Нужен ли городу Центр развития муниципально-частного партнерства?

В очередном выпуске нашего нового проекта «Обычный гражданин» мы побеседовали с экспертом в транспортной сфере Казиахмедом Гамзатовым.

– Мы, все горожане, периодически рассуждаем – кто на кухне, кто за рулем такси или сидя в маршрутке – о том, как сделать жизнь в городе лучше. Об этом, собственно, и наш проект. Хотелось бы сегодня поговорить о том, как сами горожане могли бы принять участие в работе по улучшению города. Есть ли какой-нибудь действенный механизм, который мог бы использовать любой горожанин, у кого есть желание, силы и средства для этого?

– На мой взгляд, один из таких хороших механизмов реализации этих направлений развития городской инфраструктуры является развитие так называемого государственно-частного или муниципально-частного партнерства.

Мы часто слышим об этом с экранов: чиновники говорят о необходимости его развития, и сам термин в СМИ звучит, а что это собой подразумевает и с чем это, грубо говоря, «едят», думаю, за последние годы мало кто из горожан понял. Давай попытаемся коротко объяснить, о чем, собственно, идет речь?

– Если в двух словах, то это такое взаимодействие частного капитала и государства в рамках создания каких-либо новых бизнес-процессов развития инфраструктур. Совместное предприятие государства и частных инвестиций, в котором есть два учредителя – бизнес и (в нашем случае) администрация города. Уставной капитал и контрольный пакет акций находится у государства (администрации).

По сути, это временное пользование какими-то объектами инфраструктуры или договор на оказание услуг. Частному бизнесу передают часть полномочий. Задача этого бизнеса – модернизировать, создать или реконструировать какой-либо объект или повысить качество оказания каких-либо услуг в конкретной сфере, по сравнению с тем, что было, вложив в эту отрасль свои средства.

Но основная фишка такого вот государственно-частного партнерства – расходование бюджетных средств не предусмотрено. Вкладывается бизнес, а весь возврат вложенных инвестиций возмещается путем платного оказания им этих услуг.

Давай порассуждаем на конкретном примере. Вот рядом с нашей редакцией замечательный сквер, он недавно благоустроен мэрией Махачкалы, но проходишь и все равно чувствуешь, что было бы неплохо, если бы кто-то немножко приложил к нему руку, хотя бы в плане текущей эксплуатации, содержания, уборки и какого-то еще дополнительного благоустройства. В данном случае возможно ли конкретно на примере этого сквера взаимодействие частного лица с муниципалитетом, который условно приходит в администрацию и говорит: «Дайте мне возможность, и я это сделаю».

– Федеральное законодательство в сфере государственно-частного партнерства предусматривает большой спектр объектов, в рамках которых можно осуществлять взаимодействие частного бизнеса и государства. Препон никаких нет, единственное – надо помнить об основной позиции федерального законодательства – это целевое назначение. Объект, который передается во временное пользование частного бизнеса, не должен менять свое целевое назначение. Если государство передало ему детский сад, то это будет детский сад. Если передало в нашем случае сквер – тогда он должен осуществлять задачи, поставленные скверу.

Что муниципально-частное партнерство могло бы дать Махачкале именно в сфере развития транспорта?

– В прошлом году в Федеральный закон 115-ФЗ была внесена поправка, которая позволяет привлекать частные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры и технологически связанного с ней движимого имущества в виде общественного транспорта, предназначенного для оказания услуг по перевозке пассажиров.

Что это дает? Когда я эту поправку увидел, у меня сразу возникла мысль, почему бы на основе МЧП не создать совместно с бизнесом муниципальное предприятие по перевозке пассажиров. Это было бы хорошее большое транспортное предприятие, которое бы закупило необходимую технику и создало бы автобусный парк, троллейбусный парк.

Это были бы очень высокотехнологичные современные транспортные средства, я думаю. Услуги бы оказывались на очень высоком уровне (на примере других городов). Решение такой проблемы сразу потянуло бы за собой цепочку улучшения иных сфер. К примеру, хорошо налаженная работа автобусов и троллейбусов сподвигнет людей пересаживаться с частного транспорта на общественный.

Мы сами многие ездим в большие города, бывая в Санкт-Петербурге, я не пользуюсь личным транспортом. Там очень хорошо развит общественный. Потому что это и быстрее, и надежнее. Это и комфортнее, потому что там есть и кондиционеры, и зарядки для телефонов, плюс созданы условия для маломобильных граждан.

На мой взгляд, в рамках МЧП можно было бы создать такое хорошее предприятие, и мы бы ушли от этих маршруток.

Ты сказал ключевую фразу: «Мне пришла в голову идея». Я уверен, достаточно немалая часть горожан периодически ловит себя на мысли: «Ой, мне пришла в голову идея!» А куда идти с этой идеей сегодня, к примеру, в Махачкале?

– Лет пять назад возникла такая мысль, почему бы на уровне республики при взаимодействии с муниципальными структурами не создать, допустим, тот же центр развития ГЧП, куда люди могли бы обращаться с каким-то идеями, и который был бы заточен именно на реализацию таких проектов. Две основные задачи этого учреждения я вижу в таком формате: во-первых, его персонал мониторил бы и анализировал существующие муниципальные и республиканские объекты и услуги, которые можно было бы провести еще раз через МЧП.

Формировали бы, грубо говоря, инвестпроекты?

– Да, формировали бы такие кейсы, которые потом можно было бы предлагать бизнесу как проекты для реализации в рамках МЧП.

А второе направление – это когда заинтересованные лица приходят со своими идеями, а в этом центре им помогают их сформулировать и сформировать на их основе готовые к реализации проекты. Я пришел со своей идеей – может, в каких-то моментах просчитался, может, не так все посчитал. Они все это подгонят, сформируют, дадут окончательный продукт, и уже с этим проектом можно выходить.

В рамках таких проектов люди строят аэродромы и морские порты. Все, что можно реализовывать в рамках этого закона, как говорится, ограничено практически лишь одним полетом фантазии. Единственное законодательное ограничение, повторюсь, это целевое назначение. Мы не можем на месте сквера построить отель или открыть продуктовый рынок, что сегодня нередко видим в наших парках. Проект должен четко соответствовать обозначенным целям.

Спасибо большое еще раз.

– Вам спасибо.

Тамерлан МАГОМЕДОВ

 

Полную версию интервью смотрите на нашем YouTube-канале

https://www.youtube.com/watch?v=gxfJtmEHpac

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале состоится форум, приуроченный ко Дню России

13 июня в столице Дагестана на территории исторического парка «Россия – моя история» состоится форум, который будет приурочен к...

В махачкалинском посёлке Семендер ремонтируют дорогу на улице Хасавюртовской

10 июня работники подрядной организации по муниципальному контракту проводят мероприятия по капремонту дороги на улице Хасавюртовской в поселке Семендер....

Жители Хунзахского района Дагестана получили новые скорости мобильного интернета

Изменения уже почувствовали три тысячи жителей сел центральной части республики, интернет там ускорился на 10%. Технические специалисты МегаФона модернизировали...

Министр внутренних дел Дагестана сделал обращение к Абдулмуслиму Абдулмуслимову в связи с предстоящим купальным сезоном

Мониторинг ситуации, связанной с летним купальным сезоном в Республике Дагестан, показывает, что каждый год в регионе происходит множество несчастных...
spot_imgspot_img

Шестилетняя махачкалинка пострадала в результате ДТП

В столице Дагестана в результате дорожно-транспортного происшествия пострадала шестилетняя девочка. Об этом рассказали в пресс-службе МВД республики. «8 июня 2024...

В Армавире будут судить пятерых участников беспорядков в аэропорту Махачкалы

Пятерых фигурантов дела о прошедших в октябре 2023 года беспорядках в аэропорту столицы Дагестана будут судить в Армавире. На...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам