В редакцию «МИ» обратился житель г. Махачкалы, проживающий в высотной многоэтажке по ул. З. Космодемьянской, 52. 75-летний Магомед Гусейнов в ходе телефонного разговора рассказал, что, прочитав нашу публикацию о соседнем дворе (46 «а»), где жильцы жаловались на разбитую дворовую территорию, решил позвонить в «МИ» с просьбой о благоустройстве и их двора. Ведь, по его мнению, старожилы дома, к которым он и относится, всегда болели душой за придомовую территорию и старались улучшить ее внешний вид, в том числе и своими силами.
УДОБНЫМ ДЛЯ ВСЕХ
– Нас тут было несколько человек, активистов, не равнодушных к своему дому, двору, – рассказал мне Магомед при личной встрече. Надо сказать, что 75-летний мужчина ввиду своего нездоровья, по его словам, уже 6 лет вынужден находиться большей частью дома, но даже такой вынужденно «затворнический» образ жизни морально не сломил его. Магомед по-прежнему в боевом строю и не желает оставаться в стороне от дел, касающихся дома, в котором он проживает.
– Все вместе несколько лет назад мы старались благоустроить двор, чтобы он был удобным для всех. Беседку оборудовали, игровые элементы для детей установили. Вот посмотрите, – он показывает пальцем в окно, из которого открывается вид на двор. – Видите, как все, что мы делали, постепенно приходит в упадок? Беседка полуразрушена, со временем и детям будет негде играть. Кто должен этим заниматься?
Магомед рассказал, что говорил на эту тему с руководителем ТСЖ. Тот сообщил, что он обращался в соответствующие инстанции с заявлением о благоустройстве. «Но пока ничего здесь не сделали. Нам не благоустроили двор. Никого не беспокоит, что будет с двором. Я, допустим, не в состоянии выходить из дома. Редко и ненадолго выхожу, но у меня сердце болит, когда я вижу бездействие», – объясняет Магомед. Особое беспокойство у него вызывает и тот момент, что двором пытаются пользоваться любители «нескучных вечеров» и возлияний, по вине которых постепенно разрушается созданная жителями хоть и небольшая, но все же дворовая инфраструктура. И по этой причине, в том числе, считает он, из дворовых конструкций пропадают металлические элементы. «Кто это должен контролировать? Я?» – задается Магомед вопросом. «Мне нужно, чтобы двор сохранили, чтобы все, к чему мы приложили руку, оставалось целым, неповрежденным, – говорит он. – 17 октября еще была песочница. Сейчас ее уже нет. Я лег в госпиталь, вернулся – ее убрали уже, потому что была расшатана и могла рухнуть – так мне объяснили. В этом дворе меньше 40 человек не бывает, вечером в хорошую погоду и бабушки с внуками, и школьники здесь находятся. Почему бы не постараться и не сохранить этот двор хотя бы в таком виде? Что нужно сделать для этого? Я хоть и не выхожу, но готов участвовать. Да, детей тут тоже много бывает, но мы для них это создавали все, и делали что возможно. Надо сохранить то, что есть».
Дворовая территория, прилегающая к дому, действительно нуждается в благоустройстве. Асфальт местами неровный, игровая площадка, некогда создаваемая общими силами жильцов, местами повреждена. Беседка, о которой говорил Магомед, лишена кровли, и скорее всего, при внешнем воздействии (человеческий фактор ведь никто не исключает) и воздействии природных стихий, площадка может со временем обветшать и прийти в негодность. Единственный элемент, устойчивый к любым внешним воздействиям – турник, уж он-то простоит еще не один десяток лет. Местами посажены новые саженцы, что придает двору облагороженный вид, и в целом территория двора выглядит опрятно. Видно, что здесь ежедневно сметают мусор.
Магомед показывает мне небольшие объявления, напечатанные по его инициативе. В этих мини-объявлениях содержится просьба к подросткам, чтобы те не мусорили и не портили внешний вид лифтовых кабинок, потому что ими пользуются не только они, но и их бабушки, мамы с маленькими детьми…
ГДЕ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ
Председатель ТСЖ «Зоя» Салих Ибрагимхалилов прокомментировал «МИ» свою позицию, рассказав, что он обращался во все инстанции с просьбами о благоустройстве данной дворовой территории. Да, жильцы общими усилиями участвовали в создании игровой зоны для детей, старались привести двор в порядок, но со временем любая конструкция, находящаяся под воздействием природных и внешних факторов, ветшает. Тем более если речь идет о дворовых элементах. «Там, где есть возможность, мы стараемся поддержать внешний вид, но если речь идет о безопасности людей и детей, в частности, мы не можем принимать пограничную позицию. Приходится убирать то, что травмоопасно, это большая ответственность для меня. Я понимаю, что игнорировать ветхие конструкции не имею права», – объясняет он. Что касается так называемого человеческого фактора, Ибрагимхалилов сообщил, что разговаривает с детьми и их родителями, в случае, если юные жильцы обращаются с оборудованием небрежно. То же самое, если в небрежном обращении замечены взрослые – здесь в случае необходимости председатель ТСЖ может рассчитывать на участкового. По его словам, к помощи участкового тоже приходилось прибегать. Однако, по словам председателя ТСЖ, в случае порчи конструкций они требуют замены. И именно поэтому, считает он, двор нуждается в благоустройстве, и надеется на то, что по их адресу также будут проведены работы в рамках программы благоустройства дворовых территорий.
– Нас включили в программу, но пока что перенесли ремонт, потому что есть более запущенные дворы. В настоящее время мною проводится вся необходимая работа для содержания двора в надлежащем виде, – говорит он и отмечает, что поскольку вначале речь шла о более кратких сроках, жильцы ждали, что двор вот-вот благоустроят. Но, повторяется Салих Ибрагимхалилов, ремонт перенесли и надо просто запастись терпением. – Мы нуждаемся в благоустройстве. Потому что это оборудование стоит не первый год, и я переживаю, что если с кем-то что-то случится, а именно если с ребенком что-то случится. Мы же должны понимать, что гарантий никаких нет…
Да, есть те, кто озабочен состоянием двора, и есть те, кто просто им пользуется, считая, что двор оборудован для их нужд. Пока я осматривала территорию, приметила двух девочек-подростков, сидевших на качелях. Увидев, что я фотографирую, они покинули качели, которые, скажем так, уже не подходят для их возраста. Что примечательно, небрежность свойственна не только подросткам, но и старшему поколению. Так, мужчина лет пятидесяти припарковал свою машину рядом с турником и спокойно удалился. Возможно, были срочные дела, не требующие отлагательств, но этот пример показателен для окружающих и особенно для молодых людей, копирующих поведение старших. В каком-то смысле благоустройство двора и его содержание – это маленькая модель человеческих взаимоотношений. И культуру надо начинать здесь, чтобы имущество двора, города, страны было в сохранности. Чтобы после одного человека смог прийти второй, третий и также воспользоваться этим имуществом себе во благо. Иначе сколько не благоустраивай…
Лариса ДИБИРОВА