Недоступная доступность

«Нам предстоит многое сделать, чтобы наша среда стала более доступной для людей с особыми потребностями», – написал недавно в своем телеграм-канале Глава Дагестана Сергей Меликов. Мы решили узнать у людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), насколько Махачкала отвечает их особым нуждам.

 

«ЗАВЫШАЮТ ЦЕНУ, ПОНИМАЯ, ЧТО У ИНВАЛИДОВ НЕТ ВЫБОРА»

Удобство и комфорт городской среды невозможны без таких устройств, как пандусы – они помогают маломобильному населению преодолевать лестничные ступеньки, высокие пороги и другие препятствия. Пользуются пандусами не только люди с ограниченными возможностями передвижения и люди на инвалидных колясках, но и родители с детскими колясками.

Известная активистка Махачкалы Сабрина Алиева с конца 2020 года руководит проектом «Монитор доступной среды», который запустила общественная организация «Монитор пациента». По словам девушки, два года назад дагестанская столица практически не была приспособлена под нужды людей с ОВЗ, а пандусов не было даже на входе в здания органов власти.

«На тот момент в Махачкале только три министерства соответствовали доступной среде: Минздрав, Минтруд и Минспорт. В остальных министерствах, как и в Доме правительства республики, и в здании городской администрации, доступной среды не было вообще. За два года мы добились ощутимого результата, порядка 98% госучреждений исправили данные нарушения: установили пандусы, кнопки вызова персонала, где-то даже лифты. Остались еще организации, по которым ведется исполнительное производство, и они только-только начали работу в этом направлении», – говорит Сабрина.

Если организации в Махачкале за последние годы значительно продвинулись в вопросе адаптации среды для нужд маломобильных граждан, то с передвижением по городским улицам ситуация сложнее. Далеко не все тротуарные зоны обустроены с соблюдением требований безбарьерной среды. В ходе подготовки этого материала в телеграм-каналах появилось видео, снятое в микрорайоне Редукторный. На кадрах видно, как мужчина на инвалидной коляске по причине недоступности тротуаров вынужден ехать по проезжей части дороги, а рядом в опасной близости мчатся машины.

Возвращаясь к пандусам, стоит отметить: кроме того, что в городе ощущается их нехватка, те, что есть, не всегда соответствуют требованиям. Самое частое нарушение – значительный уклон.

«На Родопском бульваре, когда спускаешься с улицы Буйнакского к набережной, со стороны Кумыкского театра, установлены очень крутые пандусы. По ним сейчас идет исполнительное производство, до конца года нарушения должны быть устранены», – рассказывает собеседница.

– Под нужды людей с ОВЗ должны быть адаптированы и многоквартирные дома. Согласно госпрограмме РФ «Доступная среда», пандусы требуются как на крыльце дома, так и на прилегающей территории; дорожные, напольные и лестничные покрытия должны быть нескользкими и иметь шероховатую поверхность; ширина дверного проема при входе в высотку должна быть не менее 1,2 метра, а ширина дверного проема пассажирского лифта – не менее 0,9 метра. Дом, в котором вы проживаете, отвечает этим требованиям?

– По федеральному законодательству дома, которые не соответствуют нормам доступной среды, не должны вводиться в эксплуатацию, на такое здание не должно выдаваться разрешение. Но в Дагестане, к сожалению, это не соблюдается. Очень мало домов, где предусмотрена доступная среда. А покупка или съем квартиры в этих домах стоит в два, а то и в три раза дороже. Собственники завышают цену, понимая, что у инвалидов нет выбора, – рассказывает Сабрина Алиева.

Еще одна ярко выраженная в Махачкале проблема – чрезвычайно малое количество общественного транспорта, адаптированного для перевозки инвалидов-колясочников. Для маломобильных граждан доступны только автобусы «Метан», да и те, как мы видим, из-за различных проблем периодически либо перестают ездить, либо ездят очень редко.

Как следствие, инвалидам на колясках приходится ездить на такси, но далеко не все водители соглашаются везти таких пассажиров, поскольку это доставляет им дополнительные хлопоты.

У нашей героини недавно случился неприятный инцидент, ставший достоянием общественности. Сабрина вызвала машину в сервисе «Яндекс.Такси», при этом в приложении стояла отметка о коляске. Водитель принял заказ, но затем отказался ее везти, объяснив это тем, что в багажнике его автомобиля нет места для коляски. Когда девушка отказалась оплачивать отмену заказа и переключила способ оплаты на наличные, водитель ее оскорбил и пожелал «вечно ходить с инвалидной коляской».

На произошедшее отреагировал Глава Дагестана Сергей Меликов – поручил уполномоченному по правам человека в республике Джамалу Алиеву разобраться с этой ситуацией. Представители «Яндекса» принесли клиентке извинения и подарили ей промокод на бесплатные поездки. Водителя бессрочно отключили от возможности дальнейшей работы в сервисе.

На этот инцидент удалось обратить внимание благодаря соцсетям, но, как отмечает Алиева, с проблемами заказа такси, в том числе с агрессией со стороны водителей, и она, и другие колясочники сталкиваются практически ежедневно. Омбудсмен Джамал Алиев также отметил, что «в этой сфере необходимо проводить профилактику».

 

НЕЖЕЛАННЫЕ СЮРПРИЗЫ

Еще одна группа лиц с особенными потребностями, для которых должна быть создана доступная среда, – слепые и слабовидящие люди. Председатель Дагестанской региональной общественной организации «Молодые инвалиды» Хайбула Магомедов отмечает, что если на центральных улицах Махачкалы тротуары шире, плитка уложена ровнее, то на «периферии» незрячих ждет немало барьеров. Где-то узкие тротуары, где-то имеются неровности, где-то на тротуар выходят лестницы или посередине стоит столб.

«Для незрячего человека это, конечно, “сюрпризы”. Одному идти сложно. И чем дальше от центра города, тем ситуация хуже», – говорит председатель организации.

На недавней встрече и.о. главы Махачкалы Ризвана Газимагомедова с представителями общественных организаций, занимающихся решением проблем людей с ОВЗ, Хайбула озвучил необходимость установки тактильной плитки хотя бы на основных городских локациях. Градоначальник поручил заместителям проработать и согласовать этот вопрос.

Тактильная плитка помогает незрячему и слабовидящему человеку ориентироваться в пространстве и чувствовать себя увереннее в незнакомой обстановке. За счет рисунка рельефной поверхности (продольные и диагональные полосы, конусы, расположенные в линейном или шахматном порядке) плитка позволяет человеку с инвалидностью по зрению «увидеть» свой путь движения и возникающие препятствия.

Магомедов отмечает, что тактильную плитку необходимо уложить хотя бы на пути к учреждениям, которые часто посещают незрячие люди: к зданию республиканской организации Всероссийского общества слепых, к офтальмологической больнице, к библиотеке для слепых.

«Тактильная плитка выложена к отделению Пенсионного фонда на проспекте Гамидова. Она, на самом деле, облегчает незрячему передвижение. Не всегда бывает сопровождающий, поэтому она необходима», – говорит Магомедов.

Пожалуй, самым важным элементом по созданию безопасной среды для инвалидов по зрению является возможность переходить проезжую часть дороги. Здесь на помощь приходят светофоры со звуковым дублированием световых сигналов, которые информируют слабовидящих пешеходов о том, можно ли переходить дорогу. Когда для пешеходов загорается «зеленый», включается звуковое оповещение. А за несколько секунд до смены пешеходного сигнала светофора с зеленого на красный включаются предупреждающие прерывистые звуковые сигналы.

Звуковым сопровождением пешеходов оборудованы светофорные объекты на центральных улицах Махачкалы, таких как ул. Коркмасова, пр. Р. Гамзатова, пр. Петра I, но, как отмечает Магомедов, – нужно больше.

Еще один важный вопрос – обеспечить незрячих возможностью ехать на общественном транспорте. Для этого маршрутки, автобусы и троллейбусы необходимо оснастить GPS-трекерами. В этом случае автотранспорт сможет передавать свои координаты специальному мобильному приложению, которое будет в звуковом формате оповещать незрячего пользователя о приближении нужной ему машины. А когда человек уже едет в транспорте, приложение оповестит о приближении к месту назначения.

«Когда все маршрутки, автобусы, троллейбусы будут подключены к GPS-навигации, общественный транспорт станет доступным для незрячих. Сейчас к системе подключены всего шесть маршрутных и пять троллейбусных линий, и то не все машины, а несколько. Ризван Казимович (Газимагомедов – и.о. мэра Махачкалы) и его заместители сказали, что над этой проблемой ведется работа», – рассказывает Магомедов.

Обезопасить необходимо и остановочные павильоны, поскольку человек с плохим зрением может не увидеть стеклянную стенку и удариться об нее. Во избежание таких случаев на остекленную поверхность наклеивается предупредительный знак в виде двухстороннего желтого круга. Для слабовидящих людей желтый цвет – последний цвет спектра, который они могут видеть. К слову, такой знак должен быть и на остекленных дверях и витринах магазинов, аптек и других объектов, Параметры установки знака регламентируются госпрограммой «Доступная среда»: круг диаметром 15-20 см должен располагаться на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пола.

Мы назвали основные проблемы, с которыми сталкиваются маломобильные и незрячие горожане в Махачкале в своей повседневной жизни, но это, конечно, не полный список. Мероприятия по устранению этих проблем, безусловно, проводятся, но мы рассчитываем, что городские власти и профильные органы республиканской власти при взаимодействии с общественниками усилят работу по созданию доступной среды.

Зиявутдин ГАДЖИАХМЕДОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ризван Газимагомедов встретился с главой Ставрополя

Исполняющий обязанности мэра Махачкалы Ризван Газимагомедов в рамках рабочей поездки встретился с главой Ставрополя Иваном Ульянченко. Во встрече также...

Сильнодействующие вещества нашли в гараже жителя Махачкалы

Сильнодействующие вещества обнаружили сотрудники полиции в гараже жителя Махачкалы. Мужчина задержан, сообщает пресс-служба МВД Дагестана. В ходе осмотра гаражного помещения,...

В Махачкале на 18-летнего парня совершил нападение «друг» по переписке

Переписка в социальной сети между двумя молодыми дагестанцами закончилась преступлением: один из них в Махачкале совершил разбойное нападение на...

В мэрии Махачкалы состоялась встреча с родителями и педагогами школы, в которой сменился директор

В администрации Махачкалы под руководством первого заместителя главы города Мавлидина Маликова состоялась встреча с родителями учащихся и педагогическим составом...

Пахлава и халва: Махачкала вошла в десятку городов с самыми интересными десертами

Сервис Tvil.ru в Международный день десерта провел в социальной сети ВКонтакте и мессенджере Telegram опрос по теме: «В каком городе...

Представители столичной администрации встретились с жильцами МКД

Представители Управления жилищно-коммунального хозяйства и Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы, советник мэра города Булач Чанкалаев встретились с жильцами...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам