В очередном выпуске нашего видеопроекта «Обычный горожанин», где жители города, являющиеся экспертами в той или иной области, имеют возможность рассказать о тех начинаниях, которые, на их взгляд, могли бы улучшить жизнь в Махачкале, мы решили встретиться с экспертом в области ЖКХ Зияутдином Увайсовым, который возглавляет профильный общественный проект «Монитор пациента и ЖКХ».
– Салам алейкум, Зияутдин! Что в первую очередь сегодня беспокоит горожан в коммунальной сфере, вопросами которой ты, повторюсь, занимаешься не первый год?
– Ваалейкум ассалам. У нас, конечно, самое важное сегодня – это развитие общественных пространств, которым, вроде бы, сегодня активно занимаются в рамках федеральных программ, но тоже всегда есть куда развиваться. И, конечно, всегда найдется, за что критиковать, когда конструктивно, когда не совсем конструктивно, но очень важный вопрос, который, я считаю, нужно поднять – это вопрос капитального ремонта многоквартирных домов, коротко называемых МКД.
Едешь по городу и даже на центральном проспекте Гамзатова встречаешь МКД с обветшавшими фасадами. То есть человек, в том числе приезжий, турист видит запущенный дом, и у него создается впечатление, что он попал в полуразрушенный город, чего быть не должно. Вообще такая проблема не должна была возникнуть, ведь капитальный ремонт всех МКД предварительно должны были провести за счет бюджета еще до полноценного запуска самой программы капитального ремонта. И у нас в Махачкале, и в целом в Дагестане все старые МКД должны были отремонтировать до 2014 года за бюджетный счет и затем передать в управление жильцам, являющимся собственниками как квартир, так и общего имущества в МКД.
Еще в 2014 году, когда за содержание и ремонт МКД отвечали муниципалитеты, все нуждающиеся дома должны были, как уже сказал, отремонтировать и уже затем передать их на баланс Фонда капитального ремонта. Этого сделано не было, дома нередко передавались в плачевном состоянии, у Фонда капремонта средств на их оперативный ремонт, понятное дело, не было. Вот и поплыли сроки реализации программы, а вслед за ними упала и собираемость взносов.
Напомню про такой документ, который называется Региональная программа капитального ремонта. В ней первоначально был установлен срок завершения ремонта МКД до 2019 года, затем его начали переносить, причем по не всегда понятным причинам. Почему так произошло? В первую очередь, именно ввиду того, что не был реализован подготовительный этап перехода к этой программе.
Те управляющие компании, которые не выполняют должным образом свою работу, нужно лишать лицензии. Не должно быть так, что они годами свою работу не выполняют, люди на них жалуются, но все равно они продолжают работать и собирать деньги.
Люди, привыкшие десятилетиями жить в домах, которые ремонтировались за бюджетный счет, и так слабо понимали, за что их заставляют теперь платить, а когда они увидели предполагаемые сроки ремонта, то возник конфликт. Жильцы думают: «У нас в доме ремонт не проводят, даже если дом в этой программе и, если есть необходимость провести в нем капитальный ремонт, так зачем нам платить?» Заглянув в программу и увидев в ней, что ремонт дома запланирован на условный 2040 год, жильцы, особенно пожилого возраста, спрашивают себя: «Доживу ли я вообще до этого ремонта?».
Понятное дело, что при установлении сроков проведения капремонта учитываются строительные нормы, износ здания и множество других показателей, однако, если мы визуально видим, что фасад нуждается в капитальном ремонте, то его должны провести. Поэтому убежден, что нужно обновить программу капитального ремонта и завершить эту работу в течение ближайших двух-трех лет, что вполне, на мой взгляд, возможно.
НУЖНА КОНКУРЕнТНАЯ СРЕДА
– Зияутдин, мы знаем, что вами ведется большая юридическая претензионная работа, в том числе и с управляющими компаниями, с качеством их работы. Любой жилец МКД, наверное, выходя из двери собственной квартиры и попадая в подъезд или двор, задает себе вопрос о том, кто и за что в этом подъезде и дворе отвечает, и как призвать этих людей к ответу? Что ты в этом плане посоветовал бы?
– Тут, во-первых, нужно провести информационную работу с людьми, чтобы они знали, что входит в состав такого понятия, как техобслуживание. Вот собирают у жильцов по 13 рублей, по-моему, за квадратный метр, а что за эти деньги должны делать в доме, зачастую людям непонятно. То есть люди должны понимать, какие именно услуги, какого качества и с какой периодичностью они оплачивают. И управляющая компания должна эту информацию до них доводить, хотя бы вывешивая на стендах, хотя это тоже малоэффективно. Нужно, чтобы государство этим занималось, чиновники чтобы разъясняли.
Второе, что необходимо сделать, это упорядочить ситуацию на рынке таких услуг. Те управляющие компании, которые не выполняют должным образом свою работу, нужно лишать лицензии. Не должно быть так, что они годами свою работу не выполняют, люди на них жалуются, но все равно они продолжают работать и собирать деньги. Нужно заменять такие компании, чтобы была конкурентная среда, которая заставит управляющую компанию работать, либо придет конкурент и предложит свои услуги. В таком случае будет какая-то ответственность этих компаний и начнет повышаться качество их услуг. Такой процесс сейчас наблюдается только в небольшом проценте домов, в основном во всех МКД назначается какая-то компания ввиду того, что никто не хочет этим заниматься.
– Чтобы заменить ТСЖ или управляющую компанию, жильцы дома должны организоваться и выразить свою волю. К сожалению, собрать всех жильцов и объединить одной общей даже самой благой целью достаточно сложно. Кто-то на работе, кто-то с детьми, другие в отъезде, и эта организационная работа превращается в трудоемкий, нервный процесс.
Вторая проблема в том, что рынок управляющих компаний или ТСЖ на самом деле на сегодняшний день не сформирован. К примеру, вот не захотели жильцы, чтобы управляющая компания занималась их домом. А кого и где взять в таком случае взамен? Условно говоря, когда мы хотим купить булку, то мы идем в булочную. А куда пойти за управляющей компанией, где та условная «булочная» с прейскурантом, с ассортиментом управляющих компаний в данном случае? В этой сфере рынок все еще остается стихийным, и та «бытовая демократия», которую законодатели попытались внедрить в этой сфере, предоставив жильцам выбирать себе ТСЖ и управляющие компании, очень плохо реализована. Юридически органы власти не имеют права вмешиваться в этот процесс, потому что это должен быть выбор самих жильцов. Они могут вмешаться только, если люди не выбирали.
– Так и происходит. Люди, не понимая сути, не проявляют участия и не выбирают себе ТСЖ, затем через промежуток времени государство назначает того, кого конкретно отвечающие за эту сферу чиновники посчитают подходящим. А чиновники – тоже люди и их выбор не всегда объективен. Практически сейчас та конкуренция, которую законодатели планировали создать, чтобы люди могли выбирать, чтобы плохие уходили, а хорошие компании укреплялись и брали все больше домов – она отсутствует. Как сделать так, чтобы она появилась? По большому счету эта проблема также связана с капитальным ремонтом, потому что, когда в МКД не проведен капитальный ремонт, то брать его на обслуживание никто не хочет.
Если в доме недавно проведен капитальный ремонт и все, в общем, работает, то туда с радостью заходит управляющая компания. Тогда она готова за тот тариф, который установлен, достаточно качественно его содержать и вести текущий ремонт. Но когда все в доме изношено и даже разрушено, компания понимает, что расходовать придется больше денег, чем они смогут собрать с жильцов, теряется и сам интерес к обслуживанию этого дома. И даже назначенная компания бывает вынуждена заниматься лишь латанием очередных дыр, стараясь не допустить коммунального апокалипсиса. Если же будет проведен капитальный ремонт, то для нее это будет экономически выгодно, и она будет бороться за дом, повышать качество своей работы, чтобы угодить жильцам.
– Спасибо за предложения. В этой беседе мы подняли весьма важные и злободневные для горожан темы и, надеюсь, люди, от которых зависит в той или иной степени решение этих вопросов, в очередной раз обратят внимание и на сами проблемы, и на те аспекты, которые мы озвучили, что в итоге поможет улучшить жизнь горожан.
Тамерлан МАГОМЕДОВ
Полную версию интервью смотрите на нашем YouTube-канале: