заменили несколько трансформаторов, но, увы, ощутимой стабильности это не прибавило. Виной тому устаревшие морально и физически провода, которые по непонятным причинам не спешат на СИП, как это делается в большей части страны.
Ни к одной школе детям не добраться хотя бы по одной освещенной улице, об остальных улицах говорить даже не приходится. В 2014 году директор ООО «Дагкремний» от себя сделал подарок поселку и установил светодиодные лампы освещения на центральных улицах, чтобы дети хотя бы со школы могли возвращаться по освещенным улицам. Однако многие из этих ламп уже через пять лет пришли в негодность, а дальнейшее поддержание и ремонт никого из ответственных за это, видимо, не волнует.
Отсутствие освещения, тротуаров еще сильнее усугубляют действия незаконопослушных горожан, которые в любые периоды смены власти (в городе, районе, республике) стараются отхватить себе хоть что-нибудь. Как, к примеру, один из предприимчивых жителей, который в день отставки экс-мэра Салмана Дадаева и прихода на пост Ризвана Газимагомедова целый день переваривал забор с выносом на обочину. Ранее, два года назад, он пытался отстроить не то магазин, не то сарай, кое-как его остановили, правда, шлакоблок, как видно на фото 7, все еще на месте, а теперь и забор вынесен.
Не трудно догадаться, что следующим шагом будет глухой шлакоблочный забор, а где прикажете тротуар делать, где пешеходам ходить? И таких людей не один и не двое…
Про отсутствие парков, скверов и прочих мест отдыха и досуга стыдно уже упоминать, ленинкентцы мечтают о нормальных тротуарах, качественной воде и приличном освещении улиц. Потому что отсутствие всего вышеперечисленного складывается в удручающе-депрессивную картину. Местные жители все чаще задаются вопросом: мы часть города или окраина цивилизации? Даже в статусе сельского поселка в составе Карабудахкентского района да еще и в лихие 90-е вопросы и то решались гораздо оперативнее. Потому что тогда что-то еще старались сделать для людей, а не для отчета.
Шамиль ОМАРОВ