Дагестан – колыбель поэзии Расула Гамзатова

В центре поэтического восприятия Гамзатова – Дагестан, колыбель его поэзии, его вдохновение. От него тянутся нити к самым отдаленным уголкам России, к странам и континентам планеты.

Расул Гамзатов – аварский поэт и в первую очередь явление национальное, но талант и творения его принадлежат всему многоязычному Дагестану, и как олицетворение всего Дагестана, он входит в духовную сокровищницу современности, приобщая поколения соотечественников к достижениям всемирной цивилизации. Он – поэт такой высокой гражданской пробы и таких социально-философских масштабов, что созданное им может быть по достоинству оценено и осмыслено лишь в контексте нравственных исканий XX столетия, в котором он жил и творил.

У Гамзатова, как у большого, подлинного художника, низок «болевой порог» и отзывчиво сердце. Для него нет чужих болей, беды, от которой бы он отмахнулся:

Где б ни был пожар, не уйти от огня,

Где гром ни гремел бы, я гибну от бури…

В душе поэта умещалась боль обиженного, обделенного, оскорбленного человека и тревога за планету, за ее покой и будущее.

Шар земной, мир, состоящий из неразделимой совокупности человеческих судеб, живого, обреченного на страдания и испытания людского сообщества, думает Гамзатов, нуждается в защите и неизбывной заботе.

И мир огромный, что во мне таится,

Лежит со мною: он меня больней.

Больной миp… Разве большой поэт может жить в состоянии непробудного оптимизма, неизбывной радости, когда вокруг выстрелы, стоны, слезы, голод и нищета?

Жизнь – река, грустно размышлял поэт, а он, скряга, ведущий счет дням, «мосты за моей спиной жжет» или же «катится моя арба с горы». Порою мнилось Гамзатову, что жизнь затеяла с ним коварную игру и неведомо ему: «в сети ли ночи, на удочку дня скоро ли время поймает меня?» И еще образ: «Мы приходим, словно поезда. Попыхтим и в путь уходим дальний», но остановка по имени «жизнь» до трагического коротка. И молит поэт: «Красный станционный огонек, мой отход отсрочь хоть на немного», то он испытывает состояние покинутости всеми («По земле я, никому немилый» …), то ощущение безысходности:

Я по земле, как в море, то всплываю.

То вниз иду, где не видать ни зги.

Произношу какие-то слова я.

А вместо них лишь пена да круги.

То поэт уподобляет себя скошенному полю, «где сноп ржаной забыли на току», то и вовсе видится конец:

Где-то плачут женщины навзрыд.

Мне мерещится: меня хоронят.

Из книги в книгу Гамзатов не навязчиво, как бы исподволь, но однако же переходит тревожный мотив обманутого доверия. «На свадьбы не ходите вы, поэты» – это и заклинание, и мольба, и даже наказ человека, не раз испытавшего обманчивость высокопарных тостов, лукавых улыбок. «Погибните на них, не ровен час» – тревога эта как бы срослась с натурой поэта. Поразительно и другое – чувство обреченности проникло в поэзию Гамзатова рано, в пору цветения таланта, на взлете его славы и всенародного признания.

Познал Гамзатов и уловки века, и неверность людскую, и коварство близких. Поэтому он, размышляя над трагедией классиков аварской поэзии Эльдарилава и Махмуда, как бы вглядывается в собственную судьбу, пытаясь разгадать ее предназначенный исход:

Пью чашу жизни я,

того не зная,

Что, может быть, отравлена она…

Здесь, пожалуй, нотки религиозной покорности своей судьбе и сознание греховности сетовать на нее.

Теперь я знаю сам давно,

Что лестница – вот жребий мой.

Высоко светится окно,

Ступенька под ногой…

И на которой ждет удар,

Узнать, нам не дано.

Напряженность духовного состояния и даже внутренний драматизм больших художников не только в неблагоприятных, приходящих обстоятельствах, а в обостренном восприятии действительности, импульсивности, непритупляемой, неусыпной чуткости к тектоническим сдвигам в недрах социальной и нравственной сферах общества. В этом и заключалась одна из неустраняемых сложностей в судьбе Гамзатова, которая переросла в неоценимое достоинство. Он в малом предвосхищал крупное: в трещине усматривал скорый обвал, в оброненном слове чуял назревающий скандал, в отведенном взгляде прочитывал задуманную измену, во внезапном дуновении ветерка угадывал надвигающийся ураган. Это редкостное чутье, неземной нечеловеческий инстинкт, врожденная проницательность, ниспосланные самим Богом. И нет ничего удивительного, когда поэт такой величины, как Расул Гамзатов, вступал в разговор с небесами. Вот почему, думается, он в самом зародыше, в пору утробного шевеления политических раздоров предвидел будущий развал державы, разброд и грабеж, разгул преступности и невиданное доселе обесценивание человеческой личности, отвращение к труду и процветание предпринимательства – того многоликого уродства, осилить которое мы уже вряд ли в силах. И те ли люди, которых Гамзатов некогда уподобил высоким звездам и мечтал долететь «только до них?!». И как же, по какому поводу ликовать душе Поэта?! Однако же Гамзатов не поддается разлагающей личность власти уныния и беспросветной тоски, не сдается в плен пораженческим настроениям. И думается, каждый божий его день отвоевывается в схватке с реальным миром: отвлекающими от творческих дум факторами, явными и кажущимися препятствиями, сердечной смутой и, конечно же, борьбой с самим собой. Как будто земля под ногами теряла былую твердость, крепчали встречные ветры. И казалось кое-кому, что «его время прошло», ибо те высокие звания и награды, которых Гамзатов удостаивался по праву, как будто бы потеряли ценность, книги, за которые он получил Сталинскую премию, затем и Ленинскую, якобы ныне также не представляют интереса… Но не повинен поэт в том, что развалилась держава, поруганы идеалы, в которые он верил. А поэмы «Год моего рождения», «Горцы у Ленина» или же «Горянка» и «Весточка из аула» остаются явлениями классическими, ибо их высокий художественный уровень не способны умалить капризы блудливой политики и маневры флюгерных критиков.

Магомед МАГОМЕДОВ, доктор филологических наук, профессор, руководитель аварской секции Союза писателей РД

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале стартовали работы по благоустройству сквера на улице Времена Года

В столице Дагестана по итогам рейтингового голосования стартовали работы по благоустройству сквера на улице Времена Года. В 2023 году...

В Махачкале пройдет VIII Всероссийский фестиваль «Русская сцена»

VIII Всероссийский фестиваль «Русская сцена» пройдет в Махачкале  с 1 по 9 октября. В нем примут участие театральные коллективы...

Не забывай премьерный вечер: благодаря Wink.ru «Комбинация» встретилась со своей юностью

В столичном кинотеатре «Октябрь» прошла светская премьера восьмисерийного байопика онлайн-кинотеатра Wink.ru о культовой женской поп-группе «Комбинация» (18+). Первая серия...

На сухогрузе «Махачкала» был потушен условный пожар

В Махачкалинском морском порту прошли тактико-специальные учения, направленные на отработку слаженных действий персонала, порядок оповещения о пожаре, изучение оперативно-тактических...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы провёл урок мужества в гимназии №13

Мэр столицы Дагестана Юсуп Умавов провёл урок мужества в гимназии №13. Уроки мужества, приуроченные к 25-летию со дня разгрома...

Наставления и общее дуа

В рамках международного форума «Мир нашему дому» в дагестанских вузах состоялись встречи студенческой молодежи с экспертами из разных регионов...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам