Сосед открыл кофейню. А почему не ты?

Думаю, не ошибусь, предположив, что каждому махачкалинцу хоть раз приходила мысль открыть свой бизнес. Правда, поразмыслив, человек часто теряет интерес к своей задумке, в том числе потому, что не понимает, что нужно для старта, с чего вообще начать. Совместно с Управлением экономики Администрации Махачкалы мы решили, насколько это, конечно, возможно, восполнить этот пробел, запустив новую одноименную рубрику: «Выгодное дело». И постараемся помочь горожанину определиться: какой же бизнес открыть? С чего начать? Что изучать? Где взять деньги и к кому обращаться за помощью?

 

САМЫЙ АКТУАЛЬНЫЙ БИЗНЕС

У нас вы найдете ответы на эти и другие самые распространенные вопросы. Мнение успешных бизнесменов и экспертов в разных сферах бизнеса, а также консультации от представителей различных государственных ведомств, призванных помочь бизнесу. Мы станем вашим гидом в мир предпринимательства и поделимся опытом профессионалов, поможем вам избежать многих ошибок и сделать процесс вхождения в бизнес наиболее приятным и безболезненным. Предупрежден – значит вооружен.

Рубрику мы решили начать с самого актуального вида бизнеса в Махачкале, которым сегодня являются кофейни. Говорят, их количество в дагестанской столице уже давно перевалило за 400. Но чтобы разговор был предметным, пообщались с теми, кто собаку съел на кофейном деле. Наш сегодняшний гид – тренер-бариста кофейной компании Coffee Street Service Гаджимурад Мусаев. Помимо прочего, эта компания уже несколько лет занимается открытием кофеен под ключ. Вы платите – вам создают и настраивают бизнес, а дальше все зависит от вас.

– Гаджимурад, давайте попробуем подробно объяснить человеку, далекому от бизнеса, что делать и с чего ему вообще начать, если он задумал открыть кофейню?

– До того как начать любой бизнес, стоит задуматься, зачем он вам.

Сегодня мы в своей работе видим три истории.

Первая – человек думает, чем бы заняться, приходит в кофейню, видит там кофемашину, два стола и барную стойку, быстренько прикидывает в уме, что это около 400 тысяч. Вкладывается и… как правило, прогорает. Человек вообще не понимает, как это устроено, он не увлечен этим, затраты оказались гораздо выше, чем он ожидал (там оборудование под барной стойкой стоит в разы дороже остального – смеется) плюс он ожидал, что деньги потекут рекой с первого месяца, а клиентов все нет.

Вторая – человеку папа (условно) дал денег, он решил стать хозяином кофейни. Он вкладывает огромную сумму денег, но через некоторое время, как правило, тоже прогорает. В данном случае многое зависит от самого владельца бизнеса, начал ли он сам или доверился профессионалам и готов ли он реально вести бизнес? К сожалению, у нас в республике очень слабая культура ведения бизнеса, мало кто понимает, что бизнесом нужно ежедневно и кропотливо заниматься. Это основная причина, по которой и первые, и вторые прогорают.

Третья история – это те, кто влюблен в кофе, настоящие кофеманы. Они долгое время были завсегдатаями кофеен, знают про кофе и кофейни все или почти все, и у них есть свое видение – будь то кофейня для отдыха с семьей или кофейня «для пацанов с района». И, как показывает практика, именно они не просто выживают, но и задают тренды, меняются в ногу со временем, подстраиваются под веяния моды, а где-то сами задают эту моду. Если взять Махачкалу, то еще года три назад весь город сидел на темных сортах глубокой прожарки, как и десять, и двадцать лет назад. Сейчас почти все кофейни в городе предлагают светлый кофе средней прожарки, один лучше другого. Люди начали разбираться, что кофе может быть и кислым, и сладким, и нежным, тогда как взрослое поколение на вопрос: с чем ассоциируется кофе, сразу скажут: что-то горькое и плотное на вкус.

