День работника рекламы в России начали отмечать с 1994 года. Вроде бы не такой и заметный праздник. Мы же ежедневно сталкиваемся с продуктом рекламщиков, порой это влияет на наше настроение, может изменить наши планы на какие-либо покупки и т.д. Из романа «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова мы помним выражение «реклама – двигатель торговли». И это действительно так. Слово «реклама» произошло от латинского reclamare – выкрикивать. Выходит, рекламирование – очень древняя профессия. Сегодня на продвижение товаров и услуг тратятся огромные деньги. Но цель у рекламы во все времена была одна – выделять товар среди конкурентов, раскручивать его и увеличивать продажи.
В Махачкале много рекламных агентств, успешно работающих на этом рынке. И то, что мы видим на билбордах и других носителях, есть их труд. На наш вопрос, какой сегодняшний рекламодатель, руководитель отдела наружной рекламы агентства «Принтрум» Мурад Вагабов отвечает: «С каждым днем требования к рекламе и ее содержанию растут. Если раньше рекламодателю для вывески достаточно было какое-либо фото на красном фоне, то сегодня это не работает. Тщательно разрабатывается дизайн, обсуждается содержание текста. То есть работу делают надолго. А что касается морально-этического содержания, то мы предостерегаем от возможного недовольства содержанием рекламы, так как мы изучаем рынок, и какая может быть реакция жителей на то или иное содержание, уже знаем. В то же время необходимо соблюдать требования, предписанные администрацией города к наружной рекламе. На сегодня реклама – это отрасль, плод работы которой на виду у народа. Поэтому необходимо идти в ногу со временем и в соответствии с жизненным укладом».
Любая реклама или вывеска, находящаяся в городе, согласовывается с властями, и место под эту рекламу выделяется ими же. Мы обратились также за пояснением к начальнику отдела оформления рекламы города Управления торговли, предпринимательства и рекламы Бабату Бабатову.
– В Махачкале можно встретить чуть ли не все разрешенные виды наружной рекламы. Как ведется контроль за ней и каким образом можно получить разрешение на установку билборда?
– Постановлениями Администрации г. Махачкалы №354 от 2 апреля 2018 г. и №324 от 26 марта 2018 г. утверждена схема размещения рекламных конструкций. Каждому специалисту отведены район и улица, за которыми ведется ежедневный мониторинг и выдаются предписания. 405 шт. рекламных конструкций, установленных по итогам конкурса сроком на 5 лет. По истечении этого срока человек (ИП, юридическое лицо) вправе участвовать и подавать документы на получение разрешения. За дополнительной информацией можно обратиться непосредственно в управление.
– В ранних наших публикациях мы писали, со слов представителя Управления рекламы, что вы проводите чистку от фасадной рекламы на улицах Дахадаева, Абубакарова, проспекте Акушинского. Вы завершили эту работу и какие еще улицы проверили?
– Да. На постоянной основе проводится работа по демонтажу незаконных рекламных конструкций и очистке от визуального рекламного мусора. Такая работа была проведена по проспектам имама Шамиля, Расула Гамзатова, улицам Дахадаева, Абубакарова, Мирзабекова, Эмирова, Исмаилова, Батырая, Примакова, Булача, Гагарина, Каммаева, в районе водонапорной башни, ул. Магомеда Гаджиева, Коркмасова, Гайдара Гаджиева, также по въездным магистралям города. Всего демонтировано 5100 рекламных конструкций, очищено более 9500 квадратных метров баннеров, составлено 193 административных протокола на сумму 1 900, 0 тыс. руб.
Освобождены от визуального рекламного мусора и нестационарных торговых объектов прилегающая территория и само здание исторического памятника – водонапорной башни в районе железнодорожного вокзала. Эта работа проводится постоянно, и вы, наверное, сами замечаете, что улицы города постепенно приводятся в порядок. Сами предприниматели тоже понимают, что навязчивая реклама уже не действует, и прибегают к другим, более современным методам продвижения своего бизнеса.
– Может ли любой горожанин разместить у себя на стене дома или на высотных домах ту или иную рекламу?
– Нет. Согласно Решению Собрания депутатов городского округа г. Махачкала от 01.03.2017 №14-8 утверждены правила установки и эксплуатации рекламных конструкций и правила размещения и содержания информационных конструкций, каждая конструкция, размещенная на фасаде здания, должна быть согласована.
– Кто ведет контроль за содержанием рекламы? Кто-нибудь проверяет перед тем, как вывесить этот баннер?
– Контроль за содержанием рекламы ведется, но проверяется по факту размещения. Бывали случаи, что к нам обращались жители по поводу содержания баннеров. Ответственность за текстовую и графическую составляющие рекламы всецело лежит на совести рекламодателя или арендатора. Контроль за содержанием проводит только ФАС. Но и эта служба не сможет повлиять, если не нарушен закон. При нарушении закона или юридических норм подвергают штрафу. То есть реклама на баннерах не должна быть недостоверной, ненадлежащей и т.д. В остальных случаях, если рекламный текст или изображение не соответствует нашему менталитету, то мы выходим на арендатора, и он уже исправляет по нашему предписанию.
– Вдоль проспекта Петра I в Редукторном поселке мы видим баннеры с фотографиями наших военнослужащих, погибших на СВО. Это очень благородное дело. Стенды регулярно обновляются. Кто контролирует эти размещения?
– Да, это небольшая часть из того, что мы должны воздать нашим парням. Конечно, мы понимаем, что восполнить утрату невозможно, но мы обязаны помнить, говорить об их подвиге, об их самоотверженности, проявленной при защите интересов России. Мы готовы помогать всем, чем можем, семьям и близким этих ребят. Данную работу контролирует и проводит Управление торговли, предпринимательства и рекламы города Махачкалы. Вдоль одного из главных проспектов столицы мы выставляем (периодически меняя) фотопортреты наших братьев, отдавших жизни на СВО. Думаю, эту работу мы будем продолжать постоянно.
– Много можно увидеть социальной рекламы. Кто решает эти вопросы и как ведется контроль за размещением таких баннеров?
– Социальная реклама на территории г. Махачкалы является обязательной для рекламораспространителя в пределах 5% от годового объема. Большое внимание уделяется агитации на контрактную службу в войсках РФ, своевременной уплате налогов, соблюдению скоростного режима и Правил дорожного движения, противодействию терроризму и другим мероприятиям.
Магомедрасул ОМАРОВ