Открытие памятника Воину-освободителю на мемориальном кладбище в г. Приозерске Ленинградской области стало одним из знаменательных событий для местных жителей. Торжественная церемония прошла 9 мая этого года с участием руководства Ленинградской области, представителей СМИ, людей, для которых этот памятник – больше, чем монументальное произведение, это собирательный образ героев, сумевших дать отпор нацистам и отстоять мир на своей земле.
ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В МАХАЧКАЛУ
Примечательно, что автором и создателем работы выступил Шариф Шахмарданов. Известный скульптор – академик Российской Академии художеств – родом из Дагестана, многие годы он проживает в Санкт-Петербурге. Именно к нему обратились жители области с просьбой увековечить память воинов-освободителей. И хотя история монумента уходит в прошлое, воссоздать его они доверили нашему земляку.
«Этот памятник был заказан мне до пандемии», – говорит Шариф Шахмарданов, к которому «МИ» обратились за комментарием. По этой причине воплощение монумента было отложено на некоторый срок. Но Шахмарданов, несмотря на множество заказов, непрестанно думал над скульптурой, мысленно прорабатывая детали образов. Ведь до реализации произведение монументального искусства должно пройти несколько этапов, первым и главным из которых является авторский замысел. Говоря об истории создания скульптуры, Шариф Шахмарданович отмечает, что ранее на этом же месте в Приозерске возвышалось изваяние, выполненное из бетона, однако ветра и дожди оказали разрушительное воздействие на ломкий материал, и произведение постепенно рассыпалось. Новое скульптурное творение должно было увековечить память о воинах на долгие годы, поэтому выбор пал на гениального скульптора Шахмарданова, чьи руки создали не один десяток монументальных произведений. Они установлены в России, родном Дагестане и за рубежом. Причем и кураторство, и непосредственное участие в возведении памятника принимала администрация Президента России, что подчеркивает значимость этого скульптурного творения.
Двухфигурный памятник, включающий образ воина с автоматом в руке, выражает стойкость защитника Родины, мужественно и непреклонно стоящего на ногах, готового отразить надвигающуюся опасность. Его дополняет образ девочки, склонившейся к цветку у ног воина, и этот цветок – являет собой символ мирного существования, стремления к добру и красоте. Высота композиции составила 2,60 м, что придает ей особую величавую объемость и завершенность. На собрании по случаю открытия Шахмарданову задали вопрос о его национальной принадлежности, на что скульптор с гордостью ответил: «Я дагестанец», и вслед за этим прозвучало немало положительных откликов о земляках, добросовестно выполняющих свой патриотический долг в ходе Специальной военной операции. Надо ли говорить о том, что скульптору эти отзывы о дагестанских воинах были особенно приятны, как и награда Ленинградской области, врученная Шахмарданову на торжественном мероприятии по случаю открытия памятника.
После открытия памятника Воину-освободителю к Шарифу Шахмардановичу вновь обратилось руководство Ленинградской области с предложением увековечить память людей, участвовавших в оборонительных боях над переправой, перекинутой через реку Неву. Работа предстоит гранадиозная, признается Шахмарданов, потому как длина моста, находящегося в Кировском районе Ленинградской области, составляет 600 метров, к тому же он укреплен 29 подпорами высотой до 10 метров, выступающими своего рода фоном для этой работы. Каким образом скульптор воплотит битву на этих 10-метровых подпорах – необьяснимо и невообразимо. Но для Шарифа Шахмардановича нет сложных задач, замысел работы он постепенно прорабатывает и, по его словам, пригласит художников-помощников для реализации задуманного. К слову, в той же местности Шариф Шахмарданов также будет работать над созданием скульптурной группы воинов на месте ранее утраченной церкви.
СКОЛЬКО ВСЕВЫШНИЙ ДАСТ
Несмотря на то, что Шариф Шахмарданович тесно связал свою жизнь с Петербургом, земляки-дагестанцы часто обращаются к знаменитому творцу с просьбами создать живописные или скульптурные произведения. Так, к Шахмарданову обратился один из первых инициаторов увековечения памяти Героя России, ветерана Великой Отечественной войны Абдулхакима Исмаилова – Эльбрус Кадиев, который не только выступил с идеей создания бюста ветерана, но и провел колоссальную работу по сбору подписей жителей района и сам непосредственно встречался с родственниками ветерана Великой Отечественной войны. Большую общественную работу в этом направлении – по воплощению памятника – Эльбрус Джамалдинович продолжает и сейчас, что, по мнению Шарифа Шахмардановича, объясняется выражением высшей степени патриотизма, который на генетическом уровне заложен в дагестанцах. По собственному признанию Шахмарданова, именно к этой работе он относится с особенным трепетом – ведь речь идет о памяти прославленного соотечественника – ветерана Великой Отечественной войны, водрузившего знамя Победы над Рейхстагом. Просьба об увековечении памяти Героя Российской Федерации содержится в письме жителей сел Хасавюртовского района, направленном в адрес комиссии при Главе Республики Дагестан по увековечению памяти выдающихся деятелей, заслуженных лиц, а также исторических событий в Республике Дагестан. «Жители района просят поручить исполнение памятника заслуженному художнику России, народному художнику РД, академику Шахмарданову Шарифу Шахмардановичу», – дословно говорится в тексте обращения. Шахмарданов уже создал два эскиза, один из которых предстоит реализовать. Руководство Администрации города Махачкалы, куда скульптор представил макеты своих работ, также проявило особую заинтересованность идеей увековечения имени ветерана. По словам скульптора, планируется, что памятник будет поставлен в одной из махачкалинских школ. «Этот памятник особенно нужен и важен для нас сейчас, – задумчиво говорит Шариф Шахмарданович, – ведь он символ той Великой Отечественной войны, которая перекликается с нынешними событиями. Наши воины вновь, как и десятилетия назад, защищают Родину от происков нацистов, и дагестанцы вместе со всеми – в первых рядах».
К тому же это событие соотносится с установкой монумента в Петербурге Воину-освободителю, и там, как и здесь, важную роль в воплощении патриотического символа выполняет дагестанец.
Невероятная востребованность Шахмарданова как скульптора и художника задает темп его жизни. Он всегда в работе и часто бывает в Дагестане, где многие произведения скульптуры являются его авторскими работами. «Себя я считаю дагестанским скульптором и живописцем. Для меня не имеет значения нация человека, обратившегося с заказом выполнить работу – я рассматриваю это как искусство, помноженное на великую историю народа, живущего в Дагестане. Я так вижу и чувствую себя, поэтому всем объявляю себя дагестанским художником, а не скульптором определенной национальности, и за пределами Дагестана все знают, что моя малая родина находится здесь. В разговоре с друзьями всегда говорю, я еду домой, имея в виду Дагестан. “Как домой, – удивляются они. – Ты же в г. Санкт-Петербурге живешь”. Я здесь нахожусь в длительной командировке, а дом у меня в Дагестане», – то ли шутя, то ли всерьез парирует он и делает небольшое, но важное дополнение к сказанному: «В Петербурге хорошие цеха, литейщики, идеально выполняющие свою работу. Я изготавливаю работу в глине, а мастера снимают форму, которая затем будет отлита в бронзе. Причем качественное снятие формы – это залог качественного художественного литья из бронзы».
Произведение монументального искусства – это часть реализации творческого замысла. Шахмарданов твердо уверен – поставленный памятник должен быть правильно оформлен. Иначе он как бриллиант без оправы… «Как мы все относимся к памятникам? Просто, чтобы установить или же чтобы создать некую культурообразующую атмосферу в городе. Ведь когда памятник устанавливают, он не стоит обособленно сам по себе, он является некой точкой притяжения, собирая архитектуру, дорожные линии в единое композиционное целое. Мы должны стремиться к этому… Не просто воздвигнуть, но сделать это правильно, чтобы памятник засиял, как бриллиант, оформленный в оправу», – объясняет он свое видение. Одна из работ Шарифа Шахмарданова – известная скульптурная конная фигура – «Защитник Отечества», установленная в Махачкале. Это собирательный образ всех героев-дагестанцев, посвятивших свою жизнь делу защиты Отечества. Именно эта работа вошла в Юбилейную энциклопедию Российской Академии художеств наряду с лучшими скульптурными работами последнего десятилетия. Уникальность произведения заключается в его исполнении – это единственный в мире конный памятник, показанный в движении – гениальность скульптора заключается не только в передаче динамики, но и в придании устойчивости композиции, выходящей за пределы постамента… По факту памятник парит в воздухе! Поэтому к разговорам вокруг памятника о том, какому защитнику Отечества он посвящен – Шахмарданов философски равнодушен: «Мне жаль людей, которые, не разбираясь в искусстве, воображают, что могут оценивать работы, ничего не создав сами». Сейчас он озабочен проблемой создания красивого постамента, который видится ему в форме скалы, обрамленной гранитными камнями. К тому же памятник в ночное время теряется из виду, растворяясь во мраке. Поэтому, считает он, памятник нуждается в подсветке наподобие того, как это делают в мегаполисах, чтобы фигура была видна в темное время суток и создавала ту неповторимую атмосферу, какую придают памятники городам.
Шахмарданов – автор более 20-ти монументальных работ, профессор кафедры искусств Института искусств, реставрации и строительства (г.Санкт-Петербург), народный художник Дагестана, заслуженный художник России, лауреат Государственной премии Дагестана, и он с большим интересом наблюдает за творчеством своих дагестанских коллег. «Я считаю, что наши дагестанские авторы очень талантливы. И не надо думать, что кто-то в других городах лучше. Нужно очень много работать», – подчеркивает он. Эта фраза применима в первую очередь к нему самому, и трудно счесть все работы, созданные им за последние десятилетия и за то время, пока он находился в Дагестане до переезда в Санкт-Петербург.
И еще один невероятно важный штрих к портрету скульптора – являясь выпускником Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, где он обучался в ведущей мастерской вуза академика А.А. Мыльникова, спустя годы ученик смог воздать дань памяти своему учителю. Так получилось, что Шахмарданов стал инициатором и принял участие в увековечении памяти А.А. Мыльникова в г. Санкт-Петербурге… Ведь тогда многие годы назад, вспоминает Шахмарданов, после второго курса института академик принял его в ученики, выбрав 5 человек из почти пятидесяти желающих посещать его занятия.
Хотя Шариф Шахмарданов достиг тех вершин, с высоты которых он может созерцать прошедшие годы с чувством гордости за себя и созданные произведения, он… не готов остановиться и не ставит планок, наподобие того, что «я выполню эту работу и поставлю на этом точку». «Я свое слово в жизни уже сказал. А остальное – сколько Всевышний даст, столько и буду работать на благо нашей Родины», – полагает он.
Лариса ДИБИРОВА