Именно третьи и выигрывают благодаря любви к тому, что делают, энтузиазму и пониманию, что они делают и для чего. Поэтому они изначально знают, какие расходы их ожидают, как будет выглядеть их кофейня, каким будет обслуживание, какой кофе продавать, а самое главное – свою целевую аудиторию.

 

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Допустим, человек это все обдумал (или нет) и решился, что делать?

– Я все же еще один штрих добавлю по подготовительному этапу, считаю, он самый важный в этой истории. С учетом огромной конкуренции нужно продумать УТП (уникальное торговое предложение). Почему человек, зачастую уже привязанный к другому месту, захочет приходить к тебе? Что ты ему предложишь? Это может быть интерьер и экстерьер твоего заведения, его месторасположение с красивыми видами или особые сорта кофе, которых в городе нет. Однако, как показывает практика, мы (Дагестан) сегодня в сфере кофеен, да и всего общепита на таком уровне, что просто хорошо налаженное обслуживание, когда тебя радушно принимают и с улыбкой на лице провожают, становится УТП. Если в других регионах это норма, то у нас – за счет хорошего обслуживания вы можете переманить к себе клиентов.

Так с чего же приступить к открытию кофейни в Махачкале?

– Во-первых, составьте подробную финансовую модель на год-полтора: это поможет спланировать расходы и будущие доходы. Ориентировочное понимание бюджета появится после того, как вы определитесь с концепцией кофейни – планируется кофе-бар «to go», полноценная кофейня со столиками и диванами, куда вы будете закупать продукцию или заведение с собственной кухней?

Арендуя или покупая помещение, нужно понимать, что вы хотите открыть: кофейню со своей кухней, небольшое заведение без кухни, или кофе-бар «to go». От этого будут зависеть необходимая квадратура, оборудование и документы на согласование с различными госинстанциями. Секрет такой популярности кофеен без своей кухни, в том числе связан с минимальностью требований, тогда как наличие собственной кухни добавляет значительное число требований и согласований.

Следом надо зарегистрировать бизнес и открыть счет?

– Совершенно верно. Зарегистрироваться в качестве предпринимателя можно в ближайшем отделении ИФНС, МФЦ или онлайн. Следующий этап – выбор системы налогообложения. Сравнить разные налоговые режимы и просчитать размер налогов можно в калькуляторе на сайте ФНС России. Я рекомендую открывать ИП, сегодня это лучший вариант для ведения бизнеса «в белую».

Что делать после регистрации?

– Следующим шагом будет выбор места. Тут два подхода: работаем на поток со стандартным предложением на рынке, тогда нужно обосновываться рядом с крупными «человейниками». Это образовательные учреждения, медицинские и государственные организации. Второй подход – работа на уникальность предложения, у вас нестандартно все – от атмосферы в кофейне и видов из окна до меню, тогда проходимость не важна, люди потянутся через рекламу в соцсетях и сарафанное радио. Такие примеры у нас есть.

Подбирать помещение для открытия кофейни стоит уже после регистрации бизнеса, но до оформления разрешительной документации (договор оформляется на ИП или ООО, а документация выдается на основе оценки помещения и его соответствия нормам). Открыв ИП, заключаем договор аренды с владельцем понравившейся точки. Я рекомендую обязательно заключать письменный договор на 5 и даже на 10 лет, зафиксировав ее стоимость. Знаю много примеров, когда человек вкладывал в ремонты помещений и обустройство солидные суммы, а владелец, видя его прибыли, начинал поднимать цену аренды сразу в два-три раза.

 

«ПОДГЛЯДЕТЬ» ИДЕИ

Как выбирать помещение?

– Идя по первой модели, идеально будет, если кофейня расположится на первой линии домов вдоль оживленной улицы, а не во дворе, что обеспечит пешеходный трафик. А лучше всего подойдет помещение, где уже был общепит – обычно там есть все необходимые условия.

Если заведение будет находиться в жилом здании, могут возникнуть трения с жильцами, нужно об этом помнить и продумывать наперед, идеально взять у жильцов письменное заверение об отсутствии претензий. Совет: не подписывайте договор аренды и тем более не покупайте квадратные метры, если до вас в этом месте не располагались заведения общепита или в планах глобальная реконструкция здания.

Чтобы забронировать помещение, оформите договор кратковременной аренды с правом продления и убедитесь, что в здании разрешается открыть кофейню. Перед подписанием договора отдайте его на рассмотрение юристу и будьте готовы решать споры, если они возникнут. По второй модели – все зависит от вашей задумки. Аренда помещения обойдется от 30 000 до 60 000 рублей. Цены приблизительные.

С арендой определились…

– После того как определились с местом, обозначьте свою целевую аудиторию. Во многом это будет продиктовано пониманием того, кто ходит по маршруту рядом с вами. Важно, чтобы портрет клиента не получился слишком общим, иначе пропадет весь смысл. Поняв, кто ваша аудитория, вы сможете перейти к следующему шагу.

Начинать ремонт?

– Для начала составьте дизайн-проект. Важный совет: формируйте ремонт под бюджет, а не наоборот. В первую очередь считайте деньги. Лучше всего обратиться за консультацией к дизайнеру (который неоднократно делал дизайн-проекты кофеен и знает техническую сторону вопроса).

Если у вас скромный бюджет, всегда можно «подглядеть» идеи у других: вдохновиться иными проектами, почерпнуть вдохновение в тематических дизайнерских сообществах. Экстерьер также важен – с улицы кофейню должно быть заметно. Дизайн-проект обойдется от 500 рублей за квадратный метр.

Центральное место в дизайне и функционале кофейни принадлежит барной стойке. Здесь важно понимать, что дизайнер ресторанных баров вам не подойдет, вам нужен специалист именно по кофейням. Неправильный размер бара, часто становится причиной быстрой утомляемости бариста, что в свою очередь влечет текучесть кадров. Заведение, в котором часто сменяется бариста, обречено на провал, потому что вкус кофе зависит от бариста, а не от зерен, как считают многие. Человек идет к вам за любимым вкусом, а потеряв бариста, вы теряете и большую часть клиентов.

Кстати, как убедиться, что в здании разрешат открыть кофейню?

– Во-первых, у вас должен быть технологический проект или проект организации производства. Во-вторых, нужно встать на учет в Роспотребнадзор и получить разрешение на размещение. Перед открытием кофейни помещение должно соответствовать требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

А значит, полностью отвечать внутренним документам и договорам с подрядчиками (перечень определен службой потребительского надзора). Если вам все одобрят, помещение можно брать в аренду на длительный срок.

Перед открытием уведомите Роспотребнадзор о начале своей предпринимательской деятельности. Уведомление можно подать лично в приемные часы, по почте или через МФЦ.

Допустим, проблем с Роспотребнадзором не возникнет. Что делать далее?

– Закупите оборудование и инвентарь. Вам точно понадобится барная стойка (от 2 990 до 95 000 рублей), кофемашина (от 500 тысяч рублей – в такую сумму выйдет оснащение небольшой точки продажи кофе. Для кофейни с залом на 5-10 посадочных мест – от 1 млн рублей), кофемолка (от 2304 рублей), прочее оборудование (холодильник от 20 000 руб., ледогенератор – от 10 000 руб., микроволновая печь – от 6 000 руб., кондиционер – от 50 000 руб., блендер – от 20 000 руб., соковыжималка – от 15 000 руб. и прочее).

Также нужно будет купить предметы интерьера (столики – от 6 000 рублей за один стол, стулья – от 3 000 рублей, диваны – от 10 000 и так далее). Перечень всегда индивидуален, в зависимости от концепции кофейни и задумки предпринимателя.

 

НАСТРОЙ БАРИСТА – ПОЛОВИНА УСПЕХА

А где брать кофе?

– Выберите поставщиков. Кофе обойдется от 1500 рублей за килограмм. Продукция от поставщиков должна соответствовать требованиям ГОСТов и иметь сертификаты качества. Также стоит найти подрядчика, который будет поставлять молоко – от 100 рублей за литр, взбитые сливки – от 200 рублей за 250 граммов и топпинги – от 300 рублей за литр. Очень важно не прогадать с поставщиками, потому что «одного раза» может хватить, чтобы испортить репутацию вашего заведения надолго.

Что стоит предлагать кроме кофе?

– Составьте меню. Вы можете закупать позиции или организовать собственное производство. Объективно проще подавать разогретые в микроволновой печи блюда или вовсе ограничиться продажей снеков и закусок. С другой стороны, продажи с кондитерской и кухни увеличат оборот кофейни, ну и больше проблем с разрешениями.

Следующий пункт – наймите персонал. При найме сотрудников надо всегда помнить, что успех зависит от людей. Ценный бариста одновременно и хорошо варит кофе, и продает, и мастерски общается с людьми — так что заняться поиском такого человека стоит заблаговременно. Настрой бариста в этом бизнесе, без преувеличения, половина успеха, люди гораздо охотнее идут к радушному и веселому бариста, чем к хмурому и неприветливому, поэтому он должен быть хорошо мотивирован.

Вообще надо понимать, что на старте вас ждет много работы: имеет смысл сэкономить на втором бариста и помощниках и самому выйти за стойку – так бонусом вы получите представление обо всех процессах в кофейне и поймете, как выстраивать работу. Заработная плата бариста на сегодня – от 35 000 рублей в месяц, официанта – от 30 000 рублей, технического персонала – от 16 500 рублей.

Кажется, мы подошли к тому моменту, когда кофейня уже полностью отремонтирована, обставлена и в помещении уже разносится приятный аромат?

– Теперь вам нужно привлечь первых клиентов. Если вы не экономите, продвижением может заняться рекламное агентство. Правда, можно и самостоятельно распечатать флаеры со скидкой, запустить таргетированную рекламу в соцсетях, сделать анонсы и проводить конкурсы и розыгрыши. Дагестан один из немногих регионов, где любой бизнес с нуля можно «раскачать» в соцсетях. В день открытия организуйте лотерею и пригласите соседствующие компании в качестве партнеров.

Совет – не спешите вешать шарики. Сначала важно провести техническое открытие, убедиться, что все работает и ничего не упущено — и только потом планировать праздник для гостей. Услуги рекламного агентства – от 80 000 рублей. Флаеры – от 10 рублей за одну штуку. Бюджет открытия тоже надо продумывать, стараясь извлечь максимальную прибыль.

 

P.S.

Завершая этот текст, дополним его уже от себя. Если вы примерно прикинули бюджет, но у вас нет таких денег, не отчаивайтесь. На покупку оборудования можно взять заем в Даглизингфонде, а часть затрат по займу компенсировать в рамках государственной поддержки, предоставляемой Агентством по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан. Тут же вы сможете найти и другие виды компенсаций и поддержки для начинающих бизнесменов, более подробно об этом мы расскажем в следующих публикациях.

Шамиль ОМАРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...

ГУПы и МУПы Махачкалы будут реформированы

Совещание по вопросам реформирования муниципальных унитарных предприятий состоялось под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова. Глава города обратил внимание...

Добровольцам, вступившим в батальон «Каспий», будет оказана дополнительная помощь

17 апреля в режиме ВКС состоялось совещание под председательством руководителя Администрации Главы и Правительства РД Алексея Гасанова, в ходе...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

16 апреля под руководством главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом...

Депутаты открыли очередную детскую площадку

Накануне депутаты города Махачкалы во главе с председателем Собрания Марисом Ильясовым открыли очередную детскую площадку для жителей многоквартирного дома...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам