29 августа на базе Махачалинской школы №61 прошла ежегодная Августовская конференция педагогических работников «Образовательное пространство Махачкалы: достижения, проблемы, перспективы».
В конференции приняли участие глава города Махачкалы Юсуп Умавов, министр образования и науки РД Яхья Бучаев, ректор ДГУ Муртазали Рабаданов, ректор ДГУНХ Ахмед Бучаев и и.о. начальника Управления образования г. Махачкалы Мурад Шафиев.
УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ
Словами благодарности в адрес учителей конференцию открыл Юсуп Умавов. Велика роль педагога в жизни общества, именно он находится у истоков формирования творческой личности.
Градоначальник отметил в своем выступлении, что столица Дагестана является одним из самых крупных городов Северного Кавказа с фактическим населением более 1 млн человек.
В Махачкале функционирует большое количество образовательных учреждений, в которых трудятся более 8 тысяч педагогов.
– Это замечательные специалисты, влюбленные в свою профессию, верные долгу, истинные патриоты нашей Родины, – сказал он.
Мэр сообщил, что в завершившемся учебном году в Махачкале 11 стобалльников, 2 призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, 28 дипломантов Международного форума научной молодежи «Шаг в будущее».
Юсуп Умавов выразил благодарность Главе РД Сергею Меликову, для которого приоритет – система модернизации образования молодежи, ее совершенствование и развитие.
– Благодаря руководству республики на территории дагестанской столицы проводятся строительство и реконструкция образовательных организаций, обновление материально-технической базы, поощрение выдающихся учащихся и их учителей, организация досуга и комфортных условий труда, – заявил мэр столицы.
ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
Выступивший следом Нурбаганд Нурбагандов, заместитель председателя Комитета ГД РФ по просвещению, поделился с педагогами планами и задачами работы комитета по повышению престижа учителя, совершенствованию и развитию всей образовательной системы.
О роли педагога в обществе, значимости его работы говорили в своих выступлениях Яхья Бучаев и Муртазали Рабаданов.
Причем все выступающие делали акцент на том, что конференция проходит в год, объявленный президентом России Годом педагога и наставника и Годом Расула Гамзатова, что придает мероприятию особую роль и значимость.
После выступлений состоялся небольшой концерт силами детей из гимназии №28 и Дворца детского творчества.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Затем слово было предоставлено и.о. начальника Управления образования Махачкалы Мураду Шафиеву. «Слагаемые качества современного образования на муниципальном уровне в условиях системных обновлений» – так назывался его доклад.
Мурад Шафиев сообщил, что в столице функционируют 155 муниципальных образовательных организаций (включая учреждения дополнительного образования), в которых обучается более 125 713 детей: 103 351 учащийся в образовательных организациях, 22 362 воспитанника дошкольных образовательных учреждениях и 12 825 охвачено центрами дополнительного образования.
Все направления функционирования системы образования города определены в муниципальной программе «Развитие системы образования города Махачкалы “Столичное образование” на 2021-2023 годы».
В городе действуют 80 детских садов, которые посещают 22 362 ребенка, из них в возрасте от 3 до 7 лет – 19 999. Сохраняется перегруженность дошкольных образовательных организаций.
– В целях 100-процентного охвата детей дошкольным образованием необходимо строительство еще 30 объектов, – сказал он. – В 2024 году планируется ввод в эксплуатацию детского сада на 120 мест в поселке Шамхал-Термен. В рамках дополнительного соглашения предусмотрено строительство в 2023 году детского сада на 250 мест в поселке Красноармейск.
Мурад Шафиев затронул тему капитального ремонта детских садов. Так, в рамках соответствующего проекта в 4-х детских садах ремонт уже завершен, еще в 3-х будет проведен в 2023 году. В ремонте же нуждается еще 62 здания.
С 1 сентября 2023 года дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФООП ДО.
Еще один важный момент в выступлении: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Что касается общего образования, в столице функционирует 71 образовательное учреждение, где обучается 103 351 учащийся. Ежегодно наблюдается увеличение контингента обучающихся, что приводит к острому дефициту мест в общеобразовательных организациях.
Чтобы организовать односменный режим обучения, в Махачкале необходимо строительство 49 объектов общего образования на 48 012 ученических мест.
В 2023-2024 учебном году планируется ввод 3-х общеобразовательных организаций и одной блок-пристройки на 3554 места. А 1 сентября будут введены 3 новые школы.
До конца года запланировано строительство еще 8-ми объектов образования на 4 994 места.
В рамках государственной программы «Развитие образования» в 2022 году в 19 школах был проведен капитальный ремонт, в 2023-м – в 14-ти.
В связи с переходом на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты все образовательные организации разработали программы начального и общего образования (ФООП).
Новые ФГОС и ФООП подчеркивают необходимость формирования функциональной грамотности школьников. Работа в этом направлении ведется в соответствии с планом Управления образования.
КАДРЫ
Мурад Шафиев сообщил, что в Махачкале сегодня трудится 5 893 учителя, 1 903 педагога дошкольных образовательных организаций и 342 педагога дополнительного образования. При этом существует проблема дефицита учительских кадров.
– В настоящее время зафиксировано 637 вакансий педагогов. Качественное изменение целевого, содержательного и технологического компонентов образовательного процесса школы становится возможным только тогда, когда этим занимаются профессионалы, – подчеркнул он.
Для поддержки и профессионального становления молодых педагогов Управлением образования создана Школа молодого педагога, в которую входит 205 молодых учителей.
С нового учебного года в 18 образовательных учреждениях Махачкалы вводятся психолого-педагогические классы (ППК). Делается это в целях повышения престижа профессии учителя и в рамках Концепции подготовки педкадров.
Столичные работники системы образования активно обмениваются опытом с другими регионами России. Так, в 2022-2023 учебном году были заключены договоры на долгосрочное сотрудничество с Казанью, Уфой, Луганском и Донецком.
– Хочется обратить отдельное внимание на заключение договоров в рамках повышения квалификации педагогических работников между Управлением образования Махачкалы и Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена Санкт-Петербурга, – подчеркнул Шафиев.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ
О повышении качества образования было сказано много. Одним из эффективных механизмов в данной ситуации названо расширение использования цифровых возможностей.
На сегодня оснащенность компьютерами в городе составляет 4 685 единиц. В рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» 44 школы Махачкалы получили необходимое оборудование.
Все школы города подключены к высокоскоростному защищенному Интернету провайдера «Ростелеком», а с января 2023-го – к федеральной государственной информационной системе «Моя школа».
В докладе Мурада Шафиева были затронуты еще такие темы, как гранты, работа с одаренными детьми, государственная аттестация, горячее питание, и другие.
После обмена мнениями по докладу был представлен проект резолюции, с которым могли ознакомиться все присутствующие.
Наталья БУЧЕНКО