И дольше века длится песня

Одним из значимых культурных событий прошлого года была презентация двухтомника «Бурлият Ибрагимова. Голос, переживший времена». Хорошо она прошла, душевно, как все, к чему прикладывают руку президент фонда имени Бурлият Ибрагимовой Патимат Шуайбова и исполнительный директор Сакинат Махмудова.

Все-таки не писатель выбирает тему. На самом деле тема сама находит автора, а в этом случае – и вовсе все было предопределено.

Каким-то непостижимым образом книга вышла похожей на ту, о ком она написана: нарядная, праздничная, жизнелюбивая. От нее будто исходят тепло и свет.

Я беседую с человеком, так увлекательно и завораживающе рассказавшем историю жизни Бурлият Акашимовны, – с заслуженным работником культуры РД, лауреатом премии Правительства РФ и премии «Золотой орел» Саидой Муртузалиевой.

Саида Магомедовна, как вы решились взяться за такую масштабную работу?

– Я не оценивала предстоящий труд с этой позиции. Мне было важнее, что он дает мне возможность выполнить свой долг перед культурой Дагестана, как бы громко это ни звучало. У меня был проект «Знаменитые женщины Дагестана» в Дагестанском государственном книжном издательстве. В его рамках вышло много статей, посвященных нашим современницам, представляющим дагестанскую культуру. Публикации оказались признаны самими героинями и их ближним кругом.

Как и Бурлият Ибрагимовой

– Да, это одно из первых имен, которые мы называем, говоря о судьбах, связанных с творчеством в единое целое. И когда она пришла в издательство с рукописью… Вы знаете, это была незабываемая встреча. При всей своей блистательности так скромна и сдержанна. Очаровательна, деликатна… Узнав о проекте «Знаменитые женщины Дагестана», она рассмеялась своим серебристым смехом: «Знаменитые женщины… Я рада, что попала в эту когорту».

Она же была первой, кто превращал песню в мини-спектакль. Соло-спектакль.

– Во многом она была первой… Сценические образы ее – это же был фурор – роскошь, блеск, сияние. Эти волосы, убранные в красивую прическу. При этом она признавалась, что многие наряды шила сама. Во внешнем облике ярко проявлялось ее «Я» – абсолютная гармония формы и содержания.

Я бы еще отметила умение общаться…

– Не просто умение – талант. Очень уважительная к своим коллегам, щедрая на похвалу окружающим.

Вам удалось в книге высветить все черты Бурлият Акашимовны, не впадая при этом в патетику или приторность…

– Когда строки идут сами, от сердца, это всегда чувствуется. Она будто все время была со мной, пока я создавала эту книгу. Я видела ее внутренним взором – маленькую девочку, в четыре года игравшую на гармонике. Ее бабушку – красавицу Ниярханум, в свое время вместе с сестрой певшую по приглашению в Петербургском императорском дворце.

Вот откуда в Бурлият Ибрагимовой гармоничное сочетание народного и профессионального. Девочка росла, а вместе с нею росло и мастерство. Ее манило таинство сцены, она не только пела, но и чудесно танцевала, еще в дошкольные годы участвовала в выступлениях семейного ансамбля. Когда бабушки не стало, известные для всех мелодии снова ожили в жизни семьи и села, зазвучав на различных праздниках, где юное дарование уже имело поклонников – благодарного зрителя.

А ее дебют на Кремлевской сцене во время декады дагестанского искусства в 1940 году в Москве? Шестилетняя Бурлият вышла на сцену как солистка и получила именные часы из рук Сталина.

В двенадцать лет девочка стала актрисой и одновременно концертмейстером кумыкского сектора кукольного театра. С каким умилением зрители наблюдали, как она, снимая во время очередного представления специальные подставки для ног и едва успев снять с рук кукол, бежала к инструменту для исполнения музыкального проигрыша, а затем после спектакля давала сольный концерт. Уже тогда многие понимали: ее судьба – радовать окружающих своими песнями, делиться дарованием.

Настоящую свою популярность народная артистка Дагестана обрела в 1950 году, впервые выступив на одном из концертов филармонии. Потом были выступления по радио, позже – на телевидении. «Поет Бурлият Ибрагимова…» звучало в эфире как позывные эпохи. Этот голос и образ певицы стали символом народной культуры, женской красоты, изящества, нежности и изысканности. Универсальность сценического имиджа Бурлият Ибрагимовой, разносторонность репертуара обеспечивали ей неизменный успех у публики.

Исполнительская деятельность певицы была богата и многогранна. Она одна из немногих, кто хранил в памяти сотни старинных сказаний-йыров древних кумыкских обрядовых напевов и причитаний, прибауток.

Помнится, и новое она смело осваивала.

– Да, в шестидесятые годы прошлого столетия Бурлият Ибрагимова стала одной из первых исполнительниц кумыкских песен в эстрадном стиле. Народная мелодия, преломленная в ритмах и тембрах джаз-бэнда, звучала особенно свежо и необычно.

Для нее писали свои песни, романсы дагестанские композиторы Г. Гасанов, Н. Дагиров, А. Абрамянц, П. Проскурин, С. Агабабов, С. Керимов. Многим из полюбившихся произведений тех лет Бурлият Акашимовна дала новую жизнь на радио и телевидении. Так стали популярными песни и арии из музыки Н. Дагирова к спектаклю «Черные розы», Г. Гасанова к спектаклю «Айгази» и музыкальной комедии «Юрексюйсе».

Еще одна грань ее богатой творческой биографии была связана с хором Дагестанского радио и телевидения, с которым она выступала в аулах родного Дагестана: на полевых станах перед тружениками сельского хозяйства, в школах, вузах, военных гарнизонах, на многочисленных фестивалях, конкурсах в Нальчике и Владикавказе, Грозном и Майкопе, Ереване и Краснодаре, Москве и Петербурге, в Турции, Франции, Италии, Болгарии, Польше… Все эти концерты проходили с большим успехом. Шестьдесят лет она представляла национальную культуру во многих странах, пела на языках всех республик Кавказа. Ее творчество – яркая и незабываемая страница в летописи музыкальной культуры Дагестана.

Тщательно выписан в книге весь путь этой необыкновенной женщины к славе и признанию.

– Ее многогранный талант с годами обрел особую силу. Одаренности дополняли друг друга. Танцуя на сцене, она изумляла своей грациозностью, артистичностью, доставшимися в наследство от рода Мурадовых и рода Ибрагимовых. Это люди, охватившие большой пласт культуры, давшие жизни очень много красоты.

Моя героиня впитала все старинные йыры, загадки, прибаутки, пословицы, поговорки. Она и в общении использовала поговорки, что делало ее речь образной и живой.

Она выступала перед огромной аудиторией, а каждый ощущал, будто она поет для него одного. Зритель был центром ее внимания. Ее песни с эстрады уходили в народ. Она имела необычайный успех как у людей, создававших культуру, так и у обычных зрителей.

Читатель наверняка обратит внимание на то, что у Бурлият Ибрагимовой был плотный рабочий график.

– В этом проявлялось ее уважение к поклонникам. Она не обделяла вниманием отдаленные аулы и кутаны. Выступала перед полеводами, виноградарями, доярками…

Она готова была идти к своему зрителю в своих чудесных концертных платьях в пол, а на ногах ее были надеты калоши или резиновые сапоги, потому что путь к зрителю лежал по бездорожью. Никогда не жаловалась, как бы далеко ни приходилось добираться.

Когда имеешь дело с творчеством, не удивляешься мистическим совпадениям…

– Вы имеете в виду пророчество Готфрида Алиевича Гасанова? Да, разве может быть случайным совпадение, что Бурлият попала именно к нему и он, послушав ее, изрек: «Она будет соловьем Дагестана».

– Там у него был рояль , – рассказывала она, – а на рояле… Сделала она паузу. А я продолжила: «Стояли две фигурки – матрос, который курил трубку, и китайский болванчик». Бурлият Акашимовна очень удивилась, и я пояснила, что жила в этом дворе и была воспитана на этой музыке. Она была поражена и обрадовалась, как ребенок, этому совпадению, вдруг сблизившему нас.

А когда вышла книга, какая была реакция?

– О, она была счастлива. И я была счастлива, что смогла выразить прозой и стихами все, что долгие годы копилось в ее сердце.

Она была со мной максимально откровенна. И я рада, что оправдала ее доверие.

Я очень благодарна Ларисе Ильиничне Голубевой – главному редактору Дагестанского государственного книжного издательства как творческому человеку, глубоко чувствующему, понимающему и поддерживающему проекты по культуре.

Бурлият Акашимовна понимала, что завершено большое дело. Она сказала: «Вы мне вернули мою жизнь. При жизни установили памятник этой книгой».

Одно оформление чего стоит…

– Я постаралась не только через текст, но и через дизайн донести до читателя драгоценную суть ее личности. Вы же обратили внимание на оглавление – в центре ее фото в виде солнца, а лучи – названия каждой из глав. И в целом этот круг – как круг жизни.

То, что мы вернулись к этому имени, провели презентацию – заслуга фонда имени Бурлият Ибрагимовой. Особо хотела бы отметить исполнительного директора фонда, предпринимателя Сакинат Махмудову.

Творческая натура Сакинат всегда стремится поддержать талантливых людей, и она делает это красиво и легко. Воодушевляет и других, заставляя верить, что нам под силу собрать народные жемчужины в одно ожерелье времени. Я очарована этой женщиной, ее искренностью, деликатностью. Это все от ее семьи, родителей, умевших радоваться жизни и ценить жизнь. Сама Бурлият была такая же.

Что вы испытали, когда позади остались бессонные ночи над рукописью и двухтомник обрел свою жизнь?

– Я рада исполненному долгу перед Бурлият Акашимовной и тому, что смогла в ее образе запечатлеть образ эпохи.

Тагират ГАСАНОВА

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Жителя Дагестана будут судить за содержание наркопритона

Прокуратура Республики Дагестан утвердила обвинительное заключение в отношении жителя Махачкалы по уголовному делу за незаконный сбыт наркотических средств и...

В Махачкале запущена новая автобусная линия через село Агачаул

Организовать маршрутный рейс попросила местная жительница, на что Минтранс отозвались в течение двух следующих месяцев. Для этого был несколько...

Мэр Махачкалы встретился с семьями военнослужащих, погибших в СВО

Сегодня мэр Махачкалы Юсуп Умавов провел встречу с семьями участников спецвоенной операции, отдавших свои жизни за Родину. На встрече Юсуп...

Мэр Махачкалы выразил соболезнования в связи с кончиной супруги Сергея Меликова

Сегодня после продолжительной болезни скончалась супруга Главы Республики Дагестан Сергея Меликова Галина Анатольевна. Мэр Махачкалы Юсуп Умавов в своем...
spot_imgspot_img

В Дагестане проходит Всемирная неделя гармоничных межконфессиональных отношений

В 2010 году на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было предложено считать первую неделю февраля каждого года Всемирной неделей...

В Махачкале выявили очередной незаконно возведенный объект

За счет слаженных действий работников Правового управления и Управления архитектуры и градостроительства (УАиГ) столицы Дагестана очередной объект капитального строительства,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам