«Волшебник» и «Профессор» – борьба двух титанов

Мир «Формулы-1» жесток. Дружба между пилотами, настоящая дружба – очень редкое явление; как правило, часто бывает наоборот, особенно в тех случаях, когда речь идет о борьбе за титул. И неважно, являются ли соперники напарниками или выступают за разные команды.

«Формула-1» богата на острые противостояния сильнейших гонщиков планеты как в прошлом, так и в настоящее время. Сражения Джеймса Ханта и Ники Лауды, Михаэля Шумахера и Мики Хаккинена, Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмилтона вошли в историю гонок, но величайшим соперничеством на трассах «Формулы-1» было и остается противостояние Айртона Сенны и Алена Проста.

Будущие соперники познакомились весной 1984 года на мероприятии, организованном компанией «Мерседес», в связи с открытием обновленной трассы Нюрбургринг после реконструкции. Прост подвез Сенну из аэропорта на трассу, где была организована гонка звезд, в которой участвовали пилоты «Формулы-1» на серийных автомобилях «Мерседес». Прост позже вспоминал: «По дороге мы болтали, и Айртон произвел на меня очень приятное впечатление. Потом мы добрались до автодрома и приступили к тренировкам. Я показал лучшее время в квалификации, он – второе и после этого уже со мной вообще не разговаривал! Тогда это казалось забавным. Потом я лидировал в гонке, но уже через полкруга он вытолкнул меня с трассы. В общем, хорошенькое было начало…»

В том же году состоялось первое их «знакомство» на Гран-при Монако. В тот день в княжестве шел сильный дождь, и участники гонки один за другим вылетали с трассы (в том числе и главные фавориты Ники Лауда и Найджел Мэнселл). Ален Прост лидировал на трассе и призывал остановить гонку в связи с погодными условиями, Айртон Сенна вышел на второе место и быстро догонял француза, ​​на 31-м круге гонка была остановлена по соображениям безопасности. Бразилец в тот день все-таки обошел Проста, но произошло это после того, как директор гонки вывесил красные флаги, останавливая соревнование. Долгое время после этого Сенна считал, что в тот день у него украли победу. Ирония судьбы заключалась в том, что на финише сезона – 1984 Прост проиграл пол-очка Лауде в борьбе за титул.

В 1988 году Сенна стал напарником Проста по «МакЛарен», причем именно сам Прост стал инициатором приглашения Сенны. Тогда француз чувствовал себя частью семьи «МакЛарен» и делал для любимой команды все, что только было в его силах, интересы команды были для него на первом месте. И когда команда выбирала напарника Просту на сезон 1988 года (Сенна или Пике), то Ален сказал, что надо брать Айртона, потому что он более талантлив.

Первая искра будущего пожара в их отношениях вспыхнула на Гран-при Португалии на трассе в Эшториле, когда на главной прямой Прост за счет слип-стрима атаковал Сенну в борьбе за лидерство, а тот начал «завозить» Проста в стену, однако француз не сдался, сумел опередить бразильца и выиграть гонку. После финиша гонки Прост, недовольный маневром Сенны, сказал по этому поводу, что это было очень опасно, и он действительно разозлился, оказавшись у самой стены, думал, что между машинами произойдет контакт и все закончится серьезной аварией, ведь за ними вплотную несся весь пелотон.

Позже четырехкратный чемпион вспоминал события 1988 года: «У Айртона была цель. Было очевидно, что он пришел в “Формулу-1” с конкретной целью, и ею был я. Он очень хотел победить, потому что считал меня лучшим гонщиком той эпохи».

В ходе сезона – 1989 отношения гонщиков окончательно испортились. Во многом на это повлияли позиции мотористов «Хонда» и руководителя команды Рона Денниса, не скрывавших свои симпатии к Сенне. Открытое противостояние между напарниками началось во время проведения «Гран-при Сан-Марино», где гонщики договорились между собой, что пилот, проигравший старт, не будет атаковать напарника по команде до самого финиша. И если первый старт гонки выиграл Сенна, то повторный старт, после аварии Бергера на «Феррари», остался за Простом; однако бразилец на том же круге контратаковал и обошел партнера, в итоге выиграв гонку. На подиуме Прост и Сенна впервые не подали друг другу рук, а Ален не пришел на пресс-конференцию. После гонки Ален обвинил напарника в нарушении соглашения и посчитал произошедшее предательством, и Прост категорически отказался от любого общения.

Кульминацией противостояния напарников стал предпоследний этап сезона – Гран-при Японии, проходивший 22 октября на трассе Сузука. Прост лидировал в чемпионате (опережал Сенну на 16 очков) и готовился взять реванш за прошлый год, находясь в шаге от титула. Единственный шанс у Сенны помешать этому был – это только победа в двух оставшихся гонках. Прост в гонке вновь оказался лидером, обогнав бразильца на старте, а Сенна, подобравшись на дистанцию атаки на 47-м круге, в свойственной ему агрессивной манере попытался атаковать Проста, уверенный, что тот отступит. Однако Ален Прост не отступил и «захлопнул калитку», и оба красно-белых «МакЛарена», сцепившись колесами, медленно выкатились на противоположную сторону трассы. Ален, мотор на болиде которого заглох, сошел с дистанции сразу, Сенна же не сдавался, отчаянно жестикулируя, заставил стюардов вытолкать его болид обратно на трассу, после чего, срезав «эску» по объезду, вернулся в гонку и даже сумел одержать победу.

Но после гонки решением FIA Сенна был дисквалифицирован – в вину ему вменили сразу несколько нарушений правил. После этого произошел уникальный случай: Рон Деннис, руководитель команды, подал протест против одного из своих гонщиков в пользу другого. Иск не был удовлетворен – Ален Прост стал чемпионом сезона – 1989, этот титул стал третьим в его карьере.

Прост еще раньше решил, что этот сезон – его последний в «МакЛарене», после истечения контракта он даже не пытался вести переговоры о его продлении. Свою последнюю победу в составе команды он одержал 10 сентября на Гран-при Италии, и полученный за свою победу в Монце кубок он демонстративно выбросил в толпу фанатов…

Обиженный на боссов «МакЛарена» и «Хонды», он со скандалом перешел в «Феррари». Перед стартом сезона – 1990 Прост проделал для итальянцев огромную тестовую работу. Несмотря на то, что лидером чемпионата по-прежнему оставался «МакЛарен» с их мощным двигателем «Хонда», «Феррари» вплотную подобрались к ним. И вновь главными соперниками в сезоне – 1990 стали Ален Прост и Айртон Сенна. Лидерство по ходу чемпионата несколько раз переходило из рук в руки. И вновь решающая битва за титул произошла в Японии. Перед гонкой на брифинге пилотов объявили, что больше дисквалифицировать за срезку в случае аварии не будут, именно в тот момент Сенна решил, что если Прост будет впереди, то из первого поворота гонки не выйдет. Как только погасли стартовые огни светофора, Прост, хоть и стартовал вторым, к первому повороту подошел лидером. При входе в первый поворот бразилец поддел заднюю часть «Феррари» Проста, продолжив двигаться по прямой, и оба соперника сошли, но на этот раз, в отличие от предыдущего сезона, в чемпионате лидировал Сенна, и его устраивал обоюдный сход, бразилец стал чемпионом во второй раз.

В конце 1993 года вражда между двумя гениальными пилотами сошла на нет, когда Прост вместе с «Уильямс» смог в четвертый раз стать сильнейшим на планете и решил уйти из «Формулы-1». И тогда произошло невероятное – заклятые враги, которые отказывались жать друг другу руки и не называли друг друга по имени, стали друзьями.

После победы в квалификации на Гран-при Австралии Сенна сказал французским журналистам, что его не тронул уход сначала Пике потом Мэнселла (тоже бывшие его соперники в борьбе за титулы), но теперь, когда уходит Прост, он чувствует себя осиротевшим, и его уход оставляет после себя вакуум, который ему одному не заполнить.

В последней гонке Проста победу одержал бразилец, после чего настоял, чтобы французский пилот поднялся с ним на верхнюю ступень. «Профессор» дал победить «Волшебнику» в гонке, что позволило бразильцу стать вторым в личном зачете. И это был не первый случай, когда Ален Прост, понявший в том году, что никто не сможет отобрать у него четвертый титул, прощал Сенну и позволял ему иногда опережать себя. После финиша в закрытом парке Айртон первым протянул руку Алену, а на подиуме, протянув руку в ожидании руки Айртона, полуобернулся спиной к стае фотокорреспондентов, и Сенна, сжав ладонь Проста, втянул его к себе на верхнюю ступень. Они обнялись. Впервые после Аделаиды – 88!

Так ушла в историю самая главная битва в истории «Формулы-1», невероятная борьба между двумя яркими личностями, обладающими разным менталитетом и разным воспитанием. Это было невероятное соперничество.

Символично, что перед стартом трагического «Гран-при Сан-Марино», словно предчувствуя беду, Айртон пожал руку Алену, который в ответ сказал ему: «Мы не были друзьями, но, может быть, мы можем стать ими в будущем».

Встретившись перед той трагической гонкой, они оба понимали, времени, чтобы излить друг другу душу, нет. Они не пытались удержать друг друга: несколько слов, улыбка, теплое, чистое и долгое рукопожатие… Они сказали друг другу все, не обменявшись и десятком слов. Они разделили это мгновение друг с другом… А час с небольшим спустя Ален, окаменев от ужаса и боли, смотрел, как сине-белый болид с двойкой на носу, сорвавшись в повороте Тамбурелло уходит в стену, и только давился беззвучными слезами, не умея и не желая скрывать свою боль.

Прост был одним из тех, кто нес гроб с телом Сенны 5 мая 1994 года на мемориальное кладбище «Морумби» в Сан-Паулу. Его прощальные слова: «Мы примирились с тем, что мы – разные. И перестали переделывать друг друга. Мы были необходимы друг другу, друг без друга мы никогда не стали бы тем, чем стали, наши карьеры были бы совсем иными. Мы любили быть соперниками, спорить, обожали наши пикировки, потому что всегда оставались друг для друга тем, кого непременно нужно превзойти. А однажды сделали открытие: мы – одно целое, и один не может жить без другого. Мы были противниками, но всегда оставались очень близкими друг другу людьми. Я горд, что нам довелось соперничать. Десять лет это было: Сенна – Прост, Прост – Сенна. Айртон – единственный, кого я бесконечно уважал на трассе. Я уверен, мы были бы вместе и в будущем. А теперь… Все, что в моей жизни было связано с ним, зачеркнуто. И в память о нем, в знак нашей взаимной верности я никогда больше не сяду за руль “Формулы-1”. Айртон был моим единственным соперником. И другого не будет».

Гарун КАБИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Сулейман Керимов планирует принять участие в приватизации морского торгового порта Махачкалы

Сенатор от Республики Дагестан Сулейман Керимов планирует принять участие в приватизации махачкалинского морского торгового порта. Об этом сообщил в...

Мэр Махачкалы встретился с жильцами одного из многоквартирных домов города

7 июня мэр Махачкалы Юсуп Умавов по поручению Главы Дагестана Сергея Меликова провел встречу с жильцами многоквартирного дома №...

Мэр Махачкалы встретился с управляющим ВТБ в СКФО, а также генеральным директором ООО «Дагестан СтеклоТара» и ООО «Каспийский завод стекловолокна»

7 июня Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов провел встречу с управляющим ВТБ в СКФО – вице-президентом банка Александром Дыренко...

ПСБ и Министерство спорта России договорились развивать спортивную инфраструктуру России

ПСБ и Минспорта в ходе XXVII Петербургского международного экономического форума заключили соглашение о сотрудничестве, направленное на комплексное содействие развитию...
spot_imgspot_img

Для общественного транспорта Махачкалы предоставят более 60 автобусов

Республика Дагестан до конца года получит более 60 новых автобусов для общественного транспорта Махачкалы. Расширение сотрудничества республики и ПАО...

Мэр Махачкалы посетил муниципальное предприятие «АРИЭЛЬ»

Вчера, Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов посетил муниципальное предприятие «АРИЭЛЬ». Вместе со своим заместителем Османом Османовым градоначальник осмотрел помещения...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам