Совершая те или иные поклонения, мусульманин этим не только выполняет предписания религии, но и обретает довольство Всевышнего Аллаха. А лучшие из рабов не видят в своей жизни иной цели кроме получения довольства Аллаха и приближения к нему. Как известно, больше всего человека к своему Господу приближает совершение того, что Он вменил в обязанность рабу Своему. Но и совершение желательных поступков не менее важно, и за выполнение разного рода дополнительных желательных поклонений человек получает огромное вознаграждение, и ему прощаются грехи.
Одним из деяний, за которое Всевышний Аллах воздает большую награду и прощает множество грехов, является намаз-тасбих.
Намаз-тасбих совершается в четыре ракаата. Если его совершают днем, то все четыре ракаата желательно совершить вместе, не прерываясь на салям, а если ночью, то следует совершить намаз в два приема по два ракаата. Стоит также отметить, что этот намаз нельзя совершать в периоды, когда нежелательно совершать намазы без причины.
Передается множество хадисов, в которых сообщается о том, что Пророк ﷺ совершал намаз-тасбих, однако многие из этих хадисов ученые считают слабыми. Ибн Аль-Мубарак, как и многие другие ученые, считал совершение тасбих-намаза целесообразным, и все ученые указывали на достоинство этого намаза.
От Абу Рафи‘а (да будет доволен им Аллах) передается, что «однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал ‘Аббасу (да будет доволен им Аллах): “О мой дядя, не оказать ли мне тебе благодеяние, не одарить ли тебя подарком, не принести ли тебе пользу?” Тот ответил: “Конечно, о Посланник Аллаха!”
Тогда Пророк ﷺ сказал: “О дядя, совершай намаз в четыре ракаата, в каждом ракате сначала читай суру “Аль-Фатиху” и еще одну суру, когда же завершишь чтение, по пятнадцать раз произноси слова “Аллаху акбар”, “Аль-хамду ли-Ллях” и “Субхана-Ллах” перед поясным поклоном в каждом ракаате. Потом соверши поясной поклон (руку‘), во время которого произнеси эти слова десять раз, потом выпрямись и (в и‘тидале) произнеси их еще десять раз, потом соверши земной поклон (суджуд), во время которого (во время обоих суджудов) произнеси их еще десять раз, потом выпрямись и (во время сидения между обоими суджудами и после них) произнеси их еще десять раз, прежде чем встать. (Таким образом, в общей сложности) в каждом ракаате (ты произнесешь эти слова семьдесят пять раз и триста раз в течение четырех ракатов, и если даже будет у тебя столько грехов, сколько песка в пустыне, Аллах Всевышний простит их тебе”.
‘Аббас воскликнул: “О Посланник Аллаха, кто же сумеет произносить (все эти слова) каждый день?! “Пророк ﷺ сказал: “Если ты не сможешь произносить их каждый день (то есть совершать такой намаз каждый день), то произноси их каждую пятницу (то есть совершай такую молитву хотя бы раз в неделю), а если не сможешь делать это раз в неделю, то произноси их раз в месяц”, и он продолжал говорить, пока не сказал: “…произноси их раз в год (то есть совершай такой намаз хотя бы раз в году)”» (Тирмизи, Ибн Маджа).
Лучше всего совершать намаз-тасбих следующим образом.
После вступления в намаз читают «Ваджжаххту», затем суру «Аль-Фатиха», затем соответствующую суру, потом до поклона пятнадцать раз произносят: «Субхана Ллахи ва-ль-хамду ли-Ллахи ва ла илаха илла Ллаху ва-Ллаху Акбар».
Эту же молитву «тасбих» по десять раз читают при поясном поклоне (руку‘) и, выпрямляясь, после него (и‘тидаль), затем в земном поклоне (суджуд) и, поднявшись, после него, снова во втором земном поклоне, и поднявшись. Молитву «тасбих» читают после чтения соответствующих азкаров, читаемых в каждой позе. Ее можно читать также до и (или) после обоих «Ат-тахийяту…».
Таким образом, этот «тасбих» читается в каждом ракаате по 75 раз, а во всех четырех ракаатах – 300 раз.
Абдул Ваххаб Ша‘рани (да смилуется над ними Аллах) сказал: «Людям, у которых много грехов, необходимо особенно стараться в совершении этого намаза».
Ибну Хаджар же пишет, что совершение этого намаза каждую ночь и каждый день является суннатом, кроме тех периодов, когда нежелательно совершать намазы.
В земной жизни нам представлены случаи, когда человек имеет возможность значительно увеличить свою награду и удел, а также уменьшить свои грехи и плохие поступки. Одной из таких возможностей, благодаря которой мы можем стать ближе у Всевышнему Аллаху и стереть наши грехи, является тасбих-намаз, о котором идет выше речь.
Пусть примет Аллах наше поклонение и одарит нас высоким положением в мире вечном.
Нурмухаммад ИЗУДИНОВ, islamdag.ru