Какие грехи могут привести к уходу из жизни без имана?

Уйти из мирской жизни, будучи верующим, не потеряв свой иман – одно из самых заветных желаний верующего, потому что потеря веры в момент смерти лишает человека Рая, каким бы праведным он ни был и какие бы поклонения и благодеяния он ни совершал в этом мире. Плохой конец, да остережет нас Всевышний от него, – это большая беда для любого человека. Поэтому верующий все время должен остерегаться причин и действий, которые могут привести его к уходу из жизни вне имана.

 

Упорство в грехах

Упорство в грехах, постоянное ослушание предписаний Всевышнего Создателя, беспечность в поминании Аллаха и небрежность к Его запретам являются одними из причин, приводящих к уходу из жизни без имана.

Аль-Хафиз Ибн Касир в своей книге «Аль-Бидая в ан-Нихая» пишет об этом следующее: «Поистине, грехи, ослушание Аллаху и страсти в момент смерти покидают того, кто их совершал, на произвол судьбы. Помимо этого, его унижает шайтан. Одновременно в человеке сочетаются упорство в грехах и слабость имана, и вследствие всего этого его ждет плохой конец (он уходит из жизни без имана)».

Шейх аль-Ислям Ибн Хаджар Аль-Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» пишет об этом следующее: «Грехи – это посыльный неверия. Поэтому есть опасения, что того, кто упорствует в грехах, упорство может привести к плохому концу (то есть к уходу из жизни вне имана)».

 

Увлеченность мирским

Увлеченность мирскими делами вкупе с пренебрежением ахиратом и тем, что может принести пользу в ахирате, является еще одной причиной, которая может привести к уходу из жизни вне имана. Такой человек вряд ли вернется к своему Господу и предстанет перед Ним с искренним сердцем и душой.

Имам Абу Аль-Аббас Аль-Куртуби в своей книге «Ат-Тазкира би-ахвали аль-мата в Умур аль-Ахира» пишет об этом следующее: «Подобные ситуации очень часто возникают у людей, над которыми возобладала увлеченность мирским и забота о бренных делах. Нам рассказали, что один из торговых агентов находился при смерти, и ему сказали: “Говори: Ля иляhа илля-ЛЛаh (Нет никого и ничего, достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха)”, а он начал повторять: “Три с половиной, четыре с половиной…” Его работа одержала верх над ним.

Я сам видел одного из учетчиков, который был очень болен, и на смертном одре он, сгибая пальцы, вычислял что-то. Другому человеку сказали: “Говори: Ля иляhа илля-ЛЛаh (Нет никого и ничего, достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха)”, и он стал в ответ говорить: “Такой-то дом отремонтируйте… В таком-то саду проведите такие-то и такие-то работы…”».

Ислам не запрещает человеку зарабатывать на жизнь и заниматься мирскими делами, если он занимается дозволенной деятельностью. В торговле, посредничестве и прочих мирских делах нет ничего предосудительного, но это все не должно войти в сердце и душу верующего и стать единственной целью его жизни.

Дозволенный заработок и добывание средств на существование для себя и для тех, кого человек должен обеспечивать, является обязанностью верующего. Но когда он увлекается этим и забывает об ахирате, это может повредить его религии и привести к плохому концу.

Великий ученый имам аль-Газали в своей книге «Ихья ‘улум ад-Дин» пишет следующее: «Есть множество причин, которые приводят человека к плохому концу: приверженность к бид‘а (нововведениям), лицемерие, гордыня и все прочие порицаемые качества. Поэтому сахабы (сподвижники Пророка ﷺ) очень боялись лицемерия».

По этому поводу Аль-Хасан (да будет доволен им Аллах) говорил: «Знал бы я, что чист от лицемерия – это было бы для меня любимее всего, над чем восходит солнце».

Они при этом не имели в виду лицемерие (нифак), которое подразумевает противоположное иману (то есть лицемерие, которое выводит из религии), напротив, они подразумевали лицемерие, которое сочетается с основой имана. Следовательно, человек, обладающий этим качеством, является лицемерным мусульманином; такое лицемерие имеет множество признаков.

Так, в хадисе, который передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен ими обоими Аллах), сообщается, что] Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто обладает всеми четырьмя качествами, является истинным лицемером (в полном смысле этого слова), даже если он молится, постится и утверждает, что он мусульманин. А тот, кому свойственно какое-либо одно из них, обладает лишь признаком лицемера, пока не избавится от него. Подобные качества присущи тому, кто лжет, когда рассказывает о чем-нибудь, нарушает обещание, которое дал, предает, когда ему доверяют, и допускает беззаконие, когда враждует с кем-либо» (Бухари, 2459; Муслим, 58; Абу Дауд, 4688; Тирмизи, 2632).

В другой версии этого хадиса (вместо «предает, когда ему доверяют») сообщается: «…поступает вероломно, когда заключает договор…”».

В этом и подобных хадисах, как отмечается выше, речь идет о лицемерии, проявляющемся в делах. Что же касается лицемерия в сердце, то об этом мы не можем знать – о лицемерии в душе можно узнать только из откровения от Аллаха.

Поэтому тот, кто правдив в сердце и на словах, но кому присуще какое-либо из этих качеств, не считается впавшим в неверие или лицемером (мунафиком), который вечно пребудет в Аду.

Эти свойства – признаки лицемерия, и их обладатель подобен лицемеру только в этих качествах и ведет себя, как лицемер, ведь лицемерие – это сокрытие в душе того, что противоположно демонстрируемому.

Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», пишет следующее: «Слова Пророка ﷺ о том, что такой человек является истинным лицемером (в полном смысле этого слова), означают, что он очень сильно похож на лицемера из-за наличия у него этих свойств.

Некоторые ученые сказали, что это относится к тем, у кого эти качества являются постоянными. Что же касается тех, у кого подобные качества проявляются очень редко, то они не относятся к этой категории».

Из вышеприведенного мы понимаем, что лицемерие бывает двух видов: лицемерие, имеющее отношение к убеждениям, и лицемерие, проявляющееся в делах, которое, в отличие от первого, не выводит человека из ислама.

В этом хадисе же подразумевается именно второй вид лицемерия. Тем не менее даже если этот вид лицемерия не выводит человека из ислама, он может привести его к уходу из жизни вне имана.

Из всего вышеприведенного вытекает, что каждый верующий должен остерегаться всего, что может его привести к уходу из жизни вне имана, да защитит нас Всевышний от этого. Поэтому мы все время должны быть заняты подготовкой к моменту смерти, всегда помнить и поминать Всевышнего Аллаха, искоренять в сердцах любовь к мирскому, следить за собой и удерживать все свои органы от грехов и даже от мыслей о них.

Нельзя даже смотреть на греховное и на тех, кто совершает грехи, ведь это влияет на наши сердца. И начинать все это следует здесь и сейчас. Нельзя откладывать это, говоря: «Я подготовлюсь к смерти ближе к концу жизни», ведь каждый наш вздох может стать последним.

Муслим АБДУЛАЕВ, islamdag.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы встретился с представителями Государственного фонда “Защитники Отечества”

13 сентября, мэр столицы Дагестана Юсуп Умавов провёл встречу с представителями Государственного фонда "Защитники Отечества". Во встрече участвовали: Абдурахман Махмудов,...

В Махачкале стартовали работы по благоустройству сквера на улице Времена Года

В столице Дагестана по итогам рейтингового голосования стартовали работы по благоустройству сквера на улице Времена Года. В 2023 году...

В Махачкале пройдет VIII Всероссийский фестиваль «Русская сцена»

VIII Всероссийский фестиваль «Русская сцена» пройдет в Махачкале  с 1 по 9 октября. В нем примут участие театральные коллективы...

Не забывай премьерный вечер: благодаря Wink.ru «Комбинация» встретилась со своей юностью

В столичном кинотеатре «Октябрь» прошла светская премьера восьмисерийного байопика онлайн-кинотеатра Wink.ru о культовой женской поп-группе «Комбинация» (18+). Первая серия...
spot_imgspot_img

На сухогрузе «Махачкала» был потушен условный пожар

В Махачкалинском морском порту прошли тактико-специальные учения, направленные на отработку слаженных действий персонала, порядок оповещения о пожаре, изучение оперативно-тактических...

Мэр Махачкалы провёл урок мужества в гимназии №13

Мэр столицы Дагестана Юсуп Умавов провёл урок мужества в гимназии №13. Уроки мужества, приуроченные к 25-летию со дня разгрома...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